Эксперты считают цивилизованными отечественные практики лоббизма
Чтобы лоббистская деятельность в России была успешной, она должна учитывать социальные интересы. О практиках взаимодействия бизнеса и власти в нашей стране и за рубежом шла речь на мастер-классе кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ.
Доцент кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ (ее возглавляет президент Вышки Александр Шохин), директор Центра развития корпоративных отношений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Ирина Котелевская провела мастер-класс «Конституционно-правовые основы взаимодействия бизнеса и власти в Российской Федерации».
Ирина Котелевская
При реформировании власти и разработке конституционных основ ее взаимодействия с бизнесом российские эксперты отпирались на зарубежный опыт, рассказывает Ирина Котелевская. В последние десятилетия законодательство о доступе к программным документам, материалам государственного планирования быстро развивалось, оно обязывает государственные органы предоставлять эту информацию гражданам и общественным организациям.
Доцент департамента публичного права факультета права ВШЭ Светлана Масленникова рассказала о зарубежном опыте регулирования лоббизма, при помощи которого деловые ассоциации продвигают свои интересы в принятии законов и нормативных актов.
В мире действуют много разных политико-правовых и экономически-правовых механизмов, они взаимодействуют в передаче части государственных полномочий общественным организациям, и эти механизмы требуют серьезного регулирования.
Лоббизм – это системный институт, он включает открытость власти, определяет статус должностных лиц в части регулирования конфликта интересов. В некоторых странах, например, в США, Канаде, Польше, Литве и Австралии есть процедура лоббирования, определяемая отдельными законами как специальная процедура продвижения интересов отдельных групп.
Помимо лоббизма есть иные правовые институты продвижения интересов: экспертная деятельность, различного рода общественные инициативы – консультации, слушания и обсуждения, чьи результаты оформляются как официальный документ. Все эти формы продвижения интересов в одних странах реализуются в парламенте, в других - на уровне исполнительной власти.
По словам Светланы Масленниковой, последние изменения в закон о лоббизме США внесли в 2007 году. Согласно им, конгрессмен, завершивший свои полномочия, не может работать в коммерческие компании два года и не может пользоваться своим политическим багажом. Закон также запретил госслужащим принимать подарки (раньше был ограничен их размер), увеличен штраф за нарушение законов о лоббизме до 200 000 долларов, срок уголовного наказания увеличен до пяти лет. Также конгрессмены, осужденные за неправомерный лоббизм, лишаются пенсии. Кроме того, действие закона о лоббизме распространили на высокопоставленных сотрудников аппарата парламента.
Светлана Масленникова
Классическими лоббистами в Германии, пояснила Светлана Масленикова, считаются союзы и ассоциации, но отдельного закона нет, а сам лоббизм рассматривается как коррупция. Важную роль в регулировании лоббизма играют этические кодексы предпринимателей и парламентариев.
В России нет лоббизма, как формального института, дискуссия о необходимости закона велась не один год. В 2008 г. было соответствующее поручение президента, однако закон по-прежнему не разработан.
Ирина Котелевская напомнила: предполагалось, что официальными лоббистами могут стать адвокаты и сотрудники крупных консалтинговых компаний, однако эта идея встретила сопротивление бизнеса - из-за вероятности попыток использовать лоббистский потенциал в личных и корпоративных интересах. Тем не менее, она считает, что отечественный лоббизм можно назвать цивилизованным.
Отечественным лоббистам следует понимать, что им не удастся продвинуть цель своей организации, отрасли или общественной группы и принять нужный закон или нормативный акт, если не представить цель как имеющую социально значимый интерес. Инициативы отдельных компаний или отраслей часто конкурируют друг с другом. По словам Ирины Котелевской, РСПП отфильтровывает общественно значимые идеи.
В России много различных объединений бизнеса – союзов, некоммерческих организаций, ассоциаций и других. И организационно-правовая форма влияет на возможности продвижения интересов.
Например, руководители торгово-промышленных палат (ТПП) и омбудсмены являются должностными лицами, в их систему на общественных началах входит много ярких деятелей, делающих большую работу для бизнеса. ТПП наделены рядом функций, они проводят серьезную экспертизу законов и нормативных актов. ТПП и аппараты омбудсменов можно назвать смешанным частно-государственным органом.
РСПП в нынешнем году исполняется 30 лет. Его представители транслируют позицию бизнеса в комиссиях и советах и других консультативных органах законодательной и исполнительной власти, а также научно-консультативном совете при Верховном суде (ВС). Участие в последнем важно, поскольку ВС России разрабатывает трактовки права, которые затем используются низшими судами и правоприменителями. Ирина Котелевская напомнила, что в 2019 г. РСПП удалось добиться переноса на полгода принятия постановления пленума ВС по налоговой практике. РСПП участвует также в деятельности совещательных органов при президенте и правительстве.
Она обратила внимание, что авторы законов нередко пытаются избежать их экспертного рассмотрения, пытаясь доказать, что новеллы не окажут регулирующего или иного воздействия на бизнес. При том, что такая необходимость закреплена в положениях о разработке нормативных актов в правительстве.
Реформа контрольно-надзорных органов показала, что бизнесу удается достичь взаимопонимания с властью по некоторым вопросам
Представители РСПП еженедельно участвуют в работе законопроектной комиссии правительства. И если у РСПП есть серьезные обоснования, к мнению бизнеса прислушиваются. РСПП также участвует в российской трехсторонней комиссии, где работает вместе с представителями правительства и профсоюзных организаций. Этическая комиссия РСПП обсуждает нарушения правил делового оборота и уклонение от норм добросовестного делового поведения. В арбитражном центре проводятся третейские разбирательства и арбитражи по конфликтам в сфере экономики.
Недавно была создана цифровая платформа «За бизнес», ее цель – предотвращать давление правоохранительных органов на предпринимателей, но этот вопрос остается большой отдельной проблемой.
«Хартии остаются декларациями, с глубоким сожалением могу сказать, что у нас очень специфическое правоприменение и специфическое правосознание. Преобладают репрессивные и ограничительные меры», – отметила Ирина Котелевская.