Под давлением: как пандемия повлияла на креативные индустрии
В прошлом году в мире в первый же месяц локдауна закрылась каждая десятая компания, работающая сфере креативного бизнеса, 42% компаний уволили всех фрилансеров, 50% обратились за помощью к государству. Система поддержки креативных индустрий в РФ только начала выстраиваться. А традиционные сектора и ведущие госкомпании стали предъявлять повышенный спрос на творческие профессии, пытаясь за счет этого повысить конкурентоспособность.
О том, как пандемия отразилась на креативном секторе, шла речь на I Международной научной конференции «Креативная экономика: на пути к посткризисному восстановлению и устойчивому развитию».
Организатором конференции выступил Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Нынешний, 2021 год был объявлен ООН Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития, обращают внимание организаторы конференции, состоявшейся 27–28 октября. В России к креативным индустриям относят изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, фотографию, издательскую деятельность, телерадиовещание, IT и видеоигры, рекламу, архитектуру, дизайн, моду, ювелирное дело, художественные промыслы, культурное наследие, деятельность музеев, библиотек, архивов, образование в креативных индустриях.
Рост интереса к креативным отраслям у нас в стране наблюдается в последние два года как на региональном, так и на федеральном уровне, рассказал директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ Михаил Гершман. Так, в этом году правительство РФ утвердило Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.
Сегодня обсуждается возможность ввести налоговые послабления для творческого предпринимательства. Создан специальный фонд, который предоставляет прямое финансирование некоторым проектам. Ни одно измерение в области креативной экономики не может быть точным, полагает Димитер Ганчев, заместитель директора отдела управления авторскими правами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Пока нет даже четкого определения креативной экономики, ведь креативность — это очень субъективный термин, в каждой стране свой контекст.
ВОИС исходит из того, что главным определяющим фактором креативной индустрии является наличие и защита авторских прав. Такие отрасли занимают примерно 5,3% от общей занятости в 75% стран. До исследований многие страны не ожидали, что креативный сектор играет настолько важную роль в их экономике
Креативные индустрии обладают огромной гуманитарной миссией, однако с экономической точки зрения часто оказываются неконкурентоспособными, говорит Татьяна Абанкина, директор Центра креативной экономики НИУ ВШЭ. Поэтому во многих странах на протяжении последних 30–40 лет они поддерживаются на программной основе. В России господдержка стала системной только в нынешнем году.
Помимо утверждения концепции развития креативных индустрий, принят ряд законодательных актов, например, о создании центров по правам интеллектуальной собственности. Кроме того, учрежден новый президентский грант культурных инициатив, рассказывает Татьяна Абанкина. Создан федеральный проект «Придумано в России», который включает в себя целый ряд образовательных инициатив, а также создание цифровой платформы, которая должна запустить новую волну спроса и обеспечить культурный навигатор для работы как на российских, так и на международных рынках. Кроме того, предусмотрен комплекс мер, призванных обеспечить приток инвестиций в сферу креативных индустрий. Все это формирует общий контекст государственной поддержки, который позволяет сектору развиваться.
Вместе с тем пандемия порождает новые тренды, вызывающие опасения. Они связаны с монополизацией, когда крупнейшие финансовые и IT-компании, создавая свои экосистемы, фактически поглощают креативные бизнесы. «Это не сказывается благоприятно на развитии сектора, он начинает очень сильно расслаиваться. Одни индустрии благодаря цифровым технологиям начинают развиваться достаточно быстро, другие, наоборот, проседают. Но главное, возрастает территориальная дифференциация, и крупнейшие города, прежде всего Москва, заметно стягивают все креативные ресурсы к себе», — рассказала Татьяна Абанкина.
«Креативные индустрии распределены по российским регионам крайне неравномерно: 40% всех организаций расположены в Москве и Санкт-Петербурге, почти 70% из них относятся к сферам IT, рекламы и маркетинга, архитектуры», — отметил Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» НИУ ВШЭ. Если говорить о предпринимательской активности, то за последние годы организации гораздо чаще закрываются, чем создаются. Негативный тренд наметился до пандемии: постепенное падение активности наблюдается с 2016 года.
Это общероссийская тенденция, характерная для всех отраслей: в 2020 году было создано почти вдвое меньше предпринимательских организаций, чем в 2017-м. Больше всего в 2020 году пострадали такие сектора, как фотография, маркетинг, реклама и PR, ювелирная промышленность, говорит Евгений Куценко. Некоторый рост показывают только три индустрии: образование, народные промыслы и ремесла и дизайн.
Эффект пандемии пока не слишком велик, но, возможно, это благодаря мораторию на закрытие компаний. Может быть, в дальнейшем мы еще увидим эффект от локдауна 2020 года
Есть и другая сторона медали, отмечает Евгений Куценко: на фоне общего падения занятости в экономике занятость в креативных индустриях растет из года в год очень высокими темпами, даже в кризис. При этом 70% всего роста дают креативные профессии в некреативных отраслях.
Традиционные сектора, в том числе ведущие госкомпании, стали предъявлять повышенный спрос на творческие профессии, пытаясь за счет этого увеличить свою конкурентоспособность, найти новые источники достижения корпоративного лидерства и возможности выхода на новые рынки. Например, один из крупнейших российских банков стал крупнейшей IT-компанией, то есть фактически перешел из финансового сектора в креативный.
Исследования показывают, что в 2020 году потери доходов в креативных отраслях разных стран составили от 20 до 30%, рассказала Анастасия Калёнова из Минэкономразвития России. Самый большой ущерб понесли микропредприятия и самозанятые: в первые месяцы пандемии их доходы упали в среднем на 60%. При этом креативные бизнесы испытывают трудности в доступе к банковским кредитам, потому что финансовым организациям сложно оценить перспективы их деятельности. Выиграли от пандемии только производители видеоигр и создатели стриминговых сервисов, причем прибыль получили в основном крупные игроки.
Влияние ограничительных мер на креативный бизнес таково: каждая десятая компания закрылась в первый же месяц, 42% уволили всех своих фрилансеров, 50% обратились за помощью к государству, поделилась информацией Анастасия Калёнова.
Ведущий эксперт Центра «Российская кластерная обсерватория» НИУ ВШЭ Виктория Боос представила предварительные результаты исследования «Креативные индустрии в городах России: ключевые показатели и особенности развития». Согласно им, в общем числе российских организаций доля креативных бизнесов составляет 5,9%, в общей численности занятых в них — 4,6%. Такое количество соответствует уровню развитых стран.
При этом креативные индустрии существенно отличаются друг от друга. Доля малых предприятий и микробизнесов в отрасли в среднем превышает 60%, но среди самых фондоемких и наиболее технологичных компаний она значительно меньше.
85% бизнесов концентрируется в больших городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек. Москва и Санкт-Петербург аккумулировали порядка 40% предприятий, при этом Москва намного опережает Санкт-Петербург, а находящийся на третьем месте Екатеринбург занимает всего 2%.
Практически все города-миллионники специализируются на архитектуре, информационных технологиях, рекламе и PR. Только два из них — Санкт-Петербург и Волгоград — на музейном, архивном и библиотечном деле. Неожиданно много креативных организаций расположено в городах, не являющихся областными центрами: Красногорске, Костроме, Якутске, Ханты-Мансийске и других.
Так как у каждого города свой креативный профиль, каждому нужна своя креативная стратегия и умная специализация, тонкая индивидуальная настройка
Зачастую креативный бизнес в российских городах де-факто существует, а де-юре никак не отражен ни в статистике, ни в бюджете муниципалитета, рассказал заместитель гендиректора фонда «ДОМ.РФ» Антон Финогенов. Необходимо дать ему импульс для развития. Потребительские сервисы в небольших городах развиты не очень хорошо. Это небогатые города, и потребительский спрос невысок, в том числе потому, что люди привыкли ездить за покупками в крупные торговые комплексы в областной центр. В туристических городах к этому добавляется еще фактор сезонности, что тоже негативно отражается на развитии. Кроме того, обычно люди посещают небольшие туристические города в режиме одного дня, без ночевок, а значит, не пользуются целым рядом услуг. Помочь в этом может создание современных общественных пространств, где местные жители и гости могут с удовольствием провести время, развлечься, попробовать местную кухню. Благодаря этому растет в цене и региональный рынок жилья, в том числе арендного, подчеркнул Антон Финогенов.
О возможностях российских городов по созданию новой специализации на основе креативных индустрий рассказала советник руководителя Ростуризма Юлия Рыбакова. А президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман в своем выступлении подчеркнул значимость местной кухни.
Во второй день конференции прошел I Международный форум молодых исследователей креативной экономики.
Прочитать о том, как проходила Международная научная конференция «Креативная экономика: на пути к посткризисному восстановлению и устойчивому развитию», можно здесь и на сайте конференции. Видеозаписи всех сессий и докладов можно посмотреть на YouTube-канале ИСИЭЗ.