«Одна из самых точных гуманитарных наук»: как изучают археологию в НИУ ВШЭ
15 августа в России отмечается День археолога. Получить эту профессию можно на факультете гуманитарных наук Высшей школы экономики. Археологию изучают студенты бакалавриата, выбравшие направление «История», есть также магистерская программа «Античная и восточная археология». Каковы преимущества археологической науки, чем она привлекательна для молодежи и какие современные методы в ней применяются, «Вышке.Главное» рассказали преподаватели и аспиранты НИУ ВШЭ.
Владимир Петрухин, профессор Школы исторических наук ФГН
— Я поступил на кафедру археологии в далеком 1967 году, когда, по выражению профессора Льва Самуиловича Клейна, все археологи знали друг друга в лицо. В СССР их было мало, и те далекие времена кажутся эпохой археологического романтизма. Но романтизм сохранился до сих пор, наша наука интересна широкой публике — новости об археологических находках конкурируют даже с новостями спорта.
От любых исследований требуется новизна, и в этом смысле археология уникальна: нет ни одного черепка, который повторял бы любой другой. Это важный фактор, который привлекает в нашу науку молодежь. У будущих историков на ФГН НИУ ВШЭ есть и учебные курсы по археологии, и археологическая практика. Кроме того, студенты любых образовательных программ могут поучаствовать в раскопках в рамках проекта «Открываем Россию заново».
Свою профессиональную деятельность я начинал в Гнёздово — в Смоленской области, на пути из варяг в греки, где расположен знаменитый археологический памятник IX–X веков. В последние годы тоже работаю там вместе с нынешними и бывшими студентами — более 2 тысяч курганов остались неисследованными, и их, слава богу, хватит на много лет. Археология — это не просто исследования, но и спасение нашего прошлого, поскольку памятники разрушаются в силу человеческой деятельности и других обстоятельств.
Одно из ярких впечатлений от раскопок в Гнёздово — погребальные камеры первых русских христиан. В основном это были дамские погребения эпохи княгини Ольги, и однажды нам удалось открыть останки дамы, увешанной драгоценностями, главной из которых был крест, относящийся к третьей четверти X века, то есть до крещения Руси. Но в целом археология — это, конечно, не поиск сокровищ, а рутинная и при этом увлекательная работа.
Никто не знает точно, почему профессиональный праздник отмечается именно 15 августа. Есть шуточные версии: в честь того, что в этот день родилась Татьяна Сергеевна Пассек — выдающийся советский археолог, а также Наполеон Бонапарт, который уважал науку и во время египетского похода перед стычкой с противником произнес фразу «Армию — в каре, ослов и ученых — на середину!». Я этим летом уже вернулся из поля, и 15 августа буду просто принимать поздравления.
Андрей Виноградов, профессор Школы исторических наук ФГН
— Я потомственный археолог: мои родители учились вместе на кафедре археологии МГУ и поженились, будучи студентами, так что я вырос в экспедициях. Основной регион, где я провожу раскопки, — Крым. С начала 1990-х, когда был еще студентом, постоянно копал в Херсонесе. Вместе с коллегами устраивал экспедиции в горном Крыму — например, на городище Тепе-Кермен мы нашли рельеф VI века с изображением креста на шаре, хотя шансы найти что-либо в пещерах невелики.
Археологические экспедиции — это всегда отрыв от будней, жизнь в лагере, иногда довольно суровая. Вечера у костра, песни и разговоры за полночь, а в 7 утра надо вставать на раскопки и работать не в самых комфортных условиях. Мне приходилось копать девятиметровый колодец, со дна которого видишь только квадратик неба, а на Тепе-Кермене — носить воду из родника на несколько сотен метров в гору.
Археология — это прежде всего новые находки. Представители других наук стараются с археологами дружить, чтобы получать доступ к новым материалам. Помимо исследований, можно заниматься так называемой спасательной, или новостроечной, археологией — ведь, чтобы начать строительство на любой территории, должны быть проведены археологические исследования.
Как говорил профессор Артемий Владимирович Арциховский, 50 лет назад археология была наукой с лопатой в руках. А сегодня это сложнейшая комплексная дисциплина, одна из самых точных гуманитарных наук, объединяющая разные направления, в числе которых палеогенетика и палеоботаника. Раскопав древнего человека, мы можем сказать, где он вырос, чем питался, чем болел, был ли подвержен стрессам.
В современной археологии активно развиваются цифровые методы, в том числе 3D-моделирование, и по их применению Высшая школа экономики, пожалуй, является лидером. Студенты-историки факультета гуманитарных наук проходят археологическую практику, а на магистерскую программу «Античная и восточная археология» поступают в том числе состоявшиеся археологи со всей страны. Многие остаются в профессии, поступают в аспирантуру, успешно работают.
Инга Дружинина, доцент Школы исторических наук ФГН
— Как никакая другая наука, археология позволяет, преодолев время и законы мироздания, оказаться в мире людей, живших в далеком прошлом. Археолог может войти через камни разрушенного порога в чей-то дом, найти среди фрагментов разбитой утвари любимую хозяйкой дома глиняную тарелку со следами починки, расчистить очаг в том самом месте, где сотни или тысячи лет назад хозяин дома протягивал руку, подбрасывая поленья в огонь. А главное, археолог, вооруженный самыми современными методами естественных наук, может реконструировать судьбу древних людей.
Археологией я занимаюсь более двадцати лет, и мой опыт научной и преподавательской деятельности показывает, насколько важными в профессии историка являются усвоенные в университете азы археологической науки и навыки работы с археологическими источниками. Я убеждена, что без курса археологии, в том числе археологической практики, историческое образование неполноценно.
Археологическая практика для будущего историка — это бесценный опыт соприкосновения с древностью и понимания своей ответственности перед прошлым. Археолог, раскапывая памятник слой за слоем, как будто отматывает его историю назад, но при этом неизбежно разрушает его. И только при правильной фиксации и сохранении археологический материал становится новым полноценным источником. Это, пожалуй, главный урок, который получают студенты на археологической практике, — осознание персональной, личной ответственности исследователя перед историческим источником, историческим памятником. А еще это не сравнимая ни с чем радость открытия!
Студенты-историки ФГН могут пройти археологическую практику на базе Нижне-Архызской экспедиции Института археологии РАН, Института востоковедения РАН и НИУ ВШЭ, с 2018 года к нам также присоединяются участники проекта «Открываем Россию заново». Мы работаем в Карачаево-Черкесии, исследуем уникальный памятник федерального значения — Нижне-Архызское городище, которое находится на месте одного из крупнейших городов Северного Кавказа X — начала XIII века. Приезжая в экспедицию, студенты попадают в особый мир, откуда не хочется уезжать. Это сочетание бесподобной красоты природы, увлекательного мира археологии, науки и романтики, атмосферы дружбы и товарищества.
Полина Мосалова, аспирант ФГН
— Мой путь в археологию начался недавно и очень спонтанно — два года назад я поступила на магистерскую программу «Античная и восточная археология» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ по олимпиаде «Высшая лига».
К тому моменту у меня был хороший исторический бэкграунд, однако археологическая наука была для меня совершенно новой, неизведанной областью. Бакалавриат я окончила в МГИМО по специальности «Международная журналистика», но уже после студенческой практики поняла, что это не совсем то, чем я хотела бы заниматься всю жизнь. Я не жалею о полученном образовании журналиста, но зачастую мне не хватает знаний, которые получают студенты на исторических факультетах, и поэтому теперь приходится в быстром темпе наверстывать упущенное.
Аспирантура для меня — естественное продолжение научной деятельности, без которой мне уже сложно представить дальнейший жизненный путь. Свою кандидатскую диссертацию, которую я буду писать под руководством Аскольда Игоревича Иванчика, хочу посвятить пространственному анализу римских дорог в Малой Азии — регионе, который я искренне полюбила во время работы над магистерской диссертацией и где мне недавно удалось побывать благодаря участию в одном из проектов Центра античной и восточной археологии ИКВИА.
Сейчас идет мой второй археологический сезон и третья экспедиция. В прошлом году август я провела в Кодорской археологической экспедиции, сейчас нахожусь в Восточно-Боспорской экспедиции, а в предыдущем месяце работала в Парионе — античном городе на южном побережье Мраморного моря. В работе над каждым из этих проектов я получала и продолжаю получать колоссальный опыт и навыки исследования археологических памятников.
Тем, кто выбирает археологию и планирует дальше в ней развиваться, могу посоветовать не воспринимать археологическую экспедицию как отпуск, где можно просто отдохнуть и весело провести время. Полевые работы — это в первую очередь исследование, которое продолжается и после раскопок, поэтому очень важно и необходимо осмыслять каждое свое действие, понимать материал, ситуацию, контексты.
Владимир Лысенко, аспирант ФГН
— Я родом из Крыма, а в этом регионе невозможно не интересоваться древностями. В детстве любил читать мифы Древней Греции и местные легенды, проводил собственные раскопки на даче. Будучи студентом истфака Крымского федерального университета, посетил научную школу «Крым в системе политических и экономических связей с Причерноморьем и Средиземноморьем» и там, сидя на лекциях и семинарах, понял, что хочу стать археологом.
Моей первой экспедицией было исследование позднескифского некрополя Усть-Альма, и, наверное, поэтому меня в первую очередь привлекло изучение погребального обряда (ему посвящена и кандидатская диссертация, которую я сейчас пишу). Позже я работал лаборантом в отделе археологии раннего железного века Института археологии Крыма под руководством Валентины Ивановны Мордвинцевой, где получил много полевого опыта.
В 2019 году, когда я оканчивал бакалавриат, Валентина Ивановна, в тот период начавшая работать в Институте классического Востока и античности факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, предложила мне попробовать поступить на новую магистерскую программу «Античная и восточная археология». Учитывая, что среди преподавателей были те, кто в 2016 году открыл для меня археологию заново, я не рассматривал других вариантов. Вопрос о том, хочу ли я затем поступать в аспирантуру, даже не возникал — это необходимый шаг на пути исследователя.
Все эти годы я участвовал в разных экспедициях Центра античной и восточной археологии ФГН НИУ ВШЭ под руководством профессора ИКВИА Аскольда Иванчика и доцента ИКВИА Романа Стоянова. После поступления в аспирантуру Аскольд Игоревич пригласил меня в свою группу, занимающуюся исследованием агоры античного Париона (Чанаккале, Турция). Это, пожалуй, мой лучший полевой опыт. В этом году я отмечаю День археолога в Восточно-Боспорской археологической экспедиции, где мы исследуем античный город Кепы (поселок Сенной Темрюкского района Краснодарского края). Пока я не встречал ни одной экспедиции, где не отмечали бы наш профессиональный праздник. В этот день принято ездить в гости в соседние экспедиции, устраивать капустники, проводить посвящения в археологи.
В каком-то смысле археологией можно заниматься из кабинета, но именно тот опыт, который вы приобретаете, когда трогаете материал руками, снимаете контекст за контекстом, станет в вашей работе огромным подспорьем.
Вам также может быть интересно:
Старинные монеты и ремесленная керамика: при строительстве нового корпуса НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде найдены культурные артефакты
Строительство нового здания Высшей школы экономики ведется в исторической части города, поэтому его сопровождает «спасательная археология». «Найти, исследовать и спасти», — так формулирует задачу археологов эксперт — кандидат исторических наук, PhD Игорь Чечушков.
Италия, Турция, Абхазия: итоги археологических экспедиций ИКВИА ВШЭ 2021 года
У исследователей Центра античной и восточной археологии Института классического Востока и античности (ИКВИА) завершился полевой сезон. Несмотря на трудности, связанные с пандемией, в этом году удалось организовать запланированные экспедиции в Италии, Турции и Абхазии. Центр является единственной российской институцией, проводящей регулярные археологические исследования в Средиземноморье — в самом сердце античной цивилизации, где советские и российские археологи-классики никогда не работали.
«Ты уходишь в землю и погружаешься в Средневековье»
Студенты-историки совместно с коллегами из Института археологии РАН во второй раз побывали на раскопках в северокавказской республике. О найденных погребениях, особенностях полевой работы и радости археологов новостной службе рассказал доцент факультета гуманитарных наук Андрей Виноградов.
Археологи из Вышки сделали ценное открытие на раскопках Акраганта
В 2019 году ВШЭ впервые примет студентов на магистерскую программу «Античная и восточная археология». Но еще до поступления абитуриенты смогли поучаствовать в археологической школе на Сицилии, где во время раскопок были обнаружены редкие бронзовые фиалы VI века до нашей эры.
В Вышке будут готовить археологов со знанием древних языков
Об особенностях и возможностях новой магистерской программы «Античная и восточная археология», первый набор на которую пройдет в 2019 году, а также о том, в какие экспедиции смогут поехать студенты, рассказывает ее академический руководитель, член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик.
Ученый ВШЭ исследует уникальную надпись — список убийц князя Андрея Боголюбского
При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые обнаружили на его стенах несколько древнерусских граффити, в том числе уникальную надпись XII века — сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц, некоторые имена из которого не были известны раньше. Как сообщает Институт археологии РАН, надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, была найдена и исследуется московскими эпиграфистами — профессором Высшей школы экономики Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым.