«Рождение и возрождение университетов»: день второй
20 октября в Культурном центре ВШЭ прошло заключительное пленарное заседание и круглый стол III Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Рождение и возрождение университетов».
Новостная служба портала уже рассказывала о пленарных заседаниях конференции, состоявшихся 19 октября.
Без единого кампуса, но с миссией
На год раньше, в другой части Европы, в Барселоне, был основан Университет Помпеу Фабра. Его ректор Хосеп Хуан Моресо рассказал, как за двадцать лет этот вуз стал лучшим в Испании (кстати, как и Вышка, Университет Помпеу Фабра не имеет единого кампуса, его здания «разбросаны» по Барселоне и стали центрами культурной жизни в своих районах). Создавался новый университет с целью «развития принципов справедливости, демократии, свободы, равенства, независимости и плюрализма». Подготовку бакалавров он ведет по трем основным направлениям — гуманитарным наукам, наукам о жизни и здоровье и информационным технологиям. Но исследования ведутся по более широкому спектру направлений, кроме того при университете действует бизнес-школа, а также биомедицинская лаборатория.
Большие усилия университет прилагает к интернационализации своих программ. Сейчас треть магистрантов и половина докторантов университета являются зарубежными студентами. Более 900 испанских студентов, в свою очередь, ежегодно обучаются по программам обмена в университетах за пределами Испании. Университет реализует также программу привлечения международных преподавателей. Специальный каталонский фонд позволяет устанавливать гибкую заработную плату ученым, способным возглавить в университете исследовательские группы или открыть новые направления исследований. Международный рекрутинг проходит на конкурсной основе, таким образом к работе в Университете Помпеу Фабра уже были привлечены 280 преподавателей и исследователей.
«Мы не можем похвастать той репутацией, которой обладают старые европейские университеты, — сказал ректор Моресо. — Но, с другой стороны, мы можем проявлять большую гибкость и склонность к инновациям. Если мы сможем поддерживать и осуществлять ту миссию, которая была заложена нашими основателями, то сможем и дальше двигаться вперед».
Предвидеть то, чего никогда не было
О том, как создать инженерный колледж мирового класса с абсолютно чистого листа, рассказал на конференции президент и один из основателей Olin College (США) Ричард Миллер. Этот небольшой (одновременно в нем проходят обучение меньше 350 студентов) колледж был основан в 2000 году, провел первый набор в 2002-м, однако уже имеет репутацию одного из лучших инженерных учебных заведений в США. Колледж провозгласил своей целью «готовить образцовых инженерных инноваторов», чтобы внести свой «вклад в продвижение инженерного образования в США и во всем мире». Но в нем нет ни системы tenure, ни академических департаментов. Вся учеба носит проектный характер, а учебные планы имеют четко определенный «срок годности», по истечении которого подлежат пересмотру.
В первые годы, по словам Ричарда Миллера, преподаватели колледжа «учились у студентов больше, чем они учились у нас». И это притом, что от самих студентов ожидают упорнейшей работы. Так, каждый из учащихся должен в течение семестра запустить и вести свой бизнес-проект, на развитие которого выделяется 50 тысяч долларов. В конце каждого семестра организуется выставка, на которой студенты защищают проекты перед представителями корпораций (их на защиту собирается обычно около ста человек). Такую практику Ричард Миллер сравнил с тем, как учащиеся музыкальной школы шлифуют свои навыки, выступая с экзаменационными концертами. Результаты не заставляют себя ждать. Начальная зарплата выпускников Olin College составляет в среднем 82 тысячи долларов в год.
Впечатленный успехами Olin College гарвардский профессор Тони Вагнер написал о нем книгу «Creating Innovators». Но основатели колледжа секрет своего успеха видят в особом подходе к инженерной подготовке. Инженером по определению, принятому в колледже, называют того, кто «предвидит то, чего никогда не было, и делает так, чтобы это появилось».
Университет и 40 его доноров
Не менее впечатляет история турецкого Университета Билькент, основанного в 1984 году выдающимся турецким врачом и предпринимателем Ихсаном Дограмачи. Он создал не просто университет как образовательное учреждение нового для Турции типа, но и обеспечил его финансирование за счет средств специального фонда (endowment). В фонд поступают проценты от доходов 40 связанных с ним компаний самого разного профиля — строительных, электроэнергетических, страховых, мебельных и прочих. Эта рыночная модель позволяет университету устанавливать высокие зарплаты своим профессорам, выплачивать стипендии 40% своих студентов, а также финансировать инфраструктурные и культурные проекты.
Например, кампус университета занимает площадь в 500 гектаров, рядом построено общежитие на 4000 человек, два концертных холла, при университете действует один из лучших в Турции симфонических оркестров. Но у этой модели финансирования есть и свои недостатки, признал нынешний ректор Университета Билькент Абдулла Аталар. Резервы фонда сильно зависят от экономической ситуации в Турции и за ее пределами, поэтому в «тучные» годы университет стремится создать себе финансовую «подушку безопасности».
Важную роль в управлении университетом играют студенты, они не только выставляют оценки своим преподавателям (система, известная и в Вышке), но и имеют право голоса в университетском сенате. Но если среди академических работников доля иностранцев доходит до трети (они руководят и кафедрами, и целыми факультетами), то иностранных студентов в Билькенте всего да процента. Абдулла Аталар надеется изменить эту ситуацию благодаря самому широкому введению англоязычных программ, компьютеризации половины всех курсов и вовлечению бакалавров в исследования. Особо ректор отметил перспективы недавно созданной университетом совместно с европейскими электротехниками компании по разработке полупроводников.
Восемь «R»
С заключительной на пленарных заседаниях презентацией выступал декан по международному развитию Университета Эссекса (Великобритания) Мартин Хенсон. Тот факт, что университет делегировал на конференцию своего «международного» руководителя, не случаен. Дело в том, что Университет Эссекса является одним из самых интернационализированных вузов Британии — 40% студентов и треть преподавателей приезжают туда из-за границы, и треть выпускников отправляется жить и работать за пределы Туманного Альбиона. «Мы последовательны в реализации своей глобальной повестки, — рассказал Мартин Хенсон. — Нашим приоритетом является международный размах вкупе с сохранением лучших черт британской системы образования».
Проекты международного сотрудничества университета реализуются, по словам декана, на сетевой основе, Университет Эссекса входит в альянс с немецкими и индийскими вузами. При этом упор делается на качество сотрудничества. «Мы многому учимся у наших партнеров», — добавил господин Хенсон.
Он напомнил, что британское школьное образование традиционно базируется на принципе “Three R’s” — reading, writing, arithmetic. «А вот у нас восемь “R’s”, задающих стратегию нашего университета», — подчеркнул Мартин Хенсон. К числу этих восьми “R’s” относятся research-focus (фокусирование на исследованиях), resonance (отдача от кооперации усилий), reciprocity (международная активность, взаимовыгодная для всех участников), relationships (горизонтальные связи на интеллектуальном поле и вертикальные в управлении), reputation (создание уникального профиля своего вуза), responsiveness (реагирование на вызовы и рефлексия собственной деятельности), responsibility (ответственность), reach (охват, при котором отношения не эксклюзивны, а открыты для новых партнеров).
При наличии руководителей, идей и энтузиастов
Итог услышанному за два дня пленарных заседаний III Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Рождение и возрождение университетов» подводился на круглом столе. «Благодаря докладам нам открылась панорама молодых университетов, каждый из которых продемонстрировал свой путь к академическому совершенству», — отметил модератор круглого стола, научный руководитель Института развития образования ВШЭ и соорганизатор нынешней конференции Исак Фрумин.
По словам Саймона Донахью, консультанта компании SUMS, участвовавшего в реструктурировании Университета Лидса (Великобритания), выступления руководителей вузов показали, что даже традиционные университеты можно успешно реформировать при наличии «руководителей, идей и энтузиастов». Главное, чтобы три этих элемента «работали согласованно».
Директор Консорциума по проектированию университетов Кэтрин Мормэн, в свою очередь, обратила внимание на тот факт, что большинство представленных на конференции университетов были исследовательскими. «Но иметь исследовательский университет очень дорогое удовольствие, — отметила она. — Во многих странах просто нет средств для создания суперуниверситетов, которые бы попадали в первую сотню мирового рейтинга. Это нужно принимать во внимание». Кроме того, она высказалась за диверсификацию рейтингов с тем, чтобы они при оценке учитывали разные факторы, а не только количественные, которые ставят в заведомо проигрышное положение небогатые вузы.
Директор по стратегическому развитию Института Пратта в Нью-Йорке Владимир Бриллер извлек из обсуждения, по его словам, «три важных мысли». Во-первых, профессора вузов не всегда готовы воспринимать рейтинги вузов как индикаторы качества своей работы, в то время как многие студенты, наоборот, на них ориентируются. Во-вторых, существенной проблемой остается борьба профессоров и администрации за руководство университетом. При этом «институциональная культура берет верх над образовательными программами». В-третьих, молодые вузы должны освоить «культуру принятия решений», основанную на анализе надежных данных. А вот с их сбором в развивающихся странах нередко возникают проблемы, препятствующие качественному росту университетов.
Автор «Шанхайского рейтинга» Нянь Цай Лю, выступавший накануне конференции на специальном семинаре и представленный как «человек, создающий вузам проблемы», также обратил внимание на важность становления университетской культуры. Перемены в ней (во всяком случае это верно для Китая и других развивающихся стран) необходимы для достижения конкурентного преимущества. А ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин, констатировав, что большинству молодых вузов просто не хватает средств, чтобы занять достойное место на академическом рынке, сделал неожиданно оптимистический прогноз относительно российской науки и образования. По его словам, в XXI веке Россия «будет экспортировать социально-экономические науки». Впрочем, пессимисты, вероятно, интерпретируют этот прогноз в термине «утечка умов».
Резюмируя выступления, бывший координатор проектов Всемирного банка в сфере высшего образования Джамил Салми призвал коллег не становиться «одержимыми» рейтингами и помнить о том, что отличие вуза от условных стандартов может оказаться его преимуществом. Он также подчеркнул важность создания продуктивной «экосистемы» университета и грамотного использования его местоположения. Кроме того, стремление вузов к интернационализации не должно быть данью «моде». Сотрудничество с зарубежными коллегами имеет смысл только тогда, когда они способны обогатить друг друга, создать вместе что-то новое, а не поставить «галочку» в очередном отчете.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Салми Джамил
Вам также может быть интересно:
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.
Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования
В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».