Метан, уголь и полтора градуса: чем закончился климатический саммит в Глазго
Участники климатического саммита в Глазго подписали ряд важных соглашений, способных существенно сократить выбросы парниковых газов в атмосферу. Россия, пожалуй, впервые четко сформулировала свою позицию и стала полноправным участником зеленой повестки; теперь важно усилить свое участие в выработке глобальных решений. Научно-учебная лаборатория экономики изменения климата факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ провела экспертный диалог «Как оценить итоги климатического саммита в Глазго».
Заведующий лабораторией экономики изменения климата, руководитель департамента мировой экономики ФМЭМП ВШЭ Игорь Макаров, участвовавший в саммите, рассказал, что работа шла по четырем ключевым направлениям. Встреча лидеров государств особенно активно освещалась в СМИ, но наиболее значительными стали переговоры по конкретным аспектам Парижского соглашения. Другими важными пунктами встречи были обсуждение правительственных и бизнес-проектов развития зеленой экономики и дискуссии с участием гражданских активистов.
Игорь Макаров
Игорь Макаров отмечает, что прорывные инициативы на саммите не были представлены, но были приняты декларации о сокращении потребления угля, вырубки лесов, выбросов метана и переходе автомобильных компаний к безуглеродным технологиям. Цель отказа от двигателей внутреннего сгорания, отметил он, сегодня ставят компании, выпускающие 19% автомобилей в мире, хотя пока о ней не заявили такие гиганты, как БМВ и «Фольксваген». Кроме того, все большее количество стран декларирует готовность к достижению углеродной нейтральности, хотя часто с очень отдаленными сроками и специальными условиями. Например, Индия поставила такую цель на 2070 год и готова сделать это только при наличии значительной внешней помощи.
Важным документом стало принятие США и Китаем совместного плана действий в климатической сфере до 2030 года. «Это большой шаг вперед. На полях Парижской конференции тоже была принята американо-китайская декларация, но там были только общие слова, а здесь мы видим очень детально проработанный план действий», — сказал Игорь Макаров. Он отметил, что Пекин, как правило, подписывает подобные документы, только если действительно собирается им следовать. Подписание соглашения между двумя крупнейшими мировыми экономиками и крупнейшими эмитентами парниковых газов Игорь Макаров назвал приятным и немного неожиданным итогом саммита.
Он также обратил внимание на ситуацию с принятием итоговой декларации саммита. В ней впервые появился пункт о снижении потребления угля, причем первоначально предполагалось принятие формулировки о полном отказе от этого вида топлива, но в последний момент из-за негативной позиции Индии формулировка оказалась смягчена. Однако в целом саммит показал готовность стран постепенно отходить от угля. В том числе и главного его потребителя — Китая, который всерьез намерен уменьшить его долю в энергобалансе, а нынешний энергокризис в стране может ускорить переход к возобновляемым источникам энергии, природному газу и атомной энергетике.
В качестве главной проблемы действующего международного режима в области противодействия изменению климата Игорь Макаров назвал нежелание развитых стран способствовать сокращению выбросов за пределами своей территории, в развивающемся мире. «Нужно увеличивать рост технологического трансфера, расширять проекты в развивающихся странах, финансируемые международными институтами», — уверен эксперт. Снизить выбросы в этих государствах дешевле, именно на такие проекты должны направляться основные потоки зеленого финансирования, но пока такие решения не обсуждаются на политическом уровне.
Гендиректор ООО «КарбонЛаб» Михаил Юлкин назвал саммит полезным: «Это не прорыв, но и не провал». Речь, по его мнению, не идет о единстве позиций по климатической политике, «но договоренность об условных 10 магистральных путях — это лучше, чем 200 бегущих в разные стороны», — уверен Михаил Юлкин.
Михаил Юлкин
На его взгляд, важно обсуждение на саммите метановой проблемы, поскольку выбросы этого газа более опасны, чем эмиссия диоксида углерода. Он полагает, что демонстрация солидарности США и Китая стала сигналом для всего мира о возможности сотрудничества по климатической проблеме даже между государствами, ведущими острое политическое и технологическое соперничество.
Михаил Юлкин также обратил внимание на упоминание о необходимости снижения потребления угля в итоговом документе. Ранее угольная проблема обсуждалась только на полях саммитов. Важна и готовность Китая снижать потребление угля. «Обещание Китая прекратить финансирование угольных проектов за рубежом — удобный повод поймать их на слове и вынудить перенаправить финансовые потоки на вложения в низкоуглеродные инициативы», — считает он.
Эксперт обратил внимание на то, что вложения международных экономических организаций с целью снижения выбросов в развивающихся странах могут не сработать, поскольку у Всемирного банка и МВФ нет инструментов контроля за использованием этих средств. Поэтому важно подключить эти институты непосредственно к реализации климатических проектов, чтобы они завершились результатом, а не нецелевым расходованием.
Игорь Макаров также отметил важность установления единых правил игры по статье 6 Парижского соглашения, касающейся реализации международных низкоуглеродных проектов. Они включают в себя определение нерыночных механизмов сокращения выбросов, сроков реализации таких проектов, в том числе отдельно в лесном секторе, устранение возможностей для двойного счета, чтобы один проект не засчитывался в пользу нескольких стран и компаний. Он полагает, что несмотря на то, что правила реализации статьи 6 были утверждены, объемы трансграничных сделок по реализации низкоуглеродных проектов вряд ли будут высокими.
Участие российских компаний в международных проектах, в том числе привлечение инвестиций в них из-за рубежа, зависит от внутреннего углеродного регулирования, которое пока полностью не создано, и от двухсторонних договоренностей о признании соответствующих проектов на территории России в других странах. Пока, например, ЕС не хочет учитывать отечественные лесные проекты, и предстоят длительные переговоры по этой проблеме.
Игорь Макаров также подчеркнул важность масштабного участия российской делегации в саммите: «Это большой прорыв. Все крупнейшие российские компании были представлены на саммите. Они своими глазами увидели, куда движутся мировые тренды». Но переговорные мощности российской делегации были ограниченными и несравнимыми с теми, что были в распоряжении США, Японии, Китая или Индии, представленных опытными командами переговорщиков с огромным стажем. В России климатической дипломатии длительное время не уделялось должного внимания. Даже несмотря на это Россия добилась положительных результатов по отдельным важным для себя пунктам, и большего вряд ли можно было ожидать, считает эксперт. Для продвижения своей позиции по более широкому кругу вопросов нашей стране необходимо в том числе активизировать подготовку профильных специалистов, полагает Игорь Макаров.
Михаил Юлкин говорит, что одна из причин недостаточного влияния России в области решения климатической проблемы — ограниченность ее обсуждения в нашей стране. Надо тщательнее выбирать спикеров для дискуссий: если приравнивать мнение профессионала к мнению обывателя, то мы будем долго топтаться на одном месте, считает он.
По мнению Игоря Макарова, Москве удалось сформировать и проработать свою позицию в отношении мировой зеленой повестки. «Но дальше эту позицию надо укреплять, разговаривать со странами, которые ее могут разделять. Мы потеряли много лет. У нас были общие интересы с Китаем, но в рамках американо-китайской декларации он фактически поддержал американскую позицию, и этот поезд от нас ушел. Если будем и дальше ждать, уйдут и индийский, и центральноазиатский поезда», — говорит он.
«В целом странам удается договариваться, хотя много разногласий по нюансам. Но зеленая трансформация экономики уже идет, и за последние годы мир сделал большой шаг к осознанию и преодолению климатической проблемы. Поэтому важно понимать, как предотвратить негативные последствия этой трансформации для российской экономики, когда дальнейшая опора на нефть, газ и уголь оказывается бесперспективна. Конечно, саммит в Глазго не был призван изменить мир в одночасье, но шаг в зеленом направлении на нем сделан. Россия это, к счастью, осознала, надо теперь активнее двигаться вместе со всем миром», — подытожил Игорь Макаров.
Вам также может быть интересно:
«Основной фокус — дать понимание, что такое климатическая система»
«Вышка Онлайн» представляет новый курс “Mechanisms of Climate Change”. Слушатели научатся не только критически оценивать информацию в СМИ и отделять научные данные от конспирологических теорий, связанных с изменением климата, но и самостоятельно проводить исследования климатической системы.
Эксперты Вышки презентовали доклад на Климатической конференции ООН
В Центральноазиатском павильоне на 28-й конференции участников Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СOP 2023) состоялась презентация доклада «Индустрия карбонового земледелия в Казахстане: раскрывая возможности», подготовленного при участии экспертов ВШЭ. Мероприятие прошло при поддержке правительства Республики Казахстан.
Как карбоновое земледелие способствует внедрению методов связывания углерода
В рамках председательства в G20 Индия проводит Сбор инициатив по исследованиям и инновациям (RIIG). Директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, научный руководитель Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ Алексей Иванов принял участие в установочной встрече RIIG в качестве представителя от России. В составе российской делегации были представители Министерства науки и высшего образования РФ и ряда научно-исследовательских институтов.
«Это энергия, устремленная в будущее»
Студенты магистратуры и аспирантуры НИУ ВШЭ приняли участие в Российской энергетической неделе — 2022 (РЭН). В рамках дискуссионного клуба «Для понимания», организованного Вышкой, они смогли поговорить с вице-премьером Александром Новаком об энергетической безопасности России, ситуации на глобальном энергорынке и климатической повестке. Также в одной из сессий РЭН приняла участие проректор ВШЭ Вероника Минина.
«Необходимо выбраться из проторенной колеи привычных подходов сельхозпроизводства»
Международный центр конкурентного права и политики БРИКС (Антимонопольный центр) НИУ ВШЭ в рамках Международной недели инвесторов в Астане провел инаугурационный диалог «Борьба с изменением климата в Евразии: углеродные биржи и перспективы карбонового земледелия».
Депрессии, загрязнения и оползни: как влияет изменение климата на жизнь в Арктике
Исследователи рассматривают Арктику не только как стратегический форпост в геополитическом противостоянии, но и как регион со сложными условиями для жизни. При этом глобальное потепление приводит к таянию ледников и вечной мерзлоты, изменениям рельефа, загрязнению окружающей среды и негативно сказывается на условиях жизни коренных народов. Эти и другие темы были представлены на сессии «Проблемы развития Арктики» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Потепление и центробанки: пришло ли время озеленять денежно-кредитную политику
Должны ли центробанки включиться в борьбу с глобальным потеплением? Как они могут это сделать? Не потеряют ли они при этом своей независимости? На эти и другие вопросы искали ответы эксперты Клуба экономической политики ВШЭ.
Убер Кемпф: центробанки должны начать бороться с изменениями климата
«“Озеленение” денежно-кредитной политики. Почему? Когда? Как?» — этой теме посвящена очередная встреча Клуба экономической политики ВШЭ. С ключевым докладом выступит Убер Кемпф, профессор экономики в Высшей нормальной школе Париж-Сакле (Ecole Normale Supérieure Paris-Saclay), научный руководитель Международной лаборатории макроэкономического анализа (МЛМА) ВШЭ. В преддверии встречи он рассказал новостной службе портала о своей работе в Вышке, развитии макроэкономики и роли центральных банков в борьбе с изменениями климата.
Глобальная перестройка: мировое сообщество готовится обнулить вредное воздействие на климат
Больше ста стран уже заявили о том, что видят главной целью своей деятельности в климатической сфере «ноль по выбросам за вычетом поглощения». Глобальный отказ от углеводородов несет для России, получающей значительный доход от экспорта ископаемых энергоносителей, большие риски. Об этом эксперты говорили на научном семинаре «Декарбонизация как глобальный тренд: изменение экономического ландшафта и значение для компаний», организованном НИУ ВШЭ совместно с Ассоциацией европейского бизнеса.
Мир бесповоротно вступил в новый энергетический уклад. А мы — еще нет
30 ноября в Париже начинается международный саммит по климату, проводимый в рамках Конвенции ООН по климатическим изменениям. Цель саммита — впервые «достичь универсального и обязательного для выполнения соглашения, позволяющего эффективно бороться против изменения климата и ускорить переход к обществу и экономике, мало потребляющим углеродные технологии». Один из главных вопросов — будущее возобновляемой энергетики.