Буря в образовании: новая школьная реальность в оценках экспертов ВШЭ
С середины марта, как только стало ясно, что жизнь при пандемии радикально перекраивает образовательную сферу, Институт образования НИУ ВШЭ начал изучать нюансы перемен. Страхи, стрессы, старые проблемы и новые точки роста оперативно исследовались, а результаты размещались в открытом доступе. Недавно сотрудники и партнёры института представили свои наблюдения в серии публикаций в «Учительской газете» . Уникальная возможность посмотреть на происходящее с позиции учёных, педагогов, детей и родителей — в подборке IQ.
Исследователи идут на передовую
Только в системе школьного образования прекращение занятий в традиционном формате затронуло около 16 млн детей и 2 млн учителей. Радикальность и размах перестройки заставили исследователей отложить текущие проекты и отправиться на передовую. Свежие анкеты, интервью, масштабные опросы (объём выборки доходил до 70 тыс. респондентов), сотрудничество с Оксфордским университетом, Всемирным банком, Университетом Джонса Хопкинса — о результатах всей этой огромной работы рассказывает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
Под ударом — группа риска
Удаленное обучение детей с ограниченными возможностями находится на низком уровне, школа не справляется с дистантом, карантин ухудшил успеваемость. Итоги опроса родителей, педагогов и представителей НКО из 100 населенных пунктов России на тему «Как пандемия коронавируса отразилась на обучении детей с инвалидностью?» представляет Никита Большаков, младший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ.
Школьный барометр настроен на оптимизм
Режим самоизоляции «вернул» родителей в семью, а дети готовы жить в ситуации неопределенности. Около 70% учеников считают, что их семья с новыми условиями справляется, почти 46% довольны возможностью проводить больше времени с родными, каждый второй отмечает хорошую организацию взаимодействия с учителями. Оптимизм обнаружило исследование «Школьный барометр», — в российской части международного проекта участвовало 70,2 тысячи человек со всех регионов страны.
Размышления учителя
Школа «открылась», урок перестал быть «черным ящиком», у учителей и родителей накопился запас взаимных наблюдений. Педагог Петр Сафронов — о том, что проявила ситуация и как не потерять накопленный материал. Пережив усталость, опасения и неопределенность, учителя хотят вернуться в школу, но вопрос: зачем возвращаться и что именно нужно вернуть.