«Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»
О том, какое образование предлагает абитуриентам отделение прикладной математики и информатики ГУ-ВШЭ, какие карьерные перспективы ожидают студентов, рассказывают заведующий отделением Сергей Кузнецов и научный руководитель Фуад Алескеров.
— Расскажите, пожалуйста, как проходил набор студентов на ваше отделение в прошлом году и как вы оцениваете уровень подготовки нынешних первокурсников.
Сергей Кузнецов: Мы принимали студентов не только по результатам единого госэкзамена, но и по результатам школьных олимпиад разного уровня. В итоге к нам поступили 75 студентов на бюджетную форму обучения и 12 — на коммерческую. Если сравнивать два набора — 2008 года по итогам вступительных экзаменов и 2009 года по результатам ЕГЭ и олимпиад — то можно отметить, что общий уровень подготовки нынешних первокурсников выше, чем в предыдущем году. Несмотря на то, что качество некоторых олимпиад вызывало сомнения, совершенно очевидно, что призеры олимпиад — хорошо мотивированные ребята, и, к счастью, в прошлом году этот канал не подвергся заметной коррупции. У нас есть некоторые опасения, что в этом году ситуация может измениться к худшему, потому что этот канал поступления в престижные вузы не мог остаться незамеченным теми, кто делает свой нелегальный бизнес на образовании.Сергей Кузнецов
Нескольких студентов мы отчислили по итогам зимней сессии, и пять первокурсников были переведены с бюджетной на коммерческую форму обучения, поскольку не справлялись с программой и вынуждены были перейти на индивидуальный план обучения. Если учесть, что у нас практически удвоился прием (в 2008 году мы набрали всего 45 студентов), то процент отчислений не увеличился и остался вполне умеренным.
Фуад Алескеров: Преподаватели, работающие с первокурсниками, считают, что качество прошлогоднего приема — выше, чем в 2008 году. Распространенные опасения, что ЕГЭ «снизит уровень» принимаемых студентов, я считаю необоснованными. Репутация ВШЭ играет значительную роль в том, какой контингент абитуриентов сюда поступает. Всем очевидно, что здесь — сложные программы обучения и надо основательно трудиться, чтобы с ними справиться. Те, кто покупал высокие оценки ЕГЭ, в Вышку документы не подавали и, я думаю, не будут пытаться, поскольку это — совершенно бессмысленная трата сил, времени и средств.
— Что вы можете рассказать о специфике обучения на вашем отделении? Чем ваши программы отличаются от программ других вузов этого же профиля?
Сергей Кузнецов: Наша образовательная ниша — это математическое моделирование процессов в экономике, обществе и информационных системах. Мы не ориентируем студентов на такие классические направления в прикладной математике, как газо-, гидро- или аэродинамика. Изучение физических и технологических процессов — это не наш профиль.
Фуад Алескеров: Я бы сказал, что наши студенты получают такое качественное образование, что если им захочется заняться изучением летательных аппаратов, они вполне смогут это сделать. Но мы действительно ориентированы на социальную, экономическую и информационную сферы деятельности. Что для нас важнее всего и чему мы пытаемся научить студентов, это — корректной постановке научных и прикладных задач, в отличие от большинства вузов нашего профиля, где их учат главным образом — решать поставленные задачи.
Задачи в математике часто вытекают из самой теории, а прикладная математика востребована в решении жизненных ситуаций, когда словесную суть проблемы надо перевести на язык формул и найти эффективное решение. У наших студентов наработаны базовые знания, которые вполне позволяют им с этим справляться. Сегодня наши старшекурсники и магистранты решают очень серьезные математические задачи, которые имеют абсолютно конкретное приложение. Простой пример: недавно мы провели научный семинар, на котором студентка 3-го курса отделения рассказывала о применении теории групп в коллективном выборе. В этой работе с одной стороны представлена мощная математика, а с другой — решение совершенно конкретной, практической задачи.
Мы создали проектно-учебную группу, в которой студенты работают над решением реальных проблем целого ряда компаний, применяя математические методы. Умение формализовать задачу дорогого стоит, поверьте мне. На самом деле этому учатся всю жизнь, но, если не сделать первые шаги в этом направлении именно в студенческие годы, то можно не научиться этому никогда.
— Где востребованы выпускники вашего отделения?
Фуад Алескеров: Мы учим основам математического моделирования, которое очень востребовано на рынке труда. Наши выпускники работают в аналитических отделах крупных компаний и корпораций, в научно-исследовательских центрах и институтах, в банках, в университетах. Я могу с уверенностью сказать, к примеру, что Кирилл Погорельский, наш выпускник, знает про Международный валютный фонд, его устройство и математическое описание больше всех в стране. Александр Карпов, наш аспирант, лучше многих профессоров разбирается в задачах пропорционального представительства. Учиться у нас очень непросто, надо много трудиться, но зато мы готовим элитные кадры, которые умеют не только решать поставленные задачи, но и — что труднее и важнее — ставить их. Наши выпускники не работают рядовыми исполнителями, а руководят проектами.Фуад Алескеров
Где бы наши студенты ни проходили практику, о них всегда очень высоко отзываются руководители компаний. Они мотивированы и хорошо образованы, а это — довольно редкое и востребованное сочетание в наши дни. Часть выпускников магистратуры мы пригласили на работу на кафедре и будем пополнять штат сотрудников своими, выращенными кадрами. Хочу отметить, что старшекурсники бакалавриата уже стали вести преподавательскую работу на младших курсах в качестве ассистентов. Это хороший показатель уровня нашего образования.
Сергей Кузцецов: Строго говоря, сейчас мы можем говорить только о выпускниках магистратуры, поскольку первый выпуск бакалавров состоится в этом году.
Часть наших магистров трудоустроилась в компаниях, занимающихся информационными технологиями, связанными с интернет-аналитикой и разработкой математических методов анализа данных. Скажем, группа выпускников этого года работает в компании «Яндекс». Если говорить о студентах бакалавриата, то часть студентов были вовлечены в курсовые проекты, связанные с анализом данных в телекоммуникационных сетях и прошли практику в компании «Мегафон», где ими очень заинтересовались как будущими сотрудниками. Сейчас они готовят курсовые и дипломные работы по анализу поведения клиентов в абонентской сети. Уровень их подготовки высоко оценен работодателями, и студенты уже получили приглашения на работу.
— Насколько студенты вовлечены в научно-исследовательскую работу?
Фуад Алескеров: Мы ведем два общемосковских научных семинара, на заседаниях которых бывают российские академики, члены-корреспонденты Российской академии наук, профессора и научные сотрудники. На эти семинары приезжают зарубежные ученые с докладами и лекциями. Студенты обязаны посещать эти семинары, потому что научные дискуссии по актуальным проблемам современности представляют собой активную форму обучения корректной постановке и оптимальному решению сложнейших задач. Недавно на семинаре "Математические методы анализа оптимальных решений в экономике, бизнесе и политике" был представлен доклад профессора кафедры высшей математики на факультете экономики ГУ-ВШЭ Игоря Ядыкина по техногенным катастрофам, в котором он анализировал ситуацию на Саяно-Шушенской ГЭС и катастрофу в Чернобыле. Это был потрясающий доклад, глубокий, отлично проработанный и системный, с интереснейшими выводами.
Все без исключения студенты магистратуры вовлечены в научно-исследовательскую работу. К примеру, в группу под моим научным руководством входят шесть магистрантов, которые занимаются моделированием и анализом разнообразных банковских рисков, расчетами влияний в политических системах, проблемами коллективного выбора и другими важными изысканиями.
Научная работа и конкретные проекты очень взаимосвязаны, их нельзя разрывать. Иногда из какого-то исследования или анализа теоремы логично выходишь на проект, и часто, наоборот, из практической работы вытекает направление дальнейшего углубления в теорию. Именно так и идет продвижение к поставленным задачам. Мне очень нравятся слова основателя термодинамики Оскара Майера: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».
Сергей Кузнецов: Спектр работ и научно-практических интересов наших студентов разнообразен. Если говорить о конкретных направлениях их проектной деятельности, то сейчас это — групповые работы, связанные с моделями математического программирования для «Российских железных дорог», для страховых компаний, для компаний, работающих в телекоммуникационной сфере и аналитических интернет-компаний. Другая группа занимается контент-анализом текстов различной тематики.
— Какую международную деятельность ведут сотрудники и студенты отделения? Расскажите, пожалуйста, о совместных проектах и об их продуктивности.
Фуад Алескеров: Многие наши ребята не просто принимают участие в работе важнейших международных конференций, но и выступают там с докладами, которые получают высокую оценку международного научного сообщества. Особо хочу отметить тот факт, что у наших студентов уже есть весомые публикации в международных научных журналах.
У нас — обширные партнерские связи с ведущими университетами и научными центрами в Великобритании, Германии, Италии, Франции, Испании и США. В 2008 году мы подписали соглашение о сотрудничестве с университетом в Килле, и в прошлом году трое наших студентов выступили в Германии на очень представительном научном семинаре.
Сергей Кузнецов: У нас давние и прочные связи с Дрезденским политехническим университетом, из которого к нам приезжают профессора с лекционными курсами. Мы ежегодно намечаем планы совместной исследовательской работы со студентами и преподавателями из Германии. Недавно профессор Штефан Шмидт из Института алгебры Дрезденского политехнического университета начал читать для нас лекции в режиме on-line по количественным и качественным приближениям. Этот курс слушают студенты и в Москве, и в Нижегородском филиале ВШЭ.
Фуад Алескеров: Важно понимать, что успешная международная деятельность выстраивается постепенно, шаг за шагом. Здесь нельзя форсировать события. Как в строительстве, сначала необходимо заложить фундамент здания, потом подвести коммуникации, затем последовательно строить этажи, так и для того, чтобы механизм сотрудничества заработал в полную силу, нужны последовательные визиты студентов и преподавателей на стажировки и для участия в семинарах и конференциях.
В мае прошлого года у нас успешно прошел семинар по экспериментальной экономике, на который съехались ведущие ученые в этой области; летом мы проводили 17-ю международную конференцию по понятийным структурам, имеющую высокий мировой рейтинг. Сборник научных трудов по итогам конференции опубликован в серии Lecture Notes in Artificial Intelligence издательства Springer; в сентябре мы провели Школу для молодых ученых «Интеллектуальные методы для разработки и анализа данных», которую впервые транслировали по интернету для филиалов ВШЭ в Перми и Нижнем Новгороде.
В этом году мы проведем международную конференцию по коллективному выбору, в которой будут участвовать более двухсот западноевропейских и американских специалистов из крупных университетов. В следующем году планируем организовать крупную международную конференцию по нечетким и неточным множествам для анализа и разработки данных.
Причем я убежден, что мы должны активно сотрудничать не только с лидерами образования на Западе, но и с вузами, у которых нет широкой известности. К примеру, с нами готов подписать соглашение один из колледжей Кембриджского университета, и мы, разумеется, тоже в этом заинтересованы. Но вероятность того, что коллеги из Кембриджа будут приглашать наших молодых магистрантов или аспирантов на свои семинары или конференции, ничтожно мала. Вышка не может жить только контактами с перворазрядными университетами, прежде всего, потому, что нашим студентам и аспирантам необходимо выезжать в зарубежные образовательные центры, чтобы как можно раньше заявить о себе, рассказать о своих работах. Им чрезвычайно важно и полезно, чтобы их работы обсуждались, критиковались, публиковались. Группа, занимающаяся научным проектом, не должна замыкаться, ей нужны широкие связи и живой обмен идеями, иначе она консервируется и начинает производить продукт для «внутреннего использования». Активные контакты можно организовать только с университетами среднего уровня, которые искренне заинтересованы в обменных программах. Ставка исключительно на университеты-лидеры не особенно продуктивна для наших студентов.
— Каким вы видите будущее отделения, что заложено в планах по перспективному развитию?
Фуад Алескеров: В самом ближайшем будущем в университете должен появиться факультет прикладной математики со своей научной базой и кафедрами. Сейчас все силы сосредоточены на двух кафедрах: кафедре высшей математики на факультете экономики и небольшой кафедре анализа данных и искусственного интеллекта, а для развития нам пора расширить структуру и принципы управления подразделением, создать новые кафедры и организовать их продуктивное взаимодействие, вести отдельный прием студентов по математическим профилям.
Сегодня на отделении создан уникальный коллектив ученых, готовый корректно ставить и успешно решать важнейшие задачи в самых разных областях науки. Мы ведем перспективные и интереснейшие проекты для крупных компаний, в том числе, зарубежных. Однако, на мой взгляд, стоит сделать более активным взаимодействие с другими факультетами и отделениями ВШЭ. Я бы хотел, чтобы, например, специалисты с факультета менеджмента или социологии чаще обращались к нам со своими идеями и научными задачами, чтобы мы могли совместно разрабатывать новые проекты и вместе вести инновационную исследовательскую работу.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Математика есть практически везде: в физике, программировании, экономике, социологии, биологии, медицине»
«Прикладная математика» — одна из флагманских образовательных программ, реализуемая МИЭМ НИУ ВШЭ. Недавно ее академическим руководителем стала Анна Преснова, кандидат наук, преподаватель Вышки с 2018 года. О том, какие изменения ожидают программу, что является областью ее личных научных интересов, что значит быть мамой двоих детей и при этом вести научную, преподавательскую и административную деятельность, она рассказала в интервью.
Cтудентка смогла найти сбежавшего брата с помощью анализа социальной сети Вконтакте
Достаточно стандартная семейная история — подросток сбежал из дома, написав смску: «Я сюда больше не вернусь, можете даже не пытаться меня найти» и, естественно, отключив телефон. Найти его смогла сестра, используя знания, полученные во время учебы на программе «Прикладная математика и информатика». Эта история также показывает, что могут рассказать соцсети о своих пользователях понимающему человеку.
Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников
После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.
Итоги первого этапа зачисления
Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.
Позвонили, объяснили, вдохновили
На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов. Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.
9866
абитуриентов уже подали заявления на бакалаврские программы Высшей школы экономики в Москве. Общее количество заявлений составляет более 23 тыс. Сегодня, 24 июля, — последний день приема документов в бакалавриат.
Мужской взгляд на Вышку
Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» пообщались с юношами-абитуриентами разных образовательных программ Вышки и узнали об их ожиданиях.
Математики советуют не паниковать и решать задачи
Период подачи документов подходит к концу, накал страстей среди поступающих растет по мере приближения к дедлайну. В такой ситуации очень важно сохранить способность принимать рациональные решения и не поддаваться панике в общей суматохе. На помощь абитуриентам спешит математик Дмитрий Дагаев, который знает, что для поддержания мозга в тонусе нет ничего лучше математической задачки. Пару таких задач он подготовил для поступающих.
Не соглашайтесь на меньшее, или Почему политология именно в НИУ ВШЭ?
В ВШЭ продолжается прием документов на бакалаврские программы, в том числе и на «Политологию». Об особенностях обучения на этой программе, будущем выпускников-политологов и о новых возможностях, которые появились у абитуриентов в этом году, рассказывает академический руководитель программы Михаил Миронюк.
Вышка увеличивает количество платных мест на самых востребованных программах магистратуры
В этом году в связи со значительным приростом числа абитуриентов Ученый совет университета решил увеличить количество платных мест на самых популярных программах магистратуры. При этом недобравшие несколько баллов для поступления на бюджет смогут рассчитывать на 25-процентную скидку на оплату обучения.