Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. — М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — 484 с.
Статистический ежегодник, содержащий данные о развитии образования в Российской Федерации, публикуется уже в четвертый раз. Статистический ежегодник "Образование в Российской Федерации: 2007" продолжает серию публикаций по статистике и мониторингу сферы образования, подготовка которых осуществляется ГУ-ВШЭ совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики и Федеральным агентством по образованию.
Редакционная коллегия: Г.А. Балыхин, Н.И. Булаев, Е.Я. Бутко, Л.М. Гохберг, И.И. Калина, А.Л. Кевеш, Н.В. Ковалева, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко, А.Е. Суринов, И.С. Ульянов.
Авторы: Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева, В.И. Кузнецова, О.К. Озерова, О.Р. Шувалова.
В подготовке отдельных разделов принимали участие: Т.А. Биляк, И.В. Волкова, О.Б. Жихарева, З.Ж. Зайнулина, Н.В. Киселева, Н.Н. Крапивянская, А.А. Моргунова, О.М. Филатова.
Статистический ежегодник, содержащий данные о развитии образования в Российской Федерации, публикуется уже в четвертый раз. Последние два выпуска были изданы в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении". Статистический ежегодник "Образование в Российской Федерации: 2007" продолжает серию публикаций по статистике и мониторингу сферы образования, подготовка которых осуществляется ГУ-ВШЭ совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики и Федеральным агентством по образованию.
Ежегодник традиционно открывают схема, представляющая отечественную систему образования и отражающая изменения, обусловленные новыми законодательными актами, и таблица, содержащая основные показатели образования в Российской Федерации за 1995—2006 гг.
Публикация состоит из десяти крупных разделов, информация в которых структурирована следующим образом.
Раздел "Демографические характеристики и уровень образования населения" включает важнейшие демографические характеристики населения и сведения о его грамотности и уровне образования. Представлены данные о численности населения по возрастным группам и возрастной структуре, рождаемости, смертности, естественном приросте и ожидаемой продолжительность жизни. Здесь же имеется информация о грамотности лиц в возрасте 9—49 лет, уровне образования населения в возрасте 15 лет и старше, численности и структуре занятых в экономике по уровню образования и возрастным группам.
В разделе "Ситуация на рынке труда и трудоустройство профессиональных кадров" представлены разнообразные статистические данные об экономической активности населения и безработице, образовательном уровне трудовых ресурсов. Рассмотрено положение на рынке труда специалистов с педагогическим образованием. В фокусе внимания — выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их трудоустройство (направление на работу) и проблемы безработицы.
Раздел "Экономика образования" содержит информацию государственной статистики, характеризующую экономические аспекты образовательной деятельности. Это основные макроэкономические показатели (счет производства по виду экономической деятельности "Образование" и структура выпуска данного вида экономической деятельности по институциональным секторам). Подробно представлены данные о государственном финансировании образования. Это абсолютные объемы государственных расходов на образование и их доля в валовом внутреннем продукте по отдельным уровням бюджетной системы, а также по статьям функциональной классификации и уровням бюджетной системы. Расходы на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов даны в процентах к валовому внутреннему продукту по уровням образования в целом, а также в расчете на одного учащегося (студента). Представлена информация о финансировании федеральных целевых программ в сфере образования.
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие образования, даны в абсолютном выражении как по России в целом, так и в разрезе субъектов Российской Федерации. Также представлена их структура по формам собственности и источникам финансирования.
Расходы населения на услуги образования характеризуются данными об объеме платных услуг системы образования. Дана подробная информация о расходах различных типов домашних хозяйств на оплату услуг образования. Рассмотрены цели формирования сбережений и соответствующие образовательные ориентации населения.
Максимально подробно представлена платная образовательная деятельность образовательных учреждений, основной характеристикой которой является распределение учащихся (студентов) по источникам финансирования обучения. Описана платная деятельность учреждений всех уровней, начиная от дошкольного и общего образования; есть данные, характеризующие подготовку, переподготовку и повышение квалификации населения в учреждениях НПО по договорам с юридическими и физическими лицами. Приводятся показатели численности, приема студентов и выпуска специалистов учреждениями СПО и ВПО по источникам финансирования, а также средние потребительские цены и индексы потребительских цен на отдельные виды услуг образования.
Данные о расходах организаций на профессиональное обучение (среднемесячные затраты организаций с их дифференциацией по численности работников, по видам экономической деятельности, а также по формам собственности) приведены по материалам выборочного обследования, проводимого Росстатом, последние сведения о которых разрабатывались по итогам 2005 года.
Максимально подробно представлена имеющаяся статистическая информация о заработной плате работников образования в сопоставлении с другими видами экономической деятельности. Сохраняют свою актуальность данные о просроченной задолженности по заработной плате в сфере образования.
В разделе "Персонал образовательных учреждений" содержатся показатели численности занятых в образовании, движения и выбытия работников, половозрастной структуры кадров, данные о стаже педагогической деятельности, образовательном уровне воспитателей, учителей, профессорско-преподавательского состава и других категорий педагогических работников. Важной характеристикой условий образования является показатель численности обучающихся в расчете на одного преподавателя по типам образовательных учреждений.
Раздел "Материально-техническая база образовательных учреждений" включает сведения о состоянии материально-технического обеспечения образовательных учреждений всех уровней образования. Значительное место здесь отведено показателям, характеризующим основные фонды сферы образования, ввод в действие образовательных учреждений, их техническое состояние и благоустройство, а также обеспеченность студентов общежитиями и посадочными местами в организациях общественного питания учебных заведений. Многие из них представлены как по государственным, так и по негосударственным образовательным учреждениям.
В разделе "Информационные и коммуникационные технологии в образовательных учреждениях" приведена актуальная информация о наличии в образовательных учреждениях персональных компьютеров, информационно-вычислительных сетей, программных средств, а также об обеспеченности учащихся и студентов вычислительной техникой — числе персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся государственных и муниципальных дневных средних (полных) общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, государственных и муниципальных учреждений СПО и ВПО. Более подробно представлены данные о наличии и использовании информационно-коммуникационных технологий в высших учебных заведениях, а также о структуре их расходов на соответствующие цели.
Раздел "Деятельность учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей" содержит разнообразные данные о сети таких учреждений, численности детей и учащихся в них. Весьма подробно представлена статистическая информация о развитии общего образования. Помимо основных показателей деятельности общеобразовательных учреждений, есть данные об охвате детей общим образованием, средней наполняемости классов в дневных общеобразовательных учреждениях, доле второгодников в общей численности учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, изучении иностранных языков, аккредитации и лицензировании негосударственных дневных школ, а также статистика деятельности государственных и муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.
Крайне важными являются сведения, характеризующие интернатные учреждения для детей, вопросы воспитания и устройства детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, а также данные о детях, не обучающихся в образовательных учреждениях.
В сборнике приведены основные показатели деятельности учреждений дополнительного образования детей: их число и численность занимавшихся в них детей, отдельно рассмотрена соответствующая деятельность, организованная непосредственно на базе образовательных учреждений.
В раздел "Деятельность учреждений профессионального образования" включены данные о сети, численности учащихся и студентов, приеме и выпуске. Соответствующие показатели представлены по всем уровням профессионального образования: начальному, среднему, высшему и послевузовскому профессиональному образованию.
Важнейшей обобщающей характеристикой деятельности учреждений профессионального образования является охват молодежи начальным, средним, высшим и послевузовским профессиональным образованием.
Деятельность учреждений НПО описывается посредством показателей, характеризующих потребителей соответствующих образовательных услуг — численность учащихся, прием и выпуск, число учреждений НПО. Даны характеристики особой категории обучающихся — детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц с ограниченными возможностями здоровья в составе учащихся учреждений НПО; описана подготовка рабочих учреждениями НПО по договорам с юридическими и физическими лицами.
Аналогичные показатели характеризуют деятельность учреждений СПО. Кроме того, представлена их структура по формам собственности, а также филиальная сеть государственных и муниципальных учреждений СПО.
Основные показатели контингента обучающихся дифференцированы по полу, возрасту и формам обучения. Рассмотрены специализация подготовки студентов в системе СПО и выпуск специалистов по уровню полученных дипломов. Есть данные о численности инвалидов в составе студентов государственных и муниципальных учреждений СПО. Представлены показатели численности, приема студентов и выпуска по странам проживания и источникам финансирования.
Статистика высшего профессионального образования представлена данными о сети вузов и их филиалов. Основные показатели студенческого контингента приведены по формам собственности, видам, формам обучения, полу и возрасту, в разрезе специальностей и направлений подготовки. Подробно описан прием в вузы — абитуриенты, конкурс, ЕГЭ, а информация о выпускниках представлены, помимо стандартных разрезов, по уровню полученных дипломов. Даны показатели численности инвалидов в составе студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений. Есть информация о студентах вузов по странам проживания и источникам финансирования.
Подробно описывается подготовка научных кадров. Основные показатели работы аспирантуры и докторантуры: численность, прием аспирантов и выпуск из аспирантуры представлены с дифференциацией по полу и возрастным группам, отраслям наук. Есть данные, характеризующие результативность подготовки научных кадров. Это удельный вес лиц, завершивших обучение с защитой диссертации. Дана характеристика финансовых условий обучения в аспирантуре и докторантуре.
Многие показатели, описывающие развитие образования, представлены в разрезе субъектов Российской Федерации.
Раздел "Непрерывное образование" в статистический ежегодник включен впервые. Он содержит данные выборочного обследования участия взрослого населения России в различных видах формального образования, дополнительного образования и самообразования, проведенного по методике Евростата. Получение дополнительного образования описывается не только собственно участием; представлены также оценки мотиваций, мест обучения, интенсивности обучения (число часов обучения и количество пройденных курсов) и заинтересованности работодателя (оплата курсов, предоставление рабочего времени). Данные по России приводятся в сопоставлении с результатами специального обследования, проведенного по данной проблематике в 2003 году в двадцати девяти европейских странах.
В разделе "Международные сопоставления" приведены важнейшие показатели развития образования в России и странах ОЭСР. Это данные о расходах на образование, уровне образования населения, занятости и безработице по уровню образования, численности студентов (учащихся) в расчете на 10 тысяч человек населения, иностранных студентах, выпуске специалистов на ступенях высшего и послевузовского образования по областям, численности учащихся (студентов) в расчете на одного учителя (преподавателя) и др.
Каждый раздел сопровождается подробными методологическими комментариями, содержащими определения основных понятий и показателей, что представляется крайне важным для квалифицированного статистического анализа и правильной интерпретации образовательной статистики.
Статистический ежегодник "Образование в Российской Федерации: 2007" обобщает информацию за период с 1995 по 2006 гг.
Н.В.Ковалева, к.э.н
Директор Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета — Высшей школы экономики
Ссылки: