Правовые проблемы в сфере ИКТ
На факультете права Высшей школы экономики прошла вторая летняя школа по киберправу, организуемая Научно-учебной лабораторией по информационному праву ВШЭ. Комментирует руководитель этой лаборатории Ирина Богдановская.
— Ирина Юрьевна, какие цели ставили перед собой организаторы школы? Какие вопросы обсуждались на ней?
— Понятие киберправа охватывает широкий комплекс проблем: от телекоммуникационного права до защиты персональных данных и от права интеллектуальной собственности в условиях распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) до электронной торговли. В этом году на школе (как и на ежегодной Международной конференции «Право в цифровую эпоху») мы рассматривали наиболее актуальные в текущем году проблемы: авторское права в цифровую эпоху, проблемы киберпиратства, патентного права и электронной торговли. Задумывая эту школу два года назад, нам хотелось, с одной стороны, распространить результаты научных исследований нашей лаборатории по информационному праву, способствовать формированию российской научной школы в сфере киберправа, а с другой — вовлечь молодых специалистов в науку, объединить их для совместного обсуждения правовых проблем в сфере ИКТ и права.
— Двадцать лет назад словосочетание киберправо, скорее, возникло бы при обсуждении фантастического романа, чем в названии академического мероприятия. Насколько сегодня приставка «кибер» является реальностью учебной подготовки, исследовательской деятельности и правовой работы юристов?
— Сфера совмещения ИКТ и права — действительно новая для юристов. Особенность данной сферы заключается в том, что развитие информационно-коммуникационных технологий в конечном счете активизирует взаимодействие национальных правовых систем. В результате юристы все более активно обсуждают общие проблемы и особенности их национального решения. Все это требует формирования нового поколения юристов, готовых работать в сфере инновационной экономики. Во многих зарубежных университетах уже созданы исследовательские центры по киберправу, открываются магистерские программы по соответствующим направлениям, появились практики, которые обладают серьезным профессиональным опытом в этой области. В частности, в этом году в школе приняли участие сотрудники и практикующие юристы, представляющие такие крупные компании, как Google, Яндекс, Лаборатория Касперского, Baker Botts L.L.P., White & Case. Среди них Марина Жунич, Александр Савельев, Михаил Баширов, Роман Крупенин, Александр Гаврилин, Константин Бочкарев, Екатерина Тиллинг, Алексей Иванов (директор Департамента правовой политики и общественного развития фонда «Сколково») и другие юристы. Нам приятно, что школа, действительно получилась научно-прикладной и международной.
Сфера совмещения ИКТ и права — действительно новая для юристов. Особенность данной сферы заключается в том, что развитие информационно-коммуникационных технологий в конечном счете активизирует взаимодействие национальных правовых систем. В результате юристы все более активно обсуждают общие проблемы и особенности их национального решения.
— В каком формате проходили занятия летней школы? Насколько насыщенным было расписание?
— Программа школы была очень насыщенной, в расписании сочетались лекции, мастер-классы и презентации участников. Практикующие юристы (именно они наравне с сотрудниками лаборатории) читали лекции, в которых анализировали текущее состояние российского и зарубежного права. Время было отведено и для обсуждения презентаций участников. Так как они представляли разные страны, в результате сформировалось представление об основных мировых проблемах на сегодня. Вечером давались мастер-классы, которые проходили в разных формах. Хотелось бы отметить мастер-классы юристов Лаборатории Касперского и Бьерна Коэна, представлявшего Междисциплинарный центр «ИКТ и право» Лувенского католического университета, с Коэном, кстати, у нас вообще налажено тесное сотрудничество.
— Каков был состав и география участников прошедшей школы?
— Основной состав участников школы — это молодые специалисты из разных стран (студенты бакалавриата, магистратуры, аспиранты, молодые преподаватели, практикующие юристы), специализирующиеся в сфере ИКТ и права. Школа предоставляет им возможность обсудить общие теоретические проблемы, а также представить результаты самостоятельных исследований и получить экспертную оценку со стороны практикующих юристов и исследователей. Что касается географии участников, то в этом году она стала более широкой, чем была в прошлом году. К нам приехали ребята из университета «Париж 2» Пантеон (Франция), колледжа Королевы Марии Лондонского университета (Великобритания), Университета Нью-Дели (Индия). На школе присутствовали молодые исследователи из Сербии и Узбекистана. Российские участники представляли Высшую школу экономики, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Академию управления МВД России, Институт государства и права Российской академии наук, Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета. Традиционно для того, чтобы попасть на школу, участники должны были прислать тезисы на английском языке по исследуемым проблемам, и я бы отметила высокий уровень подготовки участников школы. Мы увидели увлеченных молодых людей и их интересные проекты, которые, я уверена, найдут дальнейшее развитие в работах наших слушателей. Материалы школы мы планируем опубликовать отдельно в сборнике «Современное сравнительное киберправо».
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.