• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

© Высшая школа экономики

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

В основу легли истории российских специалистов, которые ежедневно работают с искусственным интеллектом — как с инструментом, помощником или полноценной частью рабочих процессов. Герои вместе с экспертами в области ИТ, маркетинга, бизнеса, социологии, дизайна и других сфер анализируют ключевые тенденции на рынке труда, чтобы понять, как адаптироваться к изменениям и действительно ли ИИ оказывает сильное влияние на профессиональное будущее специалистов.

В рамках работы над проектом был проведен опрос 1,3 тыс. россиян. Почти половина (45%) отметили, что используют ИИ в работе. Половина (54%) тех, кто применяет искусственный интеллект, сообщили, что он помогает им в отдельных рабочих задачах. Также респонденты уверены, что робот на данный момент не способен решать профессиональные задачи эффективнее, чем они сами. Так, 47% отметили, что человеческий подход всегда будет лучше, а 31% заявили, что технологии очень редко могут превзойти специалиста. Каждый шестой (16%) считает это возможным только в типовых задачах, и только 6% признают превосходство машины.

Сергей Рощин

«Профессиональные сферы продолжают трансформироваться под воздействием технологических инноваций, — говорит Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ, руководитель Лаборатории исследований рынка труда. — Сегодня перед нами стоит множество вопросов о том, как именно цифровизация, автоматизация и искусственный интеллект повлияют на различные отрасли и рынок труда в целом. Трудно предсказать точные изменения, однако очевидно, что успех будут иметь те, кто умеет эффективно работать с искусственным интеллектом. Сегодня важно выбирать образовательные программы, которые развивают практические навыки взаимодействия с ИИ, а не только теорию. Темпы изменений в технологиях стремительны: модели, при которых можно было получить образование один раз и работать всю жизнь по специальности, ушли в прошлое. Профессии трансформируются каждые 3–5 лет, требуя постоянного обновления знаний и освоения новых навыков. Готовность к непрерывному обучению и переподготовке становится обязательным условием для профессионального роста. Фундаментальные знания сохраняют свое значение, но они должны дополняться современными технологическими компетенциями».

Юлия Ремезова

«Этот проект — шаг в сторону понимания роли искусственного интеллекта в нашей профессиональной жизни, — отметила Юлия Ремезова, директор онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. — Для онлайн-кампуса НИУ ВШЭ документальный фильм имеет не только исследовательскую ценность. Это возможность вместе с практиками рынка рассказать аудитории, как меняются подходы к обучению и работе в эпоху цифровой трансформации и почему так важно начать осваивать навыки работы с ИИ уже сейчас. В рамках своих образовательных программ мы стремимся дать студентам инструменты для эффективного взаимодействия с ИИ, чтобы подготовить их к вызовам и перспективам, которые открываются на рынке труда».

По словам продюсера фильма Виктории Оськиной, проект адресован специалистам начального и среднего уровня, которые только знакомятся с ИИ или сомневаются в его эффективности, а также руководителям и топ-менеджерам, рассматривающим возможности интеграции ИИ в бизнес-процессы, и профессионалам, желающим понять, насколько важен ИИ как долгосрочный тренд.

Виктория Оськина

«При создании фильма мы хотели показать реальный опыт специалистов — рядовых сотрудников, предпринимателей, академиков, чтобы охватить как можно больше мнений, — говорит Виктория Оськина, продюсер видеопроектов онлайн-кампуса НИУ ВШЭ и документального фильма «После промпта». — Множество интервью с героями в рамках фильма помогут каждому найти для себя ответ на вопрос, что происходит, когда взаимодействие человека с ИИ выходит за рамки простого промпта и становится партнерством, формирующим новые подходы к работе».

Преподаватели и исследователи Вышки, а также практики из цифровых и аналитических отраслей, принявшие участие в работе над фильмом:

Каждый из экспертов по-своему отвечает на вопрос, действительно ли ИИ меняет правила игры или общество переоценивает масштабы происходящего. При этом в одном их мнения сходятся: искусственный интеллект уже стал неотъемлемой частью нашей жизни, но все же главной движущей силой изменений по-прежнему остается человек.

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ — лидер среди российских вузов по количеству очных онлайн-программ и обучающихся на них студентов. С запуска первой в стране англоязычной онлайн-магистратуры Master of Data Science в 2020 году количество студентов, принятых на 1-й курс, выросло в 17 раз. Сегодня в онлайн-кампусе проходят обучение более 7,6 тыс. студентов из России и других стран. Каждый пятый студент, зачисленный в НИУ ВШЭ в 2025 году, — онлайн-студент.

Вам также может быть интересно:

«Прямое включение в научный процесс»: в магистратуре НИУ ВШЭ будут готовить нейробиологов

Решение об открытии новой магистерской программы «Нейробиология» по направлению подготовки «Биология» принял Ученый совет университета. Ее студенты получат доступ к уникальному оборудованию и станут частью исследовательских групп, смогут работать в научной сфере, в медицине и фармацевтике, IT и нейротехнологиях, а также в области образования и HR-службах.

От климатических рисков до торговых войн: в Вышке состоялась конференция по финансовой экономике

Как меняются инвестиционные решения в условиях инфляционных шоков и применения методов машинного обучения? Можно ли предсказать финансовые риски через новые метрики? Какова роль климатической устойчивости банков и как геополитические потрясения влияют на глобальные цепочки создания стоимости? Эти и другие ключевые темы стали предметом обсуждения на прошедшей недавно 14-й Международной московской конференции по финансовой экономике, организованной Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ.

«Выигрывают те, кто умеет быстро адаптироваться и внедрять инновации»

НИУ ВШЭ запускает образовательную программу «ИИ-лидеры: бизнес-лаборатория для руководителей». Обучение рассчитано на 6 месяцев в очном формате, что позволяет глубоко погрузиться в материал и обменяться опытом с коллегами. Программа стартует в феврале 2026 года.

Ученые НИУ ВШЭ оценили отдачу космических инвестиций: каждый рубль может принести пять

Вложения в космическую отрасль приносят экономике значительную выгоду. Согласно расчетам Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и «Организации «Агат» госкорпорации «Роскосмос», каждый вложенный в космический проект рубль способен приносить более 5 рублей валовой добавленной стоимости и почти 3 рубля налоговых доходов федерального бюджета. Ученые предложили модель, которая позволяет обосновывать решения о бюджетном финансировании не только с точки зрения отраслевых задач, но и с позиции вклада в макроэкономические показатели и структурное развитие экономики. Статья опубликована в журнале «Экономика космоса».

ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив

Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.

Экономисты ВШЭ выяснили, что ИИ слишком хорошо думает о людях

Ученые из НИУ ВШЭ выяснили, что современные ИИ-модели, включая ChatGPT и Claude, в играх на стратегическое мышление вроде «конкурса красоты» Кейнса переоценивают уровень рациональности своих оппонентов, будь то студенты-первокурсники или опытные ученые. Модели стараются предсказать поведение людей, но в итоге играют «слишком умно» и проигрывают, потому что приписывают людям больше логики, чем те демонстрируют на деле. Исследование опубликовано в Journal of Economic Behavior & Organization.

В Вышке создан Институт робототехнических систем

Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.