«Современная география — это высокотехнологичная область науки и практики»
ВШЭ и Институт географии РАН открывают бакалаврскую программу «География глобальных изменений и геоинформационные технологии». На главные вопросы о ней отвечают академический руководитель программы Ольга Соломина и декан факультета географии и геоинформационных технологий Николай Куричев.
Чем современная география отличается от того предмета, который обычно изучается в школе
Ольга Соломина
Повседневное представление о географии, основанное на школьном курсе, совершенно неверно. Изучение географии — это не запоминание названий стран и не листание атласа с природными зонами и полезными ископаемыми. Современная география не перечисляет факты — она исследует закономерности пространственной организации природных и социальных систем.
В первую очередь, географическая наука на основе сложнейших математических моделей изучает глобальные изменения климата и окружающей среды, влияние на них природных и антропогенных факторов и адаптацию экосистем к этим изменениям. Исследования в области наук о Земле в последние десятилетия шагнули далеко вперед благодаря развитию геофизических, геохимических и биологических методов.
Вторая ключевая область современной географии — пространственная организация общества. Почему одни регионы, города, сообщества развиваются успешнее других и более привлекательные для людей? Чем определяются сдвиги в размещении сферы услуг, промышленности, сельского хозяйства?
Современная география — это высокотехнологичная область науки и практики. Оперативная космическая съемка, приближающаяся к режиму реального времени, парсинг открытых больших данных, контент-анализ — все это новые источники геоданных. Географы применяют современные способы обработки данных: машинное обучение, методы распознавания образов, нейросети. Геоинформационные технологии лежат в основе множества сервисов и услуг — начиная от геолокации на мобильных устройствах, в поисковых системах и социальных сетях до сложных управленческих систем в корпорациях и государственных органах.
В чем главная особенность бакалаврской программы, которую открывают Вышка и Институт географии РАН
Ольга Соломина
Наша программа призвана запустить новый формат высшего географического образования в России. Мы будем готовить специалистов, находящихся на мировом уровне исследований и востребованных в прикладных областях — в сфере работы с пространственными данными, в геомаркетинге, в экологическом менеджменте и так далее.
Программа предлагает «пересборку» частных географических дисциплин в три широких направления (специализации). Это обеспечит концентрацию на современных теоретических подходах, на наиболее актуальных методах фундаментальных и прикладных географических исследований.
Студенты получат навыки проведения экологических исследований, инженерных изысканий, пространственного анализа и планирования
Этим инструментам их будут учить практики, работающие в этих сферах деятельности — и не только в аудиториях, но и в ходе реализации проектов и стажировок. Но, конечно, среди наших преподавателей есть и действующие ученые, которые проводят исследования мирового уровня, печатаются в международных журналах, руководят научными проектами, в которых студенты также смогут получить исследовательский опыт.
С первого года обучения часть занятий будет проходить в Институте географии РАН, а затем студенты будут поэтапно включаться в работу лабораторий при поддержке научных руководителей. Студенты получат доступ к оборудованию лабораторий, к уникальному массиву данных, включая архив аэрокосмических снимков, к научному архиву и библиотеке института.
Кроме того, мы формируем сеть партнеров как среди исследовательских и некоммерческих организаций, так и в бизнесе. Наша цель не только в том, чтобы выпускники получили качественное образование (что ценно само по себе). Не менее важно, чтобы наши выпускники высоко котировались в целевых сегментах рынка труда и ясно видели будущие треки своей профессиональной деятельности.
Какие специализации предлагаются студентам
Николай Куричев
На нашей бакалаврской программе три направления, три варианта углубленной специализации: «Геоинформационные технологии и пространственное моделирование», «Глобальные изменения природной среды и климата», «Общественная география и пространственные решения». На первый взгляд кажется, что они слабо связаны между собой, но на деле это не так.
Положение на стыке естественных и социальных наук, а также (гео)информационных технологий — это принципиальная черта географической науки. Любая конкретная проблема сочетает и природную, и общественную составляющую. В условиях антропоцена, «эпохи людей» в развитии нашей планеты почти не осталось экосистем, не измененных деятельностью человека.
Общественная география и физическая география — это два крыла факультета. Их связывают общая экологическая проблематика и основной метод исследований и решения прикладных задач — геоинформационные технологии. А геоинформатика сегодня — это большие данные, распознавание образов, машинное обучение и другие передовые элементы цифровизации. Все три направления необходимы для полноценного географического образования, это вытекает из самой сути проблем, стоящих перед современным миром.
Мы специально стремились оставить наши направления широкими, не дробить их на многочисленные частные географические дисциплины
Характер большинства проблем в сложном мире, в котором мы живем, требует специалистов широкой базовой подготовки. Современный бакалавриат — не узкая специализация, а формирование общепрофессионального взгляда на мир, в нашем случае — географического
В первый и второй год студенты получат базовые знания по всем трем направлениям. На старших курсах также есть сквозные предметы, которые будут создаваться тремя направлениями совместно. Мы будем поощрять вовлечение студентов в научные и прикладные проекты на стыке направлений.
Как формируется учебный план
Николай Куричев
Структура программы вытекает из нашей основной задачи — соединить базовую общегеографическую подготовку и возможность для студента глубоко погрузиться в избранную им специализацию.
Ядро нашей программы состоит из трех частей.
Первая часть — это геоинформационные технологии. Это специфический географический метод, поэтому все наши студенты получат сильную подготовку в области работы с пространственными данными — от фундаментальных основ до базовых прикладных навыков. Они научатся интегрировать данные из разных источников, работать с базами данных, программировать в Python и R, применять основные инструменты геоаналитики.
Вторая часть — это цикл предметов по основам физической географии и глобальных изменений окружающей среды. Студенты будут осваивать современные достижения климатологии, геоэкологии, палеогеографии и других естественно-научных географических дисциплин, изучающих ключевые проблемы взаимодействия природы и общества. Особое внимание будет уделено обучению практическим навыкам, современным математическим, геофизическим и геохимическим методам исследований.
Третья часть — основы общественной географии. В этом цикле ключевые проблемы мирового развития — экологические, экономические, социальные, политические, культурные — рассматриваются через географическую оптику. Это особый взгляд на мир, необходимый при формировании региональной политики страны или стратегии отдельного бизнеса, и этому ценному навыку будущих географов нужно учить.
Одно из ключевых преимуществ нашей образовательной программы —гибкость индивидуальной образовательной траектории
После второго года обучения студент сможет выбрать полевую практику по одному из трех направлений и в ходе экспедиции утвердиться в своих предпочтениях. Это позволит ему после второго курса сделать сознательный выбор специализации.
Уже начиная с первого курса студентам доступны предметы по выбору, а на четвертом курсе их доля достигает половины. Наконец, общеуниверситетская система майноров от других факультетов ВШЭ дает возможность выбора второй специальности сверх подготовки по основному образовательному направлению.
Как будут устроены занятия
Николай Куричев
Мы стремимся максимально использовать продвинутые формы аудиторных занятий: деловые игры, презентации проектов, дискуссионные форматы. На основе интенсивных аудиторных занятий строятся проекты и самостоятельные исследования — это неотъемлемая часть обучения в университете. Она включает дипломную работу и основные ступени к ней — научно-исследовательский семинар, курсовые и проектные работы.
Проекты, содержащие реальные задачи, будут формироваться в лабораториях Вышки и в компаниях-партнерах, студенты могут предлагать их и в инициативном порядке. Каждый студент получит базовые практические навыки: формировать готовые геоинформационные продукты, готовить аналитические материалы и экономическое обоснование проектов, проводить анализ нормативно-правовой базы по выбранной проблеме.
Научно-исследовательский семинар — это своего рода мастер-классы, где успешные ученые (в первую очередь из Института географии РАН, но и не только) делятся своим личным опытом построения исследований и научной карьеры. На этих примерах студенты поймут, как строится дизайн научного исследования — от общего замысла через подбор данных и инструментов до презентации результатов.
Особенно важен научно-исследовательский семинар для тех, кто выберет путь ученого-географа. Эти студенты наверняка будут потом учиться в магистратуре и аспирантуре. В Институте географии РАН и в академических организациях-партнерах проекта они уже с первых лет обучения смогут работать в исследовательских проектах, например, изучать ледниковые керны, перелеты птиц, исследовать проблемы границ, миграции населения различных стран и регионов.
Где и как проходить практику
Николай Куричев
Полевые исследования и экспедиции — необходимая часть подготовки специалиста-географа. Если путешествия — ваша страсть, то профессия географа и наша программа — это идеальный выбор для вас: личные вкусы и профессиональные задачи будут совпадать.
После первого курса студентов ждет учебная практика на Курской биосферной станции Института географии РАН. Полевая практика — это не только получение студентами базовых профессиональных навыков, но и бесценный опыт коллективной работы и формирование крепких дружеских связей.
Ничто так не формирует команду, как экспедиционный опыт
После второго курса студенты смогут выбрать один из трех вариантов дальнейшей практики в зависимости от специализации, к которой он склоняется. Мы уже ведем переговоры о партнерстве в организации практик с Кавказским заповедником, с Институтом физики атмосферы РАН, с другими партнерами.
На старших курсах у студентов будет возможность пройти производственную и преддипломную практику как в научных организациях (для тех, кто склоняется к выбору пути исследователя), так и в компаниях-партнерах факультета (для тех, кто ориентируется на карьеру в прикладных областях). Полевые исследования Института географии РАН простираются от Шпицбергена до Камчатки, от Альп до Антарктиды. Нашим студентам будут доступны общеуниверситетские механизмы академической мобильности, включая международные стажировки.
Где и кем смогут работать выпускники
Николай Куричев
После выпуска перед бакалавром открывается две дороги — продолжить научную работу и стать ученым или применить свои знания в прикладных областях: создать свой бизнес, сделать карьеру в корпоративном секторе или на государственной службе. Наша программа дает свободу выбора обоих вариантов.
Подготовка в России нового поколения географов — одна из ключевых целей нашего факультета. Мы ориентируемся на подготовку исследователей, способных получать научные результаты мирового уровня, публиковаться в лучших международных журналах, сотрудничать с ведущими зарубежными университетами.
Если вы выбираете этот путь, то можете стать географом — первооткрывателем не новых земель, а новых закономерностей
Но все же подготовка исследователей — задача не столько бакалавриата, сколько магистратуры (которая появится на факультете до того, как наши первые студенты окончат бакалавриат) и аспирантуры. Кроме того, учеба у нас может открыть выпускникам путь к поступлению в ведущие зарубежные вузы и на магистерские программы смежных факультетов Вышки.
Мы понимаем, что большинство наших выпускников пойдут не в академические исследования, а в бизнес и государственное управление, и должны иметь соответствующие для этого навыки. Студенты получат их на нашей программе и смогут применить в профессиональной деятельности.
Объем пространственных данных за последние 10 лет вырос на порядки и продолжает стремительно увеличиваться. На их основе создаются геоинформационные системы (ГИС) и множество различных сервисов, геоаналитика стала неотъемлемой частью самых разных видов бизнеса. ГИС-аналитик (Spatial Data Scientist), разработчик ГИС-приложений, специалист по визуализации пространственных данных и геоинфографике, эксперт по использованию космических снимков — это лишь немногие из профессий в этой сфере.
Другое прикладное направление — пространственные отраслевые и региональные исследования. Это локационные решения (где размещать предприятие или точку сбыта?), логистические (как оптимизировать транспортировку сырья, компонентов и готовой продукции?), геомаркетинговые (где выгоднее продавать товары и услуги, какие именно, когда и по какой цене?). Возможные профессии здесь — инвестиционный аналитик в промышленных компаниях, ритейле и девелопменте, консультант по локационным решениям, эксперт в области региональной политики.
Есть еще и экологическое направление, в том числе связанное с управлением природными ресурсами. «Зеленая» тематика — это не только риторика, но и огромные и быстро растущие отрасли: углеродные рынки, рынки энергоэффективного оборудования, экологически чистых материалов и технологий и проч.
На наших глазах формируется целая сфера экономики — с новыми товарами и услугами, новыми профессиями
Без экологической экспертизы не может быть реализован ни один инвестиционный проект. Без специалистов по экологическому праву не может обойтись ни одна крупная компания, работающая на международных рынках.
Риск-менеджер в управлении природными рисками, специалист по управлению водными и лесными ресурсами, консультант в области устойчивого развития территорий, эксперт по экологическому праву или экологическому аудиту — все эти профессии будут становиться все более востребованными и в мире, и в России. Кроме того, наши студенты получат навыки проведения и организации различных видов инженерных изысканий при проектировании и строительстве.
В 2020 году на программе «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» предусмотрено 30 мест за счет ВШЭ, 20 платных мест и 2 платных места для иностранных абитуриентов. Задать вопросы преподавателям программы можно 30 ноября на Дне открытых дверей.
Куричев Николай Константинович
Декан факультета географии и геоинформационных технологий
Соломина Ольга Николаевна
Кафедра географии и геоинформационных технологий: Профессор
Вам также может быть интересно:
В Вышке открывается магистратура «Пространственные данные и прикладная геоаналитика»
Факультет географии и геоинформационных технологий Высшей школы экономки запускает магистерскую программу «Пространственные данные и прикладная геоаналитика». Первый набор пройдёт в 2024 году. Она направлена на подготовку специалистов, владеющих современными инструментами работы с геоданными и геоаналитики для принятия качественных управленческих решений в бизнесе и государственном управлении.
Высшая школа экономики запустила геопортал
Центр геоданных факультета географии и геоинформационных технологий Вышки разработал и запустил Геопортал НИУ ВШЭ. На платформе используются современные ГИС-технологии и инструменты веб-картографирования. Портал дает новые возможности для работы над исследованиями, в которых применяются геоданные и геоаналитика, ими могут воспользоваться как ученые Вышки, так и сторонние пользователи.
Лицеист Вышки завоевал бронзовую медаль на Европейской географической олимпиаде
В конце июня в Сербии прошла 8-я Европейская географическая олимпиада. Итоги состязания подводились индивидуально по двум возрастным категориям: старшая группа, 16–19 лет, и дополнительная команда юниоров, 12–15 лет. Сборная России завоевала три золотые, девять серебряных и три бронзовые медали — обладателем одной из них стал Данила Гаврилов, ученик Лицея НИУ ВШЭ.
«Эффект бабочки становится не абстракцией, а реальностью, которую ты наблюдаешь постоянно»
Бакалаврская программа «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» реализуется факультетом географии и геоинформационных технологий, одним из самых молодых в Вышке. Год назад Юлия Кузнецова приступила к обязанностям академического руководителя программы. Какие задачи стоят перед ней, где проходят полевую практику студенты-географы ВШЭ и почему география — это счастье, она рассказала в интервью для новостной службы «Вышка.Главное».
«Нешкольная география»: новый цикл лекций от преподавателей Вышки в КЦ ЗИЛ
Как выглядит Земля с борта беспилотника, какие тайны хранит почва, зачем следить за миграцией птиц из космоса — о разных аспектах современной географии расскажут москвичам молодые ученые. Проект «Университет, открытый городу» запускает новый цикл лекций 30 октября.
В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий
Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.