• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусственный интеллект: «поход в качалку для мозга»

На днях в Вышке состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Самовар», главной темой которого на этот раз стал искусственный интеллект. Вместе с руководителем департамента больших данных и информационного поиска, доцентом факультета компьютерных наук ВШЭ Евгением Соколовым и директором по связям с общественностью НИУ ВШЭ, модератором встречи Романом Левковичем участники разбирались в том, что такое ИИ, что он умеет, чему и как быстро учится и зачем нам всем нужно об этом знать. 

Роман Левкович

В начале встречи Роман Левкович попросил Евгения Соколова рассказать немного об истории создания искусственного интеллекта и о том, чем ИИ отличается от машинного обучения. «Термин “искусственный интеллект” возник, наверное, в 40–50-е годы, когда разные сложные задачи — распознавание речи и изображений, написание текстов — люди пытались решить с помощью несложных алгоритмов и экспертных систем. Подходы не сработали. Вокруг понятия ИИ возникла негативная аура, и оно надолго выпало из оборота. В районе 90-х стала набирать популярность идея извлечения алгоритмов из данных — то есть в некотором смысле подстройки алгоритмов под конкретные примеры. С помощью такого подхода стало удаваться решать сложные задачи. Тогда это называли машинным обучением, а примерно 7 лет назад стали снова называть это искусственным интеллектом», — объяснил Евгений Соколов. 

После экскурса в историю перешли к практической части — обсуждению амплуа ИИ и того, как им пользуются интернет-компании, платформы электронной коммерции и банки. Участники «Самовара» задавали вопросы в рамках своих дисциплин. А поскольку в зале были математики, географы, юристы, представители компьютерных наук и административные работники НИУ ВШЭ, спектр тем получился довольно широкий. В ходе дискуссии поговорили о возможности строить с помощью ИИ карты и разрабатывать программы для сложных интеллектуальных игр, об использовании смарт-контрактов для автоматизации функций работодателя и работника, о критериях, разграничивающих интеллектуальную деятельность нейросети и творческий вклад человека. 

Обсудили и главный вопрос — сможет ли ИИ заменить на рабочем месте человека, например журналиста? По мнению эксперта, существует несколько заповедных областей, где ноги ИИ пока точно не было. Например, он еще не совершил ни одного научного открытия. Также совершенно непонятно, могут ли генеративные модели заниматься целеполаганием. Постановка задач и изобретение всего нового пока целиком и полностью удел человека. Но чтобы быть всегда на шаг впереди, человек должен учиться. В том числе учиться работать с ИИ.

Преподавателей, которых на встрече было большинство, не могла не интересовать тема присутствия ИИ в образовательном процессе. «Что касается обучения студентов в области искусственного интеллекта, в Вышке давно решено, что цифровая грамотность, программирование и основы ИИ должны быть включены в учебный план всех студентов бакалавриата», — определил позицию университета Евгений Соколов. А также заметил, что лично он не против, если студенты будут использовать современные генеративные инструменты по назначению. Например, ИИ может облегчить жизнь студенту, сделав краткий пересказ статей, которые необходимо прочитать. В диалоге с моделью можно изучать какие-то предметы и в принципе использовать ее для упрощения работы. Главное, чтобы студент не просто сгенерировал код для решения задачи, а проанализировал результаты, представил глубокие выводы на защите и ответил на каверзные вопросы.

© Высшая школа экономики

Возможно, это будет новой главой в университетской системе оценивания. Вместо традиционного эссе — прямой диалог «студент — преподаватель». Не зря же в помощь преподавателям и административным работникам НИУ ВШЭ в этом году стартовал цикл курсов повышения квалификации, посвященных принципам работы искусственного интеллекта. Среди них есть обзорный курс, состоящий из нескольких вебинаров, рассказывающих, что такое ИИ, как работает, какие существуют генеративные инструменты, плюс мастер-классы по промпт-инжинирингу. Есть курсы более сложные, где идет построение моделей машинного обучения в no-code-инструментах или с помощью Python. Есть курсы для административных сотрудников, где они учатся более эффективно пользоваться различными инструментами и знакомятся с Python для автоматизации рутинных задач. Обучение уже прошли более 300 вышкинцев. И это только начало — в будущем эту цифру планируется увеличить в разы.

На вопрос, стоит ли тратить время на изучение Python, Евгений Соколов уверенно ответил: «Стоит. Даже если написание базовых программ будет автоматизировано, изучение Python или другого языка программирования имеет педагогическую функцию. Ты начинаешь более алгоритмично мыслить, быстрее соображать. То есть здесь есть вторичная выгода, которая точно вам понравится. Рассматривайте изучение Python не просто как узнавание полезного инструмента, а как поход в качалку для мозга. Если правильно настроиться, получите удовольствие».

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»

С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ

Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.

Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»

В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.

С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения

Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.

Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений

В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.

Исследователи НИУ ВШЭ и Сбера добавят эмоций искусственному интеллекту

Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка разработали специальную систему, которая с помощью больших языковых моделей сделает искусственный интеллект (AI) более эмоциональным при общении с человеком. Синтезом AI-эмоций займутся набирающие популярность мультиагентные модели. Научная работа о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной совместной конференции по искусственному интеллекту — IJCAI 2024.

Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности

«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.

«Оставаться конкурентным специалистом без применения нейросетей может стать нелегкой задачей»

Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь и продолжают стремительно развиваться. Неудивительно, что все чаще возникает вопрос, сможет ли однажды искусственный интеллект полностью заменить специалистов. О перспективах лингвистики в эпоху нейросетей рассуждает Даниил Осипов, кандидат филологических наук, доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ.