Комиссии АВВЭМ: оценка качества и повышение квалификации
8 февраля в Высшей школе экономики состоялись очередные заседания двух комиссий Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ): по оценке качества образовательных программ и участия в аудите и аккредитации, по кадровому развитию и развитию профессиональных квалификаций.
Заседание комиссии по оценке качества началось с выступления директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева. Он подчеркнул важность работы Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента, напомнил о возможностях общественной и профессионально-общественной аккредитации, предоставляемых новым законом «Об образовании в РФ» и предостерег комиссию от «уподобления Рособрнадзору»: «Нам бы хотелось увидеть, к примеру, механизмы оценки результата деятельности вуза, а не собственно процесса. Если оценивать процесс, получится, что независимая оценка будет пересекаться с оценкой Рособрнадзора».
Проректор ВШЭ Сергей Рощин сообщил, что в ходе предыдущей работы комиссии было принято решение о разработке модели единого экзамена для бакалавров направления «Экономика». Он должен будет проверять соответствие выпускников некоему пороговому уровню подготовки. Такой экзамен станет одним из способов оценки образовательных программ. В своем выступлении Сергей Рощин представил модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по направлению «Экономика» и единого экзамена для бакалавров.
Уполномоченная организация
Сергей Рощин |
По мнению Сергея Рощина, профессионально-общественной аккредитацией в настоящее время должны заниматься не объединения работодателей, а уполномоченная организация, что и предусмотрено новым законом «Об образовании в РФ». Работодатели пока еще слишком разрознены и не могут обобщить свои требования на должном уровне. Такой уполномоченной организацией может стать АВВЭМ. Модель профессионально-общественной аккредитации АВВЭМ должна учитывать, в первую очередь, те элементы образовательных программ вузов, которые обеспечивают формирование профессиональных компетенций. Другой возможный вариант — оценивать не столько образовательные программы, сколько жизненные траектории выпускников. Однако этот путь потребует чрезвычайно высоких затрат по сбору большого массива данных. Тем не менее со временем необходимо будет проводить тотальные исследования карьерных и зарплатных траекторий выпускников и создавать массивы соответствующих данных.
Важно разработать систему оценки разнообразных компетенций студентов. В частности, умения общаться с людьми, анализировать и представлять информацию и прочее. Последние опросы показывают, что подобные soft skills сейчас чрезвычайно востребованы работодателями. Это необходимо учитывать при разработке модели. Можно обращать внимание на самые различные характеристики: на участие студентов в практических проектах и разработках, изучение кейсов и подобное. Разработка контрольно-измерительных материалов по оценке soft skills — одна из важных задач.
Отдельным элементом системы аккредитации должен стать единый экзамен для бакалавров. В отличие от других элементов он призван будет проверять именно образовательные результаты, а не профессиональные компетенции, и может стать средством отсева некачественных образовательных программ. Для направления «Экономика» он может проводиться по дисциплинам «ядра»: микро- и макроэкономика, эконометрика, статистика и прочее.
В ходе дискуссии Александр Соболев подчеркнул, что важно обеспечить участие работодателей в процессе аккредитации. Сергей Рощин согласился с тем, что вузам не стоит «самим себя мерить», но предостерег от того, чтобы полностью полагаться на работодателей. Способность к адаптации — в современных условиях важная характеристика специалиста. Можно ли говорить, что выпускник технического вуза, работающий в Минобрнауки, дискредитирует полученное им инженерное образование? Ведь он работает не по специальности. Наличие уполномоченной организации позволит создать модель аккредитации, достаточно универсальную для рынка труда в целом и при этом независимую от вузов.
Декан экономического факультета Новосибирского государственного университета Гагик Мкртчян уточнил, могут ли считаться работодателями экономистов исследовательские организации, и Сергей Рощин подчеркнул, что, несомненно, без них не обойтись.
Проектор Финансового университета при Правительстве России Марина Федотова, согласившись с предложенными моделями в целом, предложила разграничить общественную и профессионально-общественную аккредитацию более четко.
Декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного экономического университета Лариса Миэринь задала вопрос о сроках разработки модели. Ответ — до конца 2013 года.
Повышение квалификации как миссия
Вадим Радаев |
Для оценки программ, предложенных вузами-партнерами, будет создана рабочая группа комиссии. Уже сейчас всем членам ассоциации была предоставлена возможность сообщить о своих предложениях, в частности о том, в какой области хотелось бы повышать квалификацию своих сотрудников. Свои предложения уже прислали некоторые вузы, в том числе ВШЭ, Государственный университет управления, Московский физико-технический институт (МФТИ), Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Сибирский федеральный университет и Финансовый университет. Вадим Радаев подчеркнул, что ассоциация надеется увидеть предложения и других вузов-партнеров.
Вопросы и предложения участников заседания комиссии касались в основном организационных и финансовых вопросов. Так, Гагик Мкртчян предложил провести мониторинг потребностей вузов. Вадим Радаев отметил, что это хорошее предложение, однако уже сейчас некоторые вузы могут предложить ряд программ повышения квалификации. Пока что вполне разумной представляется «рыночная» схема спроса и предложения. Допустим, АВВЭМ в следующем учебном году подготовит пять вариантов повышения квалификации. Две программы будут пользоваться большим спросом, а три — никого не заинтересуют. Значит, они просто не состоятся.
Первый проректор Самарского государственного экономического университета Сергей Вагин предложил рассмотреть гипотетическую ситуацию: допустим, в Поволжье удастся сформировать большое количество групп, желающих повысить квалификацию. Предполагается, что в таком случае преподаватели, например, Высшей школы экономики должны будут приехать на место и прочитать свой курс там? Как это возможно организовать? Вадим Радаев ответил, что, если в Самаре или любом другом городе появится соответствующий запрос, он будет выполнен. Вышка просто выяснит удобные для нужных специалистов сроки визита в Самару и повышение квалификации состоится. Возможно, если вместо Самары будет Благовещенск, организовать визит будет несколько труднее. Но это опять-таки вопрос только сроков.
Дискуссию вызвал вопрос о финансировании проекта. Гагик Мкртчян заявил, что для многих вузов это может быть затруднительно, а Лариса Миэринь предложила осуществлять за плату повышение квалификации преподавателей вузов, не входящих в АВВЭМ. Вадим Радаев отметил, что Высшая школа экономики видит в повышении квалификации преподавателей экономических и менеджерских дисциплин свою миссию. Он привел в качестве примера летние школы университета, где больше половины участников всегда — внешние. Никакой платы за это Вышка не взимает.
Помимо программ повышения квалификации, члены комиссии обсудили тему вузовских программ формирования кадрового резерва. О преимуществах таких программ кратко рассказали Вадим Радаев и проректор ВШЭ Мария Юдкевич, охарактеризовав программу кадрового резерва Вышки: особенности требований к участникам, материальное стимулирование, дальнейшие перспективы резервистов.
Ближайшая повестка комиссии — рассмотрение новых предложений от вузов-партнеров. Первые программы повышения квалификации будут предложены желающим уже в сентябре.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты БензорукаВам также может быть интересно:
«Основной тренд в образовании — это цифровая революция»
В рамках Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС, состоялся открытый диалог, участники которого обсудили главные тренды образования. О том, каким будет российское образование через 5-7 лет, как искусственный интеллект изменит школу и какие реформы необходимы уже сейчас, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Образовательный потенциал России предстоит превратить в капитал
На специальной сессии «Развилки и перспективы развития российского образования» XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсуждался раздел доклада Центра стратегических разработок о стратегии развития России, посвященный образованию. Инвестиции в образование дают эффект через 15-20 лет, так что участники сессии рассмотрели перспективу до 2035 года.
Идеи Эдуарда Днепрова важны для современной школы, пусть даже не все из них удается реализовать
6 февраля исполняется год со дня смерти Эдуарда Днепрова — ординарного профессора ВШЭ, первого министра образования постсоветской России. Участники традиционного семинара Института образования ВШЭ, приуроченного к этой дате и проведенного в аудитории, названной именем Эдуарда Днепрова, обсуждали, какие его идеи удалось воплотить в жизнь, какие уроки проведенной им школьной реформы актуальны сегодня.
Реформаторские идеи Эдуарда Днепрова стали частью повседневности
17 марта на семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось интеллектуальное наследие Эдуарда Днепрова — первого министра образования постсоветской России, ординарного профессора ВШЭ, скончавшегося 40 дней назад. Среди участников семинара были эксперты и управленцы, вместе с ним начинавшие реформу образования в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
Как развивается образование в России с 2000 года
Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ подготовил статистический сборник «Образование в Российской Федерации: 2014». Он обобщает информацию о состоянии образования с 2000 по 2013 год.
Измеряйте, доказывайте и управляйте образованием
Во всем многообразии магистерских программ, предлагаемых Вышкой, есть и такие, которые — на первый взгляд — похожи друг на друга. Но именно на первый взгляд. Поможем абитуриенту разобраться и понять, какая из программ ему больше подойдет. Начнем с магистерских программ по образованию.
В образовании настало время аналитиков
В России проекты модернизации образования зачастую разрабатываются без должного обоснования. Одна из причин — нехватка квалифицированных специалистов. В интервью РИА Новости о магистерской программе Института образования ВШЭ «Доказательная образовательная политика» рассказал Александр Сидоркин, один из ее руководителей.
Тема образования останется приоритетной для нового состава Общественной палаты
Владимир Путин утвердил «президентскую» часть нового состава Общественной палаты РФ. В нее включен и ряд представителей сферы образования, в том числе ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Исключение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, из показателей оценки губернаторов назрело давно
Как сообщили вчера «Известия» со ссылкой на председателя думского комитета по образованию Вячеслава Никонова, в ближайшее время будет изменен критерий эффективности работы губернаторов в сфере образования. Сейчас оценка губернатора зависит от того, какая доля детей в регионе получила двойки на ЕГЭ по русскому и математике, а будет зависеть от доли школ, работающих во вторую и третью смену. Чем новый показатель лучшего старого, разъясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
Чтобы стать конкурентоспособными, ведущим вузам стоит объединять усилия
3 февраля в Высшей школе экономики состоялась встреча ректоров вузов-участников программы повышения международной конкурентоспособности «5/100». Обсуждались возможности преодоления финансовых, нормативных и прочих ограничений, а также перспективы сетевого взаимодействия.