Москва и Санкт-Петербург — в числе мировых лидеров по уровню пространственного и технологического развития
Эксперты НИУ ВШЭ, а также исследователи из Китая и Индии, приняли участие в разработке индекса пространственного и технологического развития городов мира. В итоговом рейтинге Москва заняла 5 место среди городских агломераций и 1 место среди агломераций стран БРИКС+. Санкт-Петербург занял, соответственно, 7 место в общем рейтинге и 3 место среди агломераций БРИКС+.
Консорциум исследовательских организаций из Китая, Индии и России разработал Индекс технологического и пространственного развития агломераций мира (Urban & Innovation Environment Index). В состав консорциума вошли Южно-Китайский технологический университет, Академия общественных наук Гуанчжоу, факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ (в партнерстве с Центром геоданных факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ), Глобальный университет им. О.П. Джиндала.
В итоговом рейтинге Москва заняла 5 место среди городских агломераций и 1 место среди агломераций стран БРИКС+. Санкт-Петербург занял, соответственно, 7 место в общем рейтинге и 3 место среди агломераций БРИКС+. В рамках рейтинга были проанализированы 100 крупнейших агломераций мира, из которых 30 вошли в финальный рейтинг. Полная версия рейтинга опубликована на сайте проекта.
Евгений Михайленко, директор центра СИТИ, декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ:
«Москва по праву является одним из самых благоустроенных и современных мегаполисов мира. Каждый год в столице происходит множество масштабных изменений, направленных на повышение комфорта и уровня жизни горожан: становятся ближе и доступнее культурные центры, школы и поликлиники; модернизируется и расширяется маршрутная сеть московского транспорта. Город активно развивает цифровые сервисы и повышает связность районов, что имеет большой вес в индексе. Столица обошла Шанхай, Нью-Йорк, Пекин и Токио, — столь высокое место в рейтинге было бы невозможно без постоянных качественных улучшений городской среды».
Индекс оценивает физическую доступность городских сервисов для жителей. Он показывает, как сбалансированное пространственное развитие и внедрение инноваций в экономику помогает каждому горожанину экономить свое время, что важно при современном быстром темпе жизни. Индекс учитывает разные параметры городского развития, позволяя выделить сильные стороны, определить проблемные области и приоритетные направления городской политики. Такие данные полезны властям разного уровня как для развития самих городов, так и для реализации государственных программ.
Это первый в мире инструмент, позволяющий комплексно оценить комфортность города через призму экономии времени и учесть внутригородскую дифференциацию: он учитывает связь между пространственными, инновационными и технологическими факторами развития. Онлайн-сервисы, сделавшие жизнь горожан комфортнее, а товары — доступнее, невозможны без наличия и должного качества физически существующей инфраструктуры. Не получится заказать такси туда, где нет дороги, маркетплейсом будет неудобно пользоваться, если до пункта выдачи сложно добраться, а отдаленность ресторанов и «дарксторов» напрямую влияет на скорость доставки еды и продуктов.
Для расчета показателей в составе Индекса широко использовались открытые статистические и пространственные данные, включая спутниковые снимки и результаты их обработки
Границы агломераций для исследования выделены методом многофакторного пространственного анализа на основе данных о распределении плотности населения, плотности застройки, транспортной доступности
Методика Индекса позволяет учесть отдельные потребности разных категорий горожан, меняющиеся в зависимости от образа жизни, семейного положения и уровня доходов.
Итоговый рейтинг основан на следующем наборе показателей, сгруппированных в два блока.
Блок «Пространственное развитие»:
уровень полицентричности;
функциональное разнообразие пригородов;
связность дорожной сети и развитие транспортной инфраструктуры;
разнообразие морфотипов застройки;
доступность зеленых зон.
Блок «Технологическое развитие»:
развитие шеринговых сервисов, такси и доставки.
развитие государственных услуг;
научный и культурный потенциал.
Руслан Гончаров, доцент, руководитель Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ:
«В современном городе свободное время становится важнейшим ресурсом. И привлекательность города для горожанина будет определяться тем, насколько он способен сэкономить наше время — посредством развития цифровых сервисов, доступности “физических” услуг. Идея по-новому взглянуть на городское развитие витала в экспертных обсуждениях довольно давно. И мы с большим энтузиазмом откликнулись на предложение наших зарубежных коллег присоединиться к исследованию. Надеемся, что результат позволит несколько иначе взглянуть на само целеполагание городского развития».
Российские города лидируют по нескольким показателям:
Команда проекта отметила высокий уровень развития общественного транспорта: Москва и Санкт-Петербург входят в пятерку мировых лидеров, обойдя Сеул, Токио, Пекин;
Москва заняла 4 место в мире по научному потенциалу, уступив лишь Токио, Лондону и Сеулу;
Москва стала лидером, а Санкт-Петербург замкнул “тройку” агломераций по функциональному разнообразию пригородов;
Санкт-Петербург признан самым полицентричным городом мира, а Москва занимает 6 место по этому показателю, уступая лишь Парижу, Милану, Лондону и Тегерану;
по культурному потенциалу Москва и Санкт-Петербург вошли в топ-5 городов, опередив, например, Лондон и Нью-Йорк;
уровень доступности зеленых зон в российских столицах также один из самых высоких — оба города в десятке лидеров.
Кирилл Пузанов, доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, научный руководитель магистратуры «Цифровая урбанистика и аналитика города»:
«Важная методологическая составляющая индекса — частичный уход от использования статистических данных и упор на данные пространственные. Используя общегородские усредненные показатели, как это делают во многих международных исследованиях, мы лишаем город его пространственной метрики, и все показатели оказываются доступными всем горожанам. При этом появляется некоторая “средняя температура по больнице”, в то время как, когда мы говорим про мировые города, и уж тем более, когда мы говорим про агломерации этих городов, мы прекрасно понимаем, что диспропорции в их пространственном и технологическом развитии будут значительными. Для нашего индекса важны эти диспропорции, и они влияют на итоговое место города в рейтинге».
Вам также может быть интересно:
Электросамокаты: битва за Москву
Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) факультета городского и регионального развития ВШЭ провел исследование актуальной столичной проблемы: как москвичи относятся к электросамокатам на улицах. Ученые выяснили, чего горожане ждут от этого вида транспорта и как сделать его использование более безопасным. Результаты опроса были представлены на круглом столе, состоявшемся в университете 6 июня 2024 года.
Студенты Вышки представили Россию на Молодежном саммите БРИКС+ в столице ЮАР
В мае в Претории, столице ЮАР, состоялся Молодежный инновационный саммит БРИКС+ (BRICS+ Youth Innovation Summit), на котором нашу страну представили студенты Высшей школы экономики. Они успешно защитили свои бизнес-проекты и вошли в состав 15 лучших спикеров — победителей мероприятия. Организатором мероприятия выступила Южно-Африканская молодежная ассоциация БРИКС (South African BRICS Youth Association, SABYA).
Эксперты назвали условия успешного устойчивого развития городов
Формирование осознанного отношения к экологии среди молодых специалистов и компаний — одно из основных условий успешного устойчивого развития городов. К такому выводу пришли участники образовательного семинара для студентов по специальностям в области городского развития и архитектуры, организованного в Высшей школе экономики факультетом городского и регионального развития и Институтом развития в жилищной сфере ДОМ.РФ.
Безопасные качественные дороги: «это успешный проект, его надо продолжать»
АНО «Национальные приоритеты» и НИУ ВШЭ представили в Вышке доклад «Дороги: новый взгляд на реальные достижения и эффекты». Эксперты отмечают, что реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» существенно улучшила качество жизни миллионов людей, получивших возможность беспрепятственно получать необходимые услуги и путешествовать по России. Строительство автодорог повысило связанность территории страны, позволило создать новые рабочие места в сопутствующих отраслях и туризме, увеличить объемы торговли.
Настоящее и будущее мастер-планирования обсудили в Вышке
В декабре в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре факультет городского и регионального развития провел круглый стол о настоящем и будущем мастер-планирования. В обсуждении приняли участие эксперты НИУ ВШЭ, представители компаний — разработчиков мастер-планов и крупнейших институтов развития, для которых разработка мастер-планов в последние годы стала нормой.
«Сегодня развитие арктических городов — один из приоритетов для страны»
НИУ ВШЭ выступил организатором экспертной сессии «Арктические города: социальные и технологические инжиниринговые решения» в рамках VII Общероссийского форума стратегического развития «Города России 2030: новые рубежи». Эксперты обсудили разработку мастер-планов городов, то, как грамотное пространственное планирование влияет на их социальный и креативный потенциал и зачем нужен переход на интенсивный путь развития.
Эксперты ФГРР Вышки создали мастер-план развития Уссурийска
Сегодня для 25 городов Дальнего Востока утверждены мастер-планы с масштабными проектами обновления и устойчивого развития до 2030 и 2040 годов. Одним из таких проектов стал мастер-план развития Уссурийского городского округа, разработанный командой факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ и представленный президенту Российской Федерации в сентябре в рамках Восточного экономического форума — 2023.
«Видеть Москву на первом месте среди городов стран БРИКС в рейтинге приятно, но не удивительно»
Международный консорциум исследовательских организаций из Китая, Индии и России, в который входит факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ в лице экспертов Высшей школы урбанистики и Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ), разрабатывает индекс технологического и пространственного развития городов (Urban & Innovation Environment Index). Недавно насайте проекта был опубликован топ-10 крупнейших городов стран БРИКС. Первую строчку рейтинга заняла российская столица, за ней следуют Пекин, Шанхай, Сан-Паулу, Гуанчжоу.
Сориентироваться на местности: как научиться смотреть на знакомую территорию по-новому
На днях в Тарусе прошла Школа урбанистики, организованная студентами образовательной программы «Управление пространственным развитием городов» факультета городского и регионального развития ВШЭ при участии местных активистов и властей. Ее участники работали над концепцией развития городских Торговых рядов. Школа стала одним из победителей Конкурса поддержки студенческих инициатив.
Устойчивое развитие: стратегии ESG затронут все сектора экономики
Россия движется к достижению целей устойчивого развития, невзирая ни на какие обстоятельства, а следование ESG-концепции сделает отечественные компании более конкурентоспособными. Об этом говорили участники VI ежегодной конференции «Устойчивое развитие российских городов: ESG-повестка и роль заинтересованных сторон», которая прошла на площадке НИУ ВШЭ.