Учиться по-взрослому
Что предлагает ГУ-ВШЭ для тех, кто имеет диплом о высшем образовании и хотел бы продолжить обучение? Почему набор на программы второго высшего образования идет последний год? И главное, что в связи с этим будет дальше? Отвечает директор Института профессиональной переподготовки специалистов ГУ-ВШЭ Татьяна Григорьева.
— Татьяна Ивановна, этот год действительно является достаточно сложным для "взрослых" абитуриентов, поскольку многое меняется в сфере образовательных услуг. У тех, кто хотел бы сегодня включиться в процесс "непрерывного образования", возникает большое количество вопросов, которые в конечном итоге сводятся к одному: куда, на какую программу пойти, чтобы получить максимальный эффект?
— Согласна, причем слово "эффект" тут, пожалуй, ключевое, потому что человек, нацеленный на получение качественного образования, подходит к этому делу именно как к инвестиции в собственное будущее. А инвестиции, как известно, должны окупаться, приносить прибыль.
Кроме того, ситуация осложняется кризисной обстановкой в экономике страны. Хотя, с другой стороны, именно в условиях кризиса компании заинтересованы в сохранении и приумножении своего интеллектуального капитала, а в нем основной составляющей является хорошо обученный, квалифицированный персонал.
— Итак, что представляет собой Институт профессиональной переподготовки специалистов ГУ-ВШЭ? Чем он отличается от аналогичных структур в других вузах страны?
— Наш институт входит в структуру Университета в течение уже 15-ти лет, с 1994 года. За этот период накоплен колоссальный опыт работы со "взрослой аудиторией", то есть с теми, кто уже имеет базовое высшее образование. Опросы показывают, что наши выпускники очень высоко оценивают качество программ, уровень организации учебного процесса, качество менеджмента.
Мотивация для поступления в ИППС может быть самой разной:
- стремление к обновлению знаний и последующему продвижению по служебной лестнице;
- получение новой квалификации и поиск новой работы или открытие своего бизнеса;
- восполнение нехватки менеджерских навыков при ведении собственного бизнеса;
- желание начать карьеру в другой сфере деятельности.
Исходя из конкретной задачи можно выбрать нужную специальность, по которой проводится обучение в Вышке, — подробная информация об этом размещена на нашем сайте.
— Чем, на ваш взгляд, привлекает ИППС потенциальных слушателей?
—Те, кто прошел здесь обучение, рекомендуют наш институт сотрудникам, руководителям своих компаний и знакомым, поскольку у нас есть следующие конкурентные преимущества:
- высокий рейтинг ГУ-ВШЭ, сильные университетские кафедры;
- фундаментальная переподготовка по специальностям, наиболее востребованным рынком труда;
- изучение базовых и специальных дисциплин с применением современных методов преподавания и освоения материала (проведение тренингов и мастер-классов, организация клубов-встреч с ведущими преподавателями-практиками (insight brand story club);
- непосредственная связь преподавания с практикой реформ;
- оперативное реагирование на изменение рынка образовательных услуг;
- регулярное проведение анализа и оценки качества учебных программ с внесением корректировок в их содержание;
- удобное месторасположение здания, в котором проходит обучение студентов.
— В начале разговора мы коснулись темы изменений, которые происходят сейчас в сфере образования. Так почему набор на программы второго высшего образования идет последний год?
— В 2009 году последний раз идет набор на программы высшего образования с получением диплома специалиста. В соответствии с изменившимся законодательством, регулирующим образовательную деятельность, осуществляется переход на двухуровневую систему образования, которая включает в себя бакалавриат (1-я ступень высшего образования) и магистратуру (2-я ступень высшего образования). Это обусловлено необходимостью интеграции в европейскую образовательную систему в рамках Болонской Конвенции.
До этого года высшее образование в сокращенные сроки студенты получали преимущественно в рамках специалитета (по окончании выдавался государственный диплом специалиста). Те, кто был ориентирован на ведение научно-исследовательской, аналитической деятельности, могли проходить обучение по магистерским программам. В 2009 году вузы, перешедшие на двухуровневую систему образования, по решению Министерства образования и науки, последний раз ведут набор на второе высшее образование, реализуемое в ускоренные сроки. Со следующего года в нашем университете предполагается использовать другой формат для получения второго высшего образования: либо бакалавриат (диплом бакалавра), либо магистратура (диплом магистра) в зависимости от того, какое решение примет Ученый совет ГУ-ВШЭ. В любом случае хотелось бы подчеркнуть, что поступление на программы высшего образования возможно только при наличии диплома о первом высшем образовании. Также важно, что цены на обучение не будут меняться на протяжении всей приемной кампании и в течение действия договора.
— А чем отличаются программы высшего образования от программ МВА?
— Второе высшее образование и МВА — это программы, принципиально отличающиеся друг от друга, ориентированные на разные целевые группы.
МВА представляет собой повышение квалификации для тех, кто имеет опыт работы в сфере управления и уже состоялся как руководитель, кому необходимы новые знания и навыки, но не нужна новая специальность. Кроме того, диплом, который получают выпускники программ МВА, не является дипломом о высшем образовании, а представляет собой документ, подтверждающий получение дополнительного образования.
Ну а собственно второе высшее образование — это как раз освоение другой профессии, получение новой квалификации (переподготовка), что обеспечивает специалисту возможность изменить сферу деятельности, стимулирует его карьерный рост.
— Расскажите, каковы особенности программ профессиональной переподготовки.
— Такого рода программы относятся к сфере не высшего, а дополнительного образования. Они компактны (один год обучения) и в то же время очень насыщены содержательно. Программу профессиональной переподготовки выбирают специалисты, имеющие высшее образование и желающие получить навыки и умения для реализации нового вида профессиональной деятельности, то есть расширить спектр своих профессиональных компетенций. Или — те, кто хотел бы обновить свои знания в области экономики, финансов или менеджмента.
Программы профессиональной переподготовки ориентированы на людей, имеющих определенную теоретическую подготовку (опыт работы не обязателен) или, наоборот, обладающих практическими навыками в определенной области. Преимущества профессиональной переподготовки: оптимальные сроки обучения, ярко выраженная прикладная направленность, умеренная стоимость обучения, удобный режим занятий для работающих специалистов.
Диплом о профессиональной переподготовке в ГУ-ВШЭ хорошо известен работодателям, что дает возможность его обладателю достаточно быстро продвигаться по служебной лестнице или найти новую работу, что особенно актуально в период экономического кризиса.
— Предлагает ли ваш институт короткие программы повышения квалификации?
— Да, это еще один способ регулярного обновления знаний. Серьезный дефицит времени не всегда позволяет проходить обучение очно. Решение проблемы — освоение того или иного курса в режиме on-line, не выходя из офиса.
Основные преимущества такой формы обучения:
- возможность совмещать учебу и работу;
- постоянный контакт с преподавателем;
- получение документа о повышении квалификации.
Мы предлагаем режим обучения, доступный как жителям Москвы, так и тем, кто постоянно живет и работает в регионах.
В любом случае, выбор учебной программы для взрослого человека всегда индивидуален. Однако не следует забывать, что в быстро меняющейся рыночной среде, руководитель компании заинтересован в сотруднике, который получил образование недавно, в хорошо зарекомендовавшем себя вузе, то есть обладает современными знаниями, соответствующими требованиям международных стандартов.
По итогам обучения по каждому выпуску осуществляется детализированный анализ студентами и слушателями ИППС программы в целом. Кстати, с оценками наших выпускников программ обучения можно ознакомиться на сайте ИППС.
Сергей Сергеев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Курс «Специалист по Data Science» стал сертифицированной программой нацпроекта «Цифровая экономика»
Конкурс, который проводят АНО «Цифровая экономика» и Университет НТИ 2035, направлен на поддержку образовательных программ по специальностям, востребованным современным рынком труда. Программа Центра непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ по анализу данных и машинному обучению победила в номинации «Подготовка профессионалов цифровой индустрии».
ВШЭ впервые в России открывает программу для менеджеров по компенсациям и льготам
Каждый год в России за нарушения дисквалифицируются около 5 тысяч специалистов в сфере оплаты труда. Высшая школа юриспруденции НИУ ВШЭ предлагает новую программу профессиональной переподготовки, которая находится на стыке экономики труда, трудового права и управления человеческими ресурсами. Ее выпускники будут обладать значительно более широкими компетенциями, чем обычные специалисты отделов труда и заработной платы.
Время для европейского бизнеса
До 27 июля продлена регистрация на программу «Master in European Business», которую реализует Международный институт управления и бизнеса (МИУБ) НИУ ВШЭ совместно с Европейской школой бизнеса (ESCP Europe). Комментирует директор МИУБ Ирина Мальцева.
Master in European Business, или Бизнес как искусство
15-17 мая в ВШЭ побывал признанный эксперт международного рынка бизнес-образования, заслуженный профессор Европейской школы бизнеса ESCP EUROPE (№1 в Рейтинге Financial Times) Жером Бон. Он рассказывает о запуске в НИУ ВШЭ уникальной в мире по формату программы бизнес-образования Master in European Business.
«Мы идем своим, тщательно продуманным путем»
Программа МВА «Финансы» Высшей школы менеджмента (ВШМ) ВШЭ вошла в Top 200 Best Masters in Corporate Finance Global Ranking, а программа MBA «Стратегический менеджмент в индустрии моды» (ВШМ) — в Top 50 Best Masters in Luxury Management: Fashion Global Ranking. Об особенностях бизнес-образования в России рассказывает декан ВШМ Сергей Филонович.
Можно ли доучиться в российских фирмах?
13 декабря прошел семинар Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ, на котором стажер-исследователь этой лаборатории Павел Травкин представил результаты исследования «Оценка масштабов дополнительного обучения сотрудников в российских фирмах».
Высшее непрофессиональное образование
12 марта в рамках обсуждения Стратегии-2020 состоялось открытое публичное заседание экспертной группы «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика».
«Сможем ли подняться на новую ступень?»
26 ноября на заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ обсуждались итоги учебно-методической работы и деятельности блока дополнительного образования в 2009/2010 учебном году, были рассмотрены и другие вопросы жизни университета.
Управление проектами как инструмент модернизации
11 сентября Высшая школа управления проектами ГУ-ВШЭ проводит День открытых дверей. О том, что ожидает слушателей школы в новом учебном году, рассказывает ее директор Валерий Аньшин.
Искусство вычисления
21 апреля в ГУ-ВШЭ состоялась международная научно-практическая конференция «Логистика и управление цепями поставок — антикризисные инструменты управления», посвященная 10-летию Международного центра логистики ГУ-ВШЭ.