Большие идеи: эксперты Вышки рассказали, как сделать учебу более осмысленной и интересной
Понять концепцию предмета и суть явлений школьники смогут без зубрежки, заучивания разрозненных фактов, формул и правил. Формировать мыслительные навыки и умение абстрагироваться, создавать модели и находить межпредметные связи – такова задача проекта «Большие идеи», разрабатываемого в НИУ ВШЭ.
Заведующий лабораторией проектирования содержания образования ВШЭ Тарас Пащенко представил предварительные результаты проекта «Большие идеи», предполагающего новый подход к проектированию образовательных программ в школе. Презентация проекта состоялась на первом в 2021 году семинаре Института образования ВШЭ. Новая концепция реализовывалась в прошлом учебном году в ходе проекта «Сберкласс», рассказал Тарас Пащенко. Его участники разрабатывали «большие идеи» для обществознания, географии и истории.
«Большие идеи» – это обобщения, объясняющие суть явлений в естественных науках, математике и в гуманитарной сфере (например, исторические закономерности). Предполагается, что их внедрение позволит понять концепцию предмета и комплекса дисциплин, отказаться от зубрежки и заучивания разрозненных фактов, формул и правил.
Эксперт ВШЭ пояснил, что по данным ряда исследований, новый подход позволяет достичь лучших результатов в учебе, снизить нагрузку школьников и детально изучить все пункты учебной программы. Кроме того, они помогают учащимся формировать мыслительные навыки высокого уровня, способность абстрагироваться, создавать модели и находить межпредметные связи. Опыт применения системы в Канаде, Сингапуре и Австралии показал, что она позволяет сделать учебу более осмысленной и интересной. В ходе разработки «больших идей» авторы синтезировали опыт восьми стран, использовавших их в школьном образовании.
Участники проекта разрабатывали восемь надпредметных концептов, больших категорий, а также межпредметные концепты и содержание конкретных дисциплин. Самой сложной задачей, признался Тарас Пащенко, стала выработка модели перехода от концепции к конкретному предмету и уроку в понятное число шагов и определение соотношение концепта и отдельного урока.
Разработчики новой программы, создавая надпредметные концепты, учитывали необходимость согласовывать их с текущим содержанием предметов, так, чтобы новая система не была оторвана от нынешней школьной действительности. Каждый из концептов разделится на несколько 30-40 больших идей. Изучение больших идей в межпредметных концептах разделено по уровням образования. В частности, в начальной школе ученики изучают конкретные истории, которые легко погружаются в повседневный опыт, в средних и старших классах идеи становятся более абстрактными и создается теоретическая нагрузка, для понимания которой необходимо понимать законы развития общества.
В качестве примера Тарас Пащенко привел развитие большой идеи о многообразии и уникальности. Ученики младших классов будут изучать тезисы об уникальности каждого человека и различиях между людьми в зависимости от условий жизни, в основной школе – усваивать идею об уникальности и одновременно вовлеченности России в глобальный мир, а в старших – принципы единства мира в многообразии и различии.
Модель построения курса будет строиться по схеме «большая идея – проблемный вопрос – учебная цель», а изучение материала – от конкретного содержания к абстрактной идее
Пока неясно, как учитель сможет подтягивать конкретные темы к большим идеям и как этот принцип будет работать в нынешней школе. Эксперт Вышки полагает, что «большие идеи» могут изменить не только методику преподавания, но и содержание школьных практик.
Научный руководитель проекта «Платформа новой Школы», директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Елена Казакова считает, что «большие идеи» развивают традиционные модели образования, концепция связана с созданием у школьников научной картины мира. Нынешняя методика образования недостаточно выстроена, она затрудняет восприятие мира, как единого целого. Современный ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования), посетовала Елена Казакова, написан по неясным правилам, он не учитывает ряд важных точек зрения на мир.
Первый заместитель гендиректора издательства «Просвещение» Леонид Наумов сравнил представленную концепцию с разведкой боем, в ходе которой изучается ситуация в системе образования и возможные негативные последствия введения новой системы
Прежде, чем что-то менять, нужно понять, какие смыслы предполагают нести в школу авторы новой концепции. Леонид Наумов полагает, что принципы, похожие на «большие идеи», применялись и в советской школе: это познаваемость мира, аксиомы прогресса и диалектики природы (от простого к сложному). Сейчас, считает он, школьников учат, исходя из того, что есть область точных и естественных наук, где действуют закономерности, а есть сферы, где действуют свободная воля – история, общество, литература.
Тарас Пащенко подчеркнул, что представленная им программа не предназначена для немедленного внедрения в школу. Концепция предложена для обсуждения экспертам, которые понимают, как работает система образования. Он считает важным провести эксперимент в отдельных школах, чтобы получить обратную связь от педагогов.
Подводя итоги семинара, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин отметил, что выстраивание конструкции, обеспечивающей связь между большой идеей, ее освоением и навыками – очень сложная задача. Важно создать программу, которая будет учить детей не отдельным фрагментам информации, а способности ее обобщить, и это будет шаг вперед. Важно, чтобы базовым уровнем освоения программы стало не запоминание, а понимание.
Тарас Пащенко отметил, что в ходе работы над проектом возникло много вопросов, на которые у его участников пока нет ответа. «Было бы здорово, если бы мы могли ответить на них с помощью экспертного сообщества», – сказал он.