Есть отдача: работники с высшим образованием получают в России почти вдвое больше, чем не имеющие его
Снижение отдачи и премии за высшее образование в России сильно преувеличено, важно рассчитывать эти показатели на основании сопоставления данных из нескольких источников. А неправильные расчеты отдачи от образования могут повлиять на государственную политику в этой сфере. Об этом говорилось на семинаре «Отдача от образования в России на фоне международных сопоставлений: высокая или низкая», прошедшем в Высшей школе экономики.
Институт образования ВШЭ провел в смешанном формате семинар «Отдача от образования в России на фоне международных сопоставлений: высокая или низкая». Проректор ВШЭ, инициатор создания Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Лилия Овчарова напомнила, что центр — единственный из консорциумов мирового уровня, изучающий гуманитарные науки. Она отметила, что ключевыми тенденциями в изучении человеческого капитала стали повышение роли человека и доказательная социальная политика в сфере инвестиций в человеческое развитие. Ученым нужна система концептуальных координат и измерительных инструментов, чтобы определять приоритеты развития и оценивать достижения НЦМУ.
Лилия Овчарова
Лилия Овчарова поблагодарила Институт образования за организацию семинара, который поможет разработке метрик оценки человеческого капитала на платформе НЦМУ, и подчеркнула мировую известность спикеров. «Уверена, что мы плодотворно поработаем и продвинемся в понимании обсуждаемой проблемы», — сказала проректор ВШЭ.
Докладчик, заместитель директора Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников, отметил, что отдача от образования в России остается высокой и стабильной последние 15–20 лет. «Моя точка зрения противоречит консенсусному мнению о снижении отдачи от образования. Есть и более душераздирающие выводы: вложения в среднее специальное образование бессмысленны из-за нулевой отдачи. Затем через СМИ и экспертов они проникают в головы принимающих решения и влияют на политику в сфере образования», — сказал он.
Ростислав Капелюшников
Речь идет о расчетах, согласно которым отдача от года обучения третичного образования колеблется в мире от 10 до 15%, а в России составляет не выше 8%. «Наша страна выглядит аутсайдером, речь идет даже о российском образовательном проклятии», — говорит Ростислав Капелюшников. По его словам, авторы такой концепции выработали стройную и выглядящую логичной идею о том, что в советские и постсоветские годы на рынке труда оказалось большое количество людей с высшим и средним специальным образованием, а в условиях стагнации экономики норма отдачи от образования снизилась. Из этого делается вывод, что снижение отдачи — следствие бума высшего образования и переинвестирования в человеческий капитал.
Если использовать минцеровское уравнение заработков, в первой половине 2000-х годов выпускники вузов зарабатывали примерно на 70–80% больше, чем выпускники полной средней школы, во второй половине 2000-х годов их выигрыш снизился до 55–60%, а к настоящему времени — примерно до 45%.
Ростислав Капелюшников отметил, что негативный консенсус об ультранизкой отдаче от образования базируется только на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ). Он полагает, что на отдачу от образования могут повлиять детали расчетов. В частности, более широкий интервал заработка (годовой вместо месячного или почасового) более объективно отражает ситуацию, поскольку работники с высоким уровнем образования трудятся больше, чтобы окупить вложения. Важно учитывать и гендерные различия. Кроме того, другие базы статистики — Обследования заработной платы по профессиям (ОЗПП) и Выборочные наблюдения доходов населения (ВНДН) Росстата — охватывают больше занятых, чем РМЭЗ.
Если рассчитывать отдачу от образования с применением второй версии минцеровского уравнения на данных ОЗПП, ВНДН, а также Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением (ВНИСФВ) и других обследований, то она существенно повышается. В среднем она колеблется в пределах 10,5–12%, а отдача от года высшего образования составляет 15–16%.
Премия за высшее образование на основании месячных заработков по ВНДН колеблется на уровне 100%. Работники с высшим образованием получают почти вдвое больше, чем не имеющие его, у самозанятых премия несколько ниже, но тоже весьма существенна.
«Мне удалось ввести в оборот источники, ранее не использовавшиеся. Эти оценки существенно отличаются от моих прежних оценок и оценок Всемирного банка и ряда российских исследователей», — подчеркнул Ростислав Капелюшников. «Никаких признаков обесценения человеческого капитала мы не видим, нет ничего странного в том, что отдача не снижается, спрос на высокообразованную рабочую силу рос не менее быстро, чем его предложения. Экономическая ценность образования оставалась стабильно высокой. Если отдача от образования и премия за высшее образование снижаются, то снижение государственных расходов на высшее образование оправданно, если нет — от него следует отказаться», — подытожил ученый.
Гарри Патринос, руководитель практики World Bank Education, автор исследования, упомянутого Ростиславом Капелюшниковым, назвал его доклад хорошим и структурированным и отметил важность использования в нем широкого круга источников. В то же время он полагает, что снижение отдачи от образования в России все-таки происходит. Оно вызвано широким распространением высшего образования. Подобные тенденции, по словам эксперта Всемирного банка, отмечаются и в других странах с аналогичным уровнем развития образования и экономики.
Гарри Патринос
Отдача от образования может также зависеть от стоимости человеческого капитала и инвестиций в него в разных странах. Гарри Патринос отметил, что использование данных альтернативных источников показывает необходимость дополнительного обсуждения проблемы и интерпретации данных, поскольку они отражают более полную картину ситуации в российском образовании и на рынке труда. «Будущие исследования могут внести корректировки или подтвердят более высокий уровень отдачи от образования», — сказал он и предложил провести конференцию для обсуждения индивидуальной и социальной отдачи от образования.
Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко назвала доклад Ростислава Капелюшникова «блестящим». Данные о стабильно высокой отдаче от образования, в том числе высшего, важны для бюджетной политики, их следует учитывать при расчете расходов на образование. Она полагает, что эта работа показала, что следует пересмотреть и другие выводы исследователей и решения, принятые исключительно на данных РМЭЗ, а также провести дополнительные исследования в этих сферах.
Доцент кафедры прикладной экономики МГИМО Елена Бренделева отметила, что идея о невостребованности и низкой значимости высшего образования противоречит целям нашего развития: «Мы понимаем, что в более образованном обществе больше возможностей для развития, особенно в цифровой экономике». Она считает важным изучение не только индивидуальной, но и социальной отдачи от человеческого капитала. Эксперт полагает, что низкая доля выпускников вузов, работающих по специальности, отражает недостаточную эффективность инвестиций в высшее образование.
В завершение семинара Лилия Овчарова отметила высокое качество работы Ростислава Капелюшникова: «Она хороша с точки зрения использования новых данных и открывает новые возможности для исследования вопросов, которые, казалось, уже изучены. Я согласна, появились новые данные, меняющие наши представления о рынке труда».
Семинар важен и для начала дискуссии о конкуренции среди работников с высшим образованием, влиянии его качества на зарплату и вовлечении новых слоев населения в третичное образование. Лилия Овчарова считает, что дискуссия позволила сформулировать новые пункты развития НЦМУ. Проректор ВШЭ поддержала предложение Гарри Патриноса провести конференцию по изучению отдачи от образования.
Ростислав Капелюшников поблагодарил Институт образования за проведение семинара. Он отметил, что затрудняется оценить социальную отдачу от образования. «Это требует новых, возможно спорных исследований. Инвестиции в образование могут давать положительный результат, но гонка за новыми компетенциями может обрекать экономику и на более низкую производительность и низкие темпы роста, но пока это лишь гипотеза, которая останется спекуляцией без детальных расчетов. Но сейчас мы имеем данные, что спрос на работников с высоким уровнем образования увеличивался в России так же или быстрее, чем рост выпуска специалистов. Это и влияет на стабильность отдачи от образования», — сказал заместитель директора ЦеТИ ВШЭ.
В работе семинара также приняли участие доцент Института образования ВШЭ Павел Сорокин, профессор кафедры менеджмента МГИМО Алексей Тебекин и старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики ВШЭ Василий Аникин.