«Объединение науки и искусства — важный мировой тренд»
В Высшей школе экономики состоялся круглый стол, посвященный развитию индустрии научного и научно-популярного кино. Его участники обсудили вопросы поддержки производства и дистрибуции кинопродукции, выбор приоритетных тем, а также поиск новых площадок для демонстрации фильмов.
Мероприятие стало первой дискуссией о развитии научного кино подобного масштаба и привлекло внимание более 100 представителей отрасли. В работе круглого стола приняли участие представители Минкультуры, Министерства науки и высшего образования и Министерство просвещения, Фонда «Сколково» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано. Организаторы круглого стола – Фестиваль актуального научного кино (ФАНК) совместно с группой режиссеров и продюсеров и командой фестиваля Future.Doc. Партнером мероприятия стал Всемирный конгресс научных продюсеров.
Эксперты, в частности, отметили, что интерес аудитории к научному кино стабильно растет, кроме того, зрители готовы смотреть его на большом экране. За последние три года в прокат вышло три российских фильма о науке и природе: «Мозг. Вторая Вселенная», «Мозг Эволюция» (режиссер Юлия Киселева), «Медведи Камчатки. Начало жизни» (режиссеры Ирина Журавлева, Владислав Гришин). В апреле этого года в отечественный прокат выходит новая картина Юлии Киселевой «Робот, я люблю тебя», а в мае 2021 — «Пространство Лобачевского» Екатерины Еременко.
В съемках фильма «Робот, я люблю тебя», а также в лентах о работе мозга приняли участие ученые Вышки: профессор, руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ Мария Фаликман, научный руководитель Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ Михаил Лебедев.
Высшая школа экономики поддерживает различные форматы популяризации науки, в частности, на протяжении последних пяти лет принимает участие в Фестивале актуального научного кино (ФАНК). В рамках фестиваля в 2018 году показы научных фильмов прошли на 160 площадках, в 2019-м — на 200 (вузы и культурно-просветительские центры в 98 городах и 12 селах). В 2020 году в адрес оргкомитета поступило 300 заявок на проведение показов. Из-за пандемии не все площадки смогли провести показы офлайн, при этом количество онлайн-просмотров составило более полутора миллионов.
Организаторы круглого стола выступили с предложениями, которые, на их взгляд, смогут существенно улучшить уровень научного кино в России. Режиссер и продюсер Светлана Резвушкина предложила обратить внимание на необходимость специальных лотов для научных фильмов в конкурсах Министерства культуры. Она считает важным объединять усилия телеканалов, министерств и бизнеса для аккумулирования средств в работе над перспективными и значимыми проектами. Это даст возможность создания серьезного продукта для телевидения и кинопроката, который сможет конкурировать с зарубежными фильмами.
О необходимости сотрудничества режиссеров научного кино с Министерством просвещения говорила режиссер Екатерина Еременко. Она также рассказала о готовности делать адаптированные версии своих фильмов для учебных заведений.
Режиссер Юлия Киселева считает нужным поддерживать не только производство, но и рекламу и прокат научных фильмов: «Если на анонсирование премьеры у нас еще хватает ресурсов, то на поддержку проката — нет. Получается, что то же Министерство культуры выделяет деньги на фильмы, которые потом просто ложатся на полку. Да, мы показываем их на кинофестивалях, но это небольшая зрительская аудитория».
Обратить отдельное внимание на развитие природного документального кино призвала продюсер и режиссер документального кино о природе Ирина Журавлева. Она отметила, что эти фильмы сейчас не показываются на федеральных телеканалах, которые не участвуют и в их производстве.
«Министерство культуры открыто для предложений и готово участвовать в диалоге об улучшении индустрии научного кино», — заявила руководитель департамента кинематографии и цифрового развития, Светлана Максимченко. В 2018—2019 годах Минкультуры России поддержало около 40 научно-популярных фильмов. В 2021 финансирование получат два крупных фестиваля научного кино: ФАНК, который пройдет в Москве и далее по всей России с октября по декабрь, и фестиваль «Мир знаний», запланированный на осень.
Помимо традиционного проката и телепоказа сегодня одной из ключевых площадок для показа становится интернет. Где смотреть научное кино – в кинотеатрах или на youtube, для университетов непринципиально, считает Людмила Мезенцева, руководитель отдела научных коммуникаций Высшей школы экономики. «Мы уверены, что вне зависимости от того, где и как показывается фильм, именно студенческая аудитория — одна из самых благодарных для документального кино», — отметила она, подчеркнув также, что «именно университеты — это центр производства новых научных знаний, куда режиссеры приходят в поисках своих тем и героев».
По словам организаторов, основная цель мероприятия состояла в том, чтобы объединить всех, кто может быть заинтересован в продвижении и развитии научного кино, а именно: производителей, вещателей, государственные институты, в том числе Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, а также институты развития и наукоемкий и технологический бизнес.
«Объединение науки и искусства — важный мировой тренд последних пятнадцати лет. Важнейший фестиваль научного кино CPH: DOX уже несколько лет проводит программу, посвященную науке, она проходит под девизом Science is Culture. Массачусетский технологический университет MIT основал лабораторию документального и экспериментального кино MIT Doc Lab, которая объединяет ученых инженеров и документалистов. Думаю, нам удалось сделать первый шаг в этом направлении, впервые серьезно заявить о научном кино и его потенциале, в ближайшее время мы вернемся с конкретными предложениями по развитию индустрии», — резюмировала программный директор фестиваля ФАНК Ирина Белых.