«Нас заинтересовал опыт борьбы с плагиатом»
В сентябре в Высшей школе экономики прошла неделя Стэнфордского университета. Об этом рассказывают заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев и студенты магистратуры факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Полина Карпова и Александр Малов.
В этом году в рамках недели Стэнфорда лекции читали профессор Ник Хоуп, директор Стэнфордского центра международного развития, и Эрика Гулд, преподаватель из школы международных политических исследований. Ник Хоуп прочитал четыре лекции по разным аспектам международного развития (Aspects of International Development), а Эрика Гулд представила свой взгляд на глобализацию (Globalization and Its Discontents).
В рамках программы сотрудничества со Стэнфордом предусмотрены и совместные методические семинары. Один из таких семинаров состоялся 21 сентября по теме: письменные работы студентов. Какая роль отводится письменным работам в системе высшего образования, какими навыками должен обладать студент, что дает письменная работа? Эти вопросы обсудили на семинаре с американскими коллегами преподаватели и студенты Вышки.
Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ по методической работе:
― Факультет постоянно находится в методологическом поиске. У нас есть серьезные проблемы, связанные с общеуниверситетскими вопросами преподавания. Качество письменных работ, формы текущего и итогового контроля знаний и многое другое — все это нас очень волнует. И опыт Стэнфорда нам крайне важен. Американские программы, методические находки, оригинальные, необычные, со своими традициями, позволяют прикоснуться к совершенно иной практике преподавания. Естественно, когда появилась возможность сделать совместную методическую конференцию, обменяться опытом, мы не могли не воспользоваться ею.
Мы с удовольствием и огромным вниманием выслушали американских коллег и узнали, что некоторые проблемы и у них не решены. Там тоже идет борьба за качество письменных работ. Если мы обычно используем рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, то они — множество других форм. Студенты Стэнфорда вообще-то пишут постоянно. У нас несколько иные традиции, но я думаю, что и американским гостям было интересно познакомиться с ними. Так что обмен опытом был взаимным. Профессора из Стэнфорда, безусловно, на совместном семинаре тоже не скучали.
Андрей Суздальцев |
Надо сказать, что нас очень заинтересовал опыт борьбы с плагиатом. В Стэнфорде есть студенческий суд чести. То есть студент, который уличен в плагиате, будет «осужден» студентами же, и его исключат. Плагиат — это бич, особенно на младших курсах, когда ребята еще просто не умеют работать с источниками, не владеют навыками подготовки письменных работ. Кроме того, мы должны учитывать, что наш выпускник всю свою жизнь проведет за клавиатурой. То есть, вопрос, как правильно работать с текстом, как готовить текст, стиль, работа с источниками, составление обоснованных выводов — все эти вопросы всегда актуальны.
Мы будем приглашать на наши семинары и преподавателей из других ведущих зарубежных вузов, с которыми сотрудничаем. А это более чем два десятка университетов, и везде есть собственный бесценный опыт. Мы считаем, что это крайне необходимо, так как на стажировки в эти вузы ездят наши студенты, и они должны быть готовы к тем методическим формам, которые там приняты.
Сейчас мы обрабатываем материалы семинара и постараемся их опубликовать. Конференция стала стимулом для проведения раз в месяц или в два месяца факультетских обсуждений различных проблем, связанных с учебным процессом.
На 10 ноября у нас уже назначена методическая конференция по формам контроля. Позже планируем вернуться к письменным работам, на очереди и другие вопросы — повышение качества учебных программ и учебно-методических комплексов. Мы планируем проводить 5–6 методических конференций в год с привлечением преподавателей, особенно молодых, кадрового резерва, аспирантов. Специфика наших конференций в том, что в них участвуют студенты, они задают вопросы, потому что их эти проблемы тоже волнуют.
В принципе факультет будет нормально функционировать в методическом плане, когда помимо регулярных и больших заседаний будут проводиться и другие методические мероприятия, в том числе на кафедрах.
Своими впечатлениями от участия в неделе Стэнфорда поделились студенты ВШЭ.
Александр Малов |
― В первую очередь меня привлекла тематика недели Стэнфорда. Изначально я собирался поступать в Вышку на магистерскую программу по международному бизнесу и политическим аспектам управления им, и курс недели Стэнфорда соответствовал именно этому моему интересу. Второе — это была практика по иностранному языку. Кроме того, участие в неделе Стэнфорда — уникальная возможность общения с преподавателями столь высокого уровня, посещение международной лекции.
В принципе осталось положительное впечатление. Единственный отрицательный момент — слишком большая аудитория, и не все студенты были активно вовлечены в обсуждение. Но педагоги старались мотивировать, использовали интерактивные формы, понимая, что изучение материала на иностранном языке требует большого напряжения.
Неделя Стэнфорда позволила заниматься тем, что мне интересно и чем я мог бы заниматься в будущем. Сейчас стараюсь принимать участие в разных мероприятиях, а не просто учиться и отдыхать. Так что и на следующий год, если останется свободное время, обязательно буду участвовать в неделе Стэнфорда.
Полина Карпова |
― Это была моя первая конференция в Вышке, и впечатления — самые благоприятные. Хорошо, что факультет мировой экономики и мировой политики организовал эту неделю не только для своих студентов, но и для студентов других факультетов Вышки. Очень понравилась методика преподавания: американские профессора пытались вызвать дискуссию, задавали провокационные вопросы, чтобы студенты активно включались в работу. Лекции Ника Хоупа оказались насыщенными информацией, которая мне пригодится в процессе обучения. Занятия Эрики Гулд по валютному регулированию нужны для курса по экономической политике государства. После лекций у всех слушателей была возможность подойти и пообщаться непосредственно с этими профессорами. Они с удовольствием отвечали на все вопросы.
Студенты, которые участвовали в неделе Стэнфорда и получили соответствующий сертификат, теперь могут написать эссе и отправить его на проверку в Стэнфорд, а потом получить документ о прослушанном курсе стэнфордского преподавателя. Это, конечно же, полезно и нужно, прежде всего, тем, кто собирается учиться в магистратуре или поступать в аспирантуру. И хорошая языковая практика никому не повредит.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭФото Никиты БензорукаВам также может быть интересно:
«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»
Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.
Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.
Дипломатическое образование должно быть междисциплинарным
Инал Ардзинба, выпускник факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, сочетает учебу в аспирантуре этого же факультета с карьерой международника.
«Стоит ставить перед собой максимально высокую планку»
Иван Королев с отличием окончил бакалавриат факультета экономики ВШЭ и магистратуру Российской экономической школы. В 2012 году получил добро на обучение в аспирантуре от четырех ведущих университетов мира и теперь учится в аспирантуре Стэнфорда.
В Стэнфорде используют больше «картинок»
Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Борис Кузнецов недавно вернулся из Соединенных Штатов, где читал студентам Стэнфордского университета курс лекций по российской экономике.
Конвейерное обучение штучных специалистов
29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.
«В Японии нет особых проблем с нарушением прав человека»
«Гражданское общество в Японии: своеобразие в международном сравнительном контексте» — с лекцией на эту тему на семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ 24 января выступила Маки Кайта, аспирантка кафедры гуманитарных и социальных наук японского университета Цукуба.
Роберто Унгер: экономика против экономики
14 декабря в Высшей школе экономики с открытой лекцией выступил известный бразильский ученый, профессор Гарвардской школы права, экс-министр стратегического развития Бразилии Роберто Мангабейра Унгер.
Открытый урок преподавателя Сасаки
30 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ состоялся открытый урок по японскому языку ведущего преподавателя школы «Интеркультура» (Токио) Сасаки Хаято. Своими впечатлениями от занятия поделились студенты факультета, изучающие японский язык.
Религия и гражданское общество: польский взгляд на Россию
Факультет философии ВШЭ организовал серию встреч с польским социологом религии профессором Енджеем Моравецким и провел научную конференцию «Модели религиозно-мифологического мировосприятия и гражданская идентичность».