Дискуссия в СМИ о членстве России в ВТО стала менее эмоциональной
Российские политики и предприниматели по-разному оценивали целесообразность вступления страны в ВТО. Причем как до факта вступления, так и после. 10 декабря прошел семинар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ серии «Социология рынков» по теме «Россия в ВТО. Дискуссия в российских печатных средствах массовой информации».
На семинаре выступили Светлана Барсукова, профессор кафедры экономической социологии, и Анастасия Коробкова, студентка 2-го курса магистратуры ВШЭ. Они представили результаты исследования 397 статей, посвященных обсуждению вступления России в ВТО, в печатных изданиях страны. Отбор газет производился по тиражу издания, цитируемости, стоимости рекламной полосы, а в итоговый анализ попали: «Аргументы и факты», «Новая газета», «Ведомости», «Эксперт», «Комменсантъ», «Известия», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета». С помощью контент-анализа содержание статей сравнивалось по предмету вступления России в ВТО за два периода: до и после вступления.
Согласно результатам исследования, после присоединения России к ВТО дискуссия стала менее эмоциональной, но более пессимистичной и прагматичной, начали преобладать негативные оценки результатов членства в ВТО. Мнения сторон, ранее использующих множественную и поверхностную аргументацию, стали более обоснованными и детальными.
До вступления России в ВТО с поддержкой членства страны в этой организации наиболее активно выступали политики и чиновники, а с критикой — предприниматели, выражавшие сомнения в целесообразности условий вступления России в ВТО (при этом те представители бизнеса, кто был «за», вообще не высказывались — их все устраивало). После же вступления представители власти, сделав свое дело, стали выходить из пространства СМИ, а отраслевые бизнесы стали использовать критику ВТО в СМИ в качестве легитимной площадки для лоббизма, обосновывая требования государственной помощи и преференций необходимостью компенсировать урон, нанесенный членством в ВТО.
Журналисты, согласно результатам анализа, придерживались позиций, наиболее близких с политической ориентацией издания и использовали весьма абстрактную аргументацию для ее подкрепления; после вступления в ВТО их основные интересы сосредоточились на последствиях для потребителей.
Как отметила Светлана Барсукова, опросы общественного мнения о факте вступления России в ВТО показали, что жители России в своих оценках опирались на мнения и аргументы, которые были подсказаны им на страницах ведущих печатных изданий.
Анастасия Шершнева, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Российскому бизнесу помогут разобраться в правилах ВТО
14 октября в НИУ ВШЭ состоялось первое заседание наблюдательного совета АНО «Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации». Российские компании смогут обращаться в эту организацию, если у них возникнут вопросы при заключении сделок и урегулировании торговых споров в рамках ВТО.
Аграрный бизнес России: до и после вступления в ВТО
В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел очередной семинар серии «Социология рынков». Ученые обсудили стратегии поведения представителей аграрного бизнеса по отношению к вступлению России во Всемирную торговую организацию.
ВШЭ стала соучредителем Центра экспертизы по вопросам ВТО
Правительство РФ, Высшая школа экономики и Сбербанк учредили Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации (ВТО). Центр будет способствовать более эффективному представительству интересов России в ВТО.
«Вирусный редактор» теснит традиционные СМИ даже в сети
Традиционные СМИ нередко превращаются в рекламный рупор корпораций и все меньше ориентируются на читателей. Интернет-медиа, напротив, предлагают пользователям адресный контент, который можно творчески преобразовывать. Доклад сотрудника ВШЭ Елены Габриеловой «Роль новых медиа в создании современного контента».
Тренды – 2014 во внешнеэкономической деятельности
Что нас ждет в 2014 году? Цикл наших материалов о том, какими могут быть главные тренды в экономике, социальной сфере, культуре, продолжает просчет ситуации во внешнеэкономической деятельности России от профессора кафедры торговой политики ВШЭ Алексея Портанского.
Facebook и Вконтакте мешают друг другу
Социальные медиа и новые СМИ играют большую роль в организации протестов. Но наличие двух соцсетей — Facebook и ВКонтакте — дробит аудиторию на две группы, тем самым снижая общую активность и скоординированность акций, заявили эксперты на конференции «Культура, диверсификация и развитие», прошедшей в НИУ ВШЭ.
Могут ли СМИ быть честными?
Можно ли договориться о том, что такое «неправда» в журналистике? Почему журналистика и PR — не одно и то же? На эти и другие вопросы пытались ответить участники круглого стола «Дистрофия «органов правды» и «заказуха» в СМИ», проведенного ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия».
На стыке креатива и дедлайнов
О профессии медиа-менеджера рассказывает Илья Кирия, руководитель магистерской программы «Менеджмент в СМИ».
ВТО не мешает защите российских производителей
С вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия не отказалась от протекционистских мер в отношении массы товаров, и так и не решила вопрос подготовки кадров для отстаивания собственных интересов. Дискуссия Экономического клуба ФБК.
Участие в ВТО не связывает руки
Лекция генерального директора ВТО Паскаля Лами в Высшей школе Экономики «Russia's accession to the WTO: The bigger challenges are still ahead» («Присоеденение России к ВТО: главные вызовы еще впереди»).