На Конгрессе молодых ученых показали фильм «Мир 2052. Увидеть будущее»
В вечерней программе III Конгресса молодых ученых состоялись показ и дискуссия по фильму о науке в Вышке. Мероприятие прошло на стенде Минобрнауки России «Климат и океан» в Парке науки и искусства «Сириус».
Представила «Мир 2052. Увидеть будущее» начальник пресс-службы НИУ ВШЭ Ксения Брегадзе, в дискуссии приняли участие директор Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Екатерина Стрельцова и научный сотрудник факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ и Института искусственного интеллекта AIRI, руководитель группы «Биоинформатика» в AIRI Ольга Кардымон.
Презентуя фильм, Ксения Брегадзе отметила: «Нам показалось неинтересным делать исторический фильм, ведь Вышка еще молода. Поэтому мы решили сделать фильм, который устремлен в будущее, и заглянуть вперед на 30 лет: понять, какие разработки, которые есть сейчас, изменят мир впоследствии. В результате кино получилось не просто корпоративным, как у многих, а тем продуктом, который продолжают смотреть зрители по всей стране и миру. Например, сейчас в рамках Дней научного кино ФАНК показы проходят более чем в 40 городах России, и фильм пользуется большой популярностью».
После просмотра Екатерина Стрельцова рассказала зрителям подробнее, что такое форсайт и зачем он применяется. Она отметила, что в том числе система анализирует события-джокеры: «Например, событием-джокером может стать отмена запрета на репродуктивное клонирование человека хотя бы в одной стране. Мои коллеги анализируют, как такое решение может повлиять на репродуктивное поведение, численность населения, возрастную структуру и так далее. Анализ проводится с привлечением экспертов из различных областей науки, которые помогают спрогнозировать наступление таких событий-джокеров».
Модератор дискуссии Ксения Брегадзе поинтересовалась у Ольги Кардымон, какие исследования сейчас ведутся на стыке искусственного интеллекта и генетики.
«Моя главная задача — разрабатывать методы искусственного интеллекта для решения биологических задач, — подчеркнула Ольга Кардымон. — Например, наша главная гордость: мы с командой разработали свою языковую модель для ДНК. Причем сделали это одними из первых в мире. Мы конкурируем с тремя известными игроками — со Стэнфордом, Google и компанией Nvidia. Это нужно для того, чтобы мы могли дальше изучать наш геном. Рассуждать о том, что скрыто в нашем геноме, мы можем только в отношении кодирующей белки области, а это 1,5%. Остальные 98,5% — область некодирующей ДНК, и в ней скрыты те механизмы, которые регулируют работу наших генов. Чтобы их изучать, нужно использовать искусственный интеллект. Конечно, можно изучать как раньше, в лабораториях, но это очень долго. Сейчас самое время взять накопленные базы данных и обучать модели предсказанию экспрессии генов, эпигенетических изменений, влияния мутаций на здоровье. Прямо сейчас мы для этого используем методы машинного обучения».
Один из зрителей поинтересовался, почему в фильме были показаны эксперты именно из этих областей науки, а не из других. Ксения Брегадзе ответила, что сейчас Вышка очень многогранна и действительно было сложно выбрать. Но старались выбрать те области, которые связаны с будущим, оказывают влияние на человека и обладают ярким видеорядом. Безусловно, не удалось охватить все области, но, возможно, через какое-то время стоит снять продолжение или даже сериал.
Екатерина Стрельцова добавила: «В фильме отражены массовые тренды, то есть затрагивающие значительную часть населения. Например, цифровизация: около 93% взрослого населения России пользуется интернетом. Однако если мы будем делать сериал, то, возможно, через несколько лет придется показывать и обратный тренд. Уже сейчас постепенно набирает обороты медиааскетизм: некоторые пользователи возвращаются в аналоговую реальность, сокращают использование цифровых продуктов».
Ольга Кардымон заявила, что она цифровой оптимист: «Все области нашей работы пересекаются с цифровым миром. Но я знаю точно, что цифровая гигиена очень важна. То есть читать книжку, а не смотреть фильм перед сном — это нужно для ментального здоровья. Но если вы в течение дня получаете информацию, которая вас интересует и развивает, то в этом нет ничего плохого. Я считаю, что в наше время это обязательный тренд».
Продолжая тему цифрового детокса, Екатерина Стрельцова рассказала о системе iFORA и тех исследованиях, которые проводит ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с ее помощью: «Это система интеллектуального анализа больших данных, основанная на технологиях искусственного интеллекта. Недавно мои коллеги проанализировали публикации в профильных СМИ по темам, относящимся к Family Tech. Это технологии, которые используются в повседневной жизни семей, меняют их быт и уклад. Мои коллеги обнаружили интересный тренд: в России наиболее популярны технологии родительского контроля, в то время как в мире — технологии, которые позволяют находить баланс между семьей и работой, например различные приложения для онлайн-звонков и конференций. Отмечу, что другое наше исследование, основанное на опросе россиян, показало, что наиболее распространенные стратегии ограничения цифровой активности — это различные приложения, которые напоминают, когда нужно выключить телефон, блокируют интернет, устанавливают другие ограничения. То есть мы контролируем нашу цифровую активность посредством той же цифровой активности».
Посмотреть фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» можно на сайте телеканала RTД.