Безопасные качественные дороги: «это успешный проект, его надо продолжать»
АНО «Национальные приоритеты» и НИУ ВШЭ представили в Вышке доклад «Дороги: новый взгляд на реальные достижения и эффекты». Эксперты отмечают, что реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» существенно улучшила качество жизни миллионов людей, получивших возможность беспрепятственно получать необходимые услуги и путешествовать по России. Строительство автодорог повысило связанность территории страны, позволило создать новые рабочие места в сопутствующих отраслях и туризме, увеличить объемы торговли.
Руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова сообщила: доклад назван «Дороги для людей», ведь главная цель проекта — улучшение жизни людей. Благодаря нацпроекту дорожная отрасль впервые получила общее целеполагание, а регионы начали работать по единым стандартам. Это произошло не только в дорожном строительстве, но и в других национальных проектах.
По ее словам, реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» повысила доступность базовых социальных и других услуг для сельских жителей, увеличила их доходы в населенных пунктах, где были отремонтированы или построены дороги. У многих жителей глубинки изменился образ жизни, появились новые перспективы.
Люди с ограниченными возможностями здоровья смогли повысить мобильность, в буквальном смысле выйти из дома и передвигаться по городу самостоятельно или вместе с сопровождающим, добираться на коляске в ранее недоступные им места.
Обитателям больших и средних городов нацпроект принес повышение комфорта в повседневной жизни и экономию времени, увеличил возможности для автотуризма. Люди путешествуют там, где раньше поездка влекла за собой риск повреждения машины. «Можно сказать, он повысил уровень счастья горожан», — сказала Юлия Грязнова.
Наконец, для всего населения России реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» означает снижение числа погибших и пострадавших в ДТП.
Дорожный, как и другие нацпроекты, нацелен на снижение неравенства в стране, повышение доступности качественной медицины и образования.
Кроме того, улучшение дорог означает сокращение времени доставки товаров, упрощение логистики, снижение расходов бизнеса, рост торговли и экономики. Одно рабочее место в дорожном строительстве создает 8–10 дополнительных мест в смежных отраслях, стимулирует развитие добычи полезных ископаемых, нефтехимии, машиностроения и производства строительных материалов.
Также рост автотуризма позволяет увеличить региональные и местные доходы, стимулирует предпринимателей и местных жителей к развитию бизнеса и промыслов в местах, где ранее не появлялись путешественники. Наконец, выделение средств в рамках нацпроекта позволяет бизнесу прогнозировать собственное развитие, соинвестировать по понятным правилам в инфраструктуру страны.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (ФДА) Игорь Костюченко подчеркнул: создание доступной комфортной среды для россиян — ключевая задача работы ФДА, строительство и ремонт дорог обеспечивают выполнение базовых принципов Конституции, таких как единое экономическое пространство и свободы перемещения, и поддерживают транспортную связанность России.
Он отметил важность целостного понимания социальных и экономических приоритетов, одновременного обеспечения транспортной доступности социальных, в том числе образовательных и медицинских, объектов и поддержания надежного сообщения с отдаленными населенными пунктами.
«У нас прекрасные места с уникальной природой и историческими памятниками, надо обязательно обеспечить их транспортную доступность», — сказал Игорь Костюченко.
Приоритетами работы агентства он назвал развитие сети дорог, превращение маршрутов в автодороги, которые затем надо содержать в нормативном состоянии, обеспечивающем безопасность движения. Для этого, по словам представителя ФДА, формируется программа нацпроекта, уточняются ее приоритеты. Важным блоком проекта стало развитие дорожной отрасли, укрепление ее кадрового потенциала, обеспечение организаций техникой и материалами.
«Национальный проект позволяет понять, что мы будем делать завтра и послезавтра, это позволяет организациям прогнозировать, как развиваться. Надеюсь, что у нас что-то получается», — подытожил Игорь Костюченко.
Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ ординарный профессор Михаил Блинкин привел в качестве примера реализации нацпроекта город Гороховец во Владимирской области, где есть яркие архитектурные памятники и интересная деревянная застройка. Раньше по его центральной, Московской, улице постоянно шли транзитные большегрузные автомобили, что создавало неудобства для жителей и гостей города и замедляло движение транспорта. После строительства обхода города жители и туристы меньше страдают от шума, одновременно повысилась скорость движения и понизился расход топлива.
Михаил Блинкин подчеркнул, что реализация нацпроекта и предыдущих планов развития дорожной сети существенно снизила риски пользования дорогами и ущерб от аварий: если в 1993 году от ДТП в России погибали 25 человек на 100 000 населения, то в последние годы — около 10. В 2018 году, накануне начала действия нацпроекта, в России, по данным ГИБДД, произошло более 168 000 ДТП, в которых погибли 18 214 человек и пострадали 214 850. В 2022-м (цифры за 2023 год пока не опубликованы) число ДТП сократилось на 24,6%, до 126 705, число погибших — на 22,2%, до 14 172, а пострадавших — на 25,7%, до 159 635.
Снижаются и транспортные риски, отражающие число погибших на 10 000 автомобилей. Михаил Блинкин подчеркнул: до начала 2000-х годов показатели смертности от ДТП и транспортных рисков в России были выше среднемировых, в 2000-х соответствовали им, а с 2015 года стали ниже. «Мы не достигли лучших мировых образцов, но мы учимся все, от ГИБДД до обычных водителей и дорожников, и учимся неплохо», — уверен профессор.
Он подчеркнул: проект «Безопасные качественные дороги» имеет высокий общественный резонанс благодаря его открытости и наличию у людей возможности высказать свое мнение о ходе его реализации в социальных сетях и на сервисах самого проекта. «Общественная реакция живая. Моя позиция как научного работника, общественного советника: это успешный проект в житейском и экономическом аспектах, его надо продолжать», — подытожил Михаил Блинкин.
Заместитель директора — руководитель пресс-службы ФГБУ «ИНФОРМАВТОДОР» Анна Максимова подчеркнула: открытость проекта — часть замысла его реализации, руководители агентства стремятся сверять работу с реакцией пользователей автодорог. Она сообщила, что за время проекта в агентство поступило 35 000 обращений, заявители получили конкретные ответы. Анна Максимова обратила внимание на развитие общественного контроля, стремление включить граждан в процедуру проверки качества строительства и ремонта дорог.
На сайте национального проекта есть интерактивная карта дорог, где пользователи могут увидеть, когда и в какие сроки планируется строительство или ремонт дороги, узнать о производителях работ. «Можно уверенно сказать, что это работает. Правильно, когда человек может пожаловаться государству на госслужащих», — резюмировала Анна Максимова.
Начальник отдела реализации национальных проектов Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Дмитрий Борисов подчеркнул: национальный проект означает формирование общего целеполагания центра и регионов в развитии дорожного хозяйства: это улучшение дорог в агломерациях, формирование сети магистралей, связывающих регионы, и, наконец, опорной сети в глубинке. Это позволило синхронизировать работу в разных направлениях, в Москве и регионах есть понимание, что будет построено и отремонтировано в первую очередь. Дорожники могут планировать свою работу в регионах на 5 лет и в течение трехлетнего бюджетного цикла.
«Важно понимать, что мы строим и ремонтируем дороги, в первую очередь чтобы сохранить жизни и повысить качество жизни», — подчеркнул Дмитрий Борисов. Он также отметил: в ближайшие годы предусмотрен рост субсидий регионам на строительство и ремонт дорог.
В завершение представления доклада Юлия Грязнова отметила, что в России нет человека, не обратившего внимания на проект «Безопасные качественные дороги», который стал одним из наиболее заметных нацпроектов.
Вам также может быть интересно:
Электросамокаты: битва за Москву
Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) факультета городского и регионального развития ВШЭ провел исследование актуальной столичной проблемы: как москвичи относятся к электросамокатам на улицах. Ученые выяснили, чего горожане ждут от этого вида транспорта и как сделать его использование более безопасным. Результаты опроса были представлены на круглом столе, состоявшемся в университете 6 июня 2024 года.
Эксперты назвали условия успешного устойчивого развития городов
Формирование осознанного отношения к экологии среди молодых специалистов и компаний — одно из основных условий успешного устойчивого развития городов. К такому выводу пришли участники образовательного семинара для студентов по специальностям в области городского развития и архитектуры, организованного в Высшей школе экономики факультетом городского и регионального развития и Институтом развития в жилищной сфере ДОМ.РФ.
Москва и Санкт-Петербург — в числе мировых лидеров по уровню пространственного и технологического развития
Эксперты НИУ ВШЭ, а также исследователи из Китая и Индии, приняли участие в разработке индекса пространственного и технологического развития городов мира. В итоговом рейтинге Москва заняла 5 место среди городских агломераций и 1 место среди агломераций стран БРИКС+. Санкт-Петербург занял, соответственно, 7 место в общем рейтинге и 3 место среди агломераций БРИКС+.
Настоящее и будущее мастер-планирования обсудили в Вышке
В декабре в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре факультет городского и регионального развития провел круглый стол о настоящем и будущем мастер-планирования. В обсуждении приняли участие эксперты НИУ ВШЭ, представители компаний — разработчиков мастер-планов и крупнейших институтов развития, для которых разработка мастер-планов в последние годы стала нормой.
«Сегодня развитие арктических городов — один из приоритетов для страны»
НИУ ВШЭ выступил организатором экспертной сессии «Арктические города: социальные и технологические инжиниринговые решения» в рамках VII Общероссийского форума стратегического развития «Города России 2030: новые рубежи». Эксперты обсудили разработку мастер-планов городов, то, как грамотное пространственное планирование влияет на их социальный и креативный потенциал и зачем нужен переход на интенсивный путь развития.
Эксперты ФГРР Вышки создали мастер-план развития Уссурийска
Сегодня для 25 городов Дальнего Востока утверждены мастер-планы с масштабными проектами обновления и устойчивого развития до 2030 и 2040 годов. Одним из таких проектов стал мастер-план развития Уссурийского городского округа, разработанный командой факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ и представленный президенту Российской Федерации в сентябре в рамках Восточного экономического форума — 2023.
«Видеть Москву на первом месте среди городов стран БРИКС в рейтинге приятно, но не удивительно»
Международный консорциум исследовательских организаций из Китая, Индии и России, в который входит факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ в лице экспертов Высшей школы урбанистики и Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ), разрабатывает индекс технологического и пространственного развития городов (Urban & Innovation Environment Index). Недавно насайте проекта был опубликован топ-10 крупнейших городов стран БРИКС. Первую строчку рейтинга заняла российская столица, за ней следуют Пекин, Шанхай, Сан-Паулу, Гуанчжоу.
Сориентироваться на местности: как научиться смотреть на знакомую территорию по-новому
На днях в Тарусе прошла Школа урбанистики, организованная студентами образовательной программы «Управление пространственным развитием городов» факультета городского и регионального развития ВШЭ при участии местных активистов и властей. Ее участники работали над концепцией развития городских Торговых рядов. Школа стала одним из победителей Конкурса поддержки студенческих инициатив.
Устойчивое развитие: стратегии ESG затронут все сектора экономики
Россия движется к достижению целей устойчивого развития, невзирая ни на какие обстоятельства, а следование ESG-концепции сделает отечественные компании более конкурентоспособными. Об этом говорили участники VI ежегодной конференции «Устойчивое развитие российских городов: ESG-повестка и роль заинтересованных сторон», которая прошла на площадке НИУ ВШЭ.
Консорциум под лидерством НИУ ВШЭ победил в конкурсе на разработку концепции реновации Норильска
На открытый международный конкурс было подано 27 заявок от 12 индивидуальных претендентов и 15 консорциумов из 13 стран. Победителем стал консорциум под лидерством НИУ ВШЭ, куда вошли шесть компаний из России, Австрии и Франции. Внутри ВШЭ в разработке проекта приняли участие 11 институтов и центров компетенций. Целью конкурса было формирование комплексного видения развития Норильска до 2035 года.