БАК, роботы и любовь: что посмотреть и обсудить на Днях научного кино в Вышке
9 ноября в Вышке в рамках фестиваля «ФАНК» начнутся Дни научного кино. Вместе с гостями фестиваля фильмы посмотрят приглашенные ученые, которые затем примут участие в обсуждении увиденного. Это будут как специалисты, работа которых напрямую связана с темами фильмов, так и те, от чьей сферы научных интересов они, на первый взгляд, далеки. Новостная служба ВШЭ спросила участников будущих обсуждений, что их заинтересовало и о чем они хотели бы поговорить со зрителями.
Кадр из фильма «Любовь и инженеры»
9 ноября, «Любовь и инженеры»
Это фильм для всех, кто хоть раз испытывал чувство неуверенности в себе, кто влюблялся до беспамятства и боялся идти на свидание. В фильме все трудности взаимоотношений рассматриваются с точки зрения инженеров. Герои рассказывают о том, что период влюбленности можно разделить на 3 фазы, и утверждают, что способность влюблять в себя — это навык, который можно усвоить.
Участники дискуссии: Татьяна Комиссарова, профессор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, Александр Павлов, доцент Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
Татьяна Комиссарова
Меня привлекло название и неожиданность жанра научного кино, котором идет речь. Не вполне понимаю, как любовь будет проявлена в этом фильме. Очень надеюсь, что не покажут любовь к инженерной профессии, это было бы очень просто.
Если говорить вообще о попытке посмотреть на любовь с инженерной точки зрения, то мне кажется, что любовь как эмоциональное состояние стимулирует визионерскую позицию любого человека, а инженера она должна стимулировать сделать жизнь удобной и комфортной.
Александр Павлов
На самом деле в программе много интересных фильмов. Особенно это касается кино про искусственный интеллект и киборгов. Поскольку сложно было выбрать какой-то один из тех фильмов, что посвящены границам человеческого и нечеловеческого, я остановился на, казалось бы, человеческой теме — на любви. Рациональный подход к любви — не обязательно, но все же — это может быть что-то интересное. Фильм я пока не видел и судить о нем по трейлеру некорректно. Лучше приберечь мысли (или мысли об эмоциях, но не сами эмоции — кино же ведь научное) до просмотра, и уже по окончанию сформировать мнение об увиденном и обменяться мыслями с участниками события. Обсудить со зрителями можно основную проблему фильма — можно ли контролировать неконтролируемые эмоции. Если да, то как и кому это под силу? Разве что инженерам? Возможно, инженеры могут приобрести навык влюблять в себя, а вот более творческие люди?
Кадр из фильма «Трансцендентный человек»
10 ноября, «Трансцендентный человек»
Это фильм-хроника жизни изобретателя и футуриста Рэймонда Курцвейла, который представил свое смелое видение сингулярности. По его мнению, уже в ближайшем будущем благодаря стремительному развитию технологий искусственный интеллект превзойдет человеческий. Это будет рассвет новой цивилизации, в которой мы будем в триллионы раз умнее, и не будет явной разницы между человеком и машиной, между настоящей реальностью и виртуальностью. Критики указывают на апокалиптичный подтекст: если машины обретут сознание, мы можем потерять контроль над ними.
Участники дискуссии: Тахир Базаров, научный руководитель Института практической психологии НИУ ВШЭ, Иосиф Дзялошинский, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Кирилл Мартынов, доцент Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Тахир Базаров
По мнению автора фильма, в прошлом (2014) году мощность суперкомпьютера должна была сравняться с мощностью человеческого мозга, виртуальная реальность должна была вовлечь не только зрение и слух, но и все органы чувств человека. Известно, что это не сбылось. Почему? И что будет дальше? И это самое интересное в данном фильме для меня.
Для обсуждения я бы предложил зрителям тему адаптации человека к изменяющейся реальности. Не секрет, что к особенностям, с которыми сталкивается современный человек, следует отнести виртуализацию, множественную идентичность и тотальную погруженность во внешнюю социально-коммуникативную среду. Наши исследования свидетельствуют, что для успешной адаптации к этому человеку необходимо развивать в себе такие психологические качества, как воображение, внимание и воля. Развитое воображение — это активное предвосхищение. И дело не в точности прогноза, а в наличии множества вариантов развития событий. Если бы, например, врач не начинал лечение до тех пор, пока диагностика не проведена абсолютно достоверно, он слишком часто убеждался бы в правильности своего решения при вскрытии тела больного, погибшего из-за задержки с лечением. Внимание — это прожектор, который освещает некоторую область. Но чем шире область, которую вы хотите осветить, тем хуже вам будет видно вокруг. Эффективное средство для развития внимания — это порядок, организация последовательности действий, которая помогает нам добиться цели. Но ситуация постоянно меняется — и важно научиться создавать структуру и порядок каждый раз «с нуля». Воля — это способность человека достигать сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое действие осуществляется в условиях различных побуждений, имеющих как положительную, так и отрицательную значимость для человека. Как управлять выбором, который происходит в вероятностной ситуации?
Об этом задумываются ученые. А что думают зрители фильма? Как они сами справляются с изменениями? Вот об этом мне было бы интересно поговорить после просмотра.
Кадр из фильма «Страсти по частицам»
11 ноября, «Страсти по частицам»
Авторы фильма показывают работу шести блестящих ученых над Большим адронным коллайдером и запуск самого крупного и дорогого эксперимента в истории планеты. По мере того, как они пытаются разгадать загадки Вселенной, 10 000 учёных и инженеров из 100 стран объединяют усилия для воссоздания большого взрыва. Их задача — найти Бозон Хиггса и понять, что стоит в основе мироздания. Режиссер фильма — Марк Левинсон в прошлом был физиком. Снятый материал смонтировал Уолтер Мерч («Апокалипсис сегодня», «Английский пациент»). Фильм получил множество призов.
Участники дискуссии: Егор Исаев, преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Александр Елисеенко, преподаватель кафедры организационной психологии департамента психологии НИУ ВШЭ, Иван Белотелов, старший научный сотрудник Лаборатории физики высоких энергий Объединённого института ядерных исследований (Дубна), Дмитрий Горбунов, физик-теоретик Института ядерных исследований РАН
Александр Елисеенко
Этот фильм заинтересовал меня потому, что психология всегда занималась изучением того, как человек действует, как решает задачи и с какими результатами сталкивается. В этом смысле психология тесно связана со всеми видами деятельности, в том числе и с тем, как человек исследует реальность.
Я считаю, что наука началась тогда, когда человек стал добывать знания ради знаний. В этом смысле БАК — одно из ярчайших свидетельств того, как сильно увеличилась ценность знаний в нашем обществе. Удивительно то, как совместная деятельность ради высокой цели объединила совершенно разных людей, даже из враждующих сообществ. На мой взгляд, БАК можно рассматривать, как пример преодоления разногласий ради чего-то высокого, а не только против общего противника.
После просмотра я бы хотел обсудить, как можно применить опыт построения этого эксперимента для разрешения проблем и конфликтов, вызванных разделенностью групп людей, и могут ли большие научные и технологические проекты способствовать интеграции сообществ.
Кадр из фильма «Планета»
12 ноября, «Планета»
Мы живем в разгар мирового кризиса и упадка духа. Мы забыли о самом главном земном правиле — все взаимосвязано. «Планета» — это поэтическое напоминание о том, что пора увидеть, кто же мы есть на самом деле, пересмотреть наши отношения друг с другом и с самими собой, с миром вокруг нас, и вспомнить, что мы — планета.
Участники дискуссии: Дмитрий Замятин, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, Булат Назмутдинов, доцент факультета права НИУ ВШЭ, модератор — Ирина Базилева, эксперт Научно-консультационного центра «Маркетинг инноваций» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ
Тема фильма затрагивает актуальные глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: экологические, урбанистические, моральные, философские. Важно, что свое отношение к этим проблемам высказывают очень разные люди: поэты, философы, ученые, дизайнеры, религиозные деятели. Фильм снят на хорошем профессиональном уровне, показывающем притягательные и отталкивающие земные ландшафты - это помогает осмыслить нашу планету как единство космологии и геологии, идеологии и географии. Я хотел бы обсудить со зрителями ключевые пути осмысления глобальных проблем, а также особенности их визуальных репрезентаций и интерпретаций.
Булат Назмутдинов
Я юрист по образованию, но в свое время организовывал киноклуб "Популяция" в Высшей школе экономики. Мы приглашали Германа младшего, Германику, Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского, Бакура Бакурадзе и др., обсуждали фильмы вместе с режиссерами.
Мне интересно научное кино прежде всего тем, что я мало что в нем понимаю. Мне интересно сравнить его с художественным кино и тем документальным кино, которое научным не является. Разумеется, я смотрю научные фильмы о предмете своего академического интереса, но это совсем другое. Там интересно содержание, а здесь мне важно не только то, что показывается, но и как режиссер выбирает форму своего рассказа, способ отображения
Кадр из фильма «Элис заботится»
13 ноября, «Элис заботится»
Элис — это робот с ростом и лицом восьмилетней девочки, созданный учеными для оказания помощи одиноким пожилым людям. Автор фильма исследует взаимоотношения Элис с ее подопечными и пытается проследить, какие изменения происходят с момента первого знакомства до окончания эксперимента.
Участники дискуссии: Булат Назмутдинов, доцента факультета права НИУ ВШЭ, Алексей Ролич, ведущий инженер Учебной лаборатория 3Д-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ
Алексей Ролич
В фильме затрагивается одна из очень серьезных проблем современного общества — одиночество пожилых людей. Фильм ведь на самом деле не о роботах, а об одиноких людях.
С точки зрения инженера, мне интересны результаты этого эксперимента, насколько эффективным было использование такого вида роботов. Я пока видел только трейлер к фильму, и из него не смог понять, насколько робот интеллектуален и способен к саморазвитию, очень интересно оценить эти характеристики. Также очень интересно узнать у зрителей фильма, как они относятся к такого рода инновациям, затрагивающим острые социальные проблемы. Может быть, инженеры делают все зря и это никому не нужно? Надеюсь, что нет.
Базаров Тахир Юсупович
Научный руководитель Института практической психологии
Базилева Ирина Игоревна
Эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса
Дзялошинский Иосиф Михайлович
Профессор Департамента медиа
Елисеенко Александр Сергеевич
Преподаватель кафедры организационной психологии
Замятин Дмитрий Николаевич
Главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики
Исаев Егор Михайлович
Преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна
Комиссарова Татьяна Алексеевна
Профессор Института менеджмента инноваций
Мартынов Кирилл Константинович
Доцент Факультета философии
Назмутдинов Булат Венерович
Доцент кафедры теории и истории права
Павлов Александр Владимирович
Доцент Школы философии
Ролич Алексей Юрьевич
Ведущий инженер учебной лаборатории 3Д-визуализации и компьютерной графики
Вам также может быть интересно:
«Что делается для всех, искренне — это и есть настоящее искусство»
25 апреля на Киностудии им. Горького состоялась презентация первых выпускников-магистрантов программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ. Формат speed dating, предложенный академическим руководителем программы Полиной Ильиной, позволил каждому студенту выступить перед значимыми деятелями кино, чтобы рассказать о своих сценарных идеях, которые лягут в основу грядущих проектов.
Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК
Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.
«КиноВышка»: полное погружение в мир кино
Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.
Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом
В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).
Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды
Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.
В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»
21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».
Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»
Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.
«Креативная индустрия учит проходить неудачи»
19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.
«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»
В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.
Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале
«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.