• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция «Экономика системы образования: результаты первого года мониторинга»

Сегодня в нашем университете состоялась научно-практическая конференция "Экономика системы образования: результаты первого года мониторинга".

Если вам непонятно, что такое экономика образования и как ее мониторят, значит, вы совсем не в курсе тех проблем, которые сотрясают сегодня российское образование. И очень зря, ведь проблемы эти, как стало ясно из докладов участников конференции, самые что ни на есть серьезные. И рассказывали об этих проблемах столь же серьезные люди, к словам которых стоит прислушаться.

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов, открывший конференцию, без предисловий приступил к главному, как всегда, точно и емко выразив суть предстоящих дискуссий. "Главная проблема, существующая на сегодняшний момент - это недостаток информации о том, что на самом деле происходит сегодня в нашей системе образования. Информации не хватает не только у населения, но и у самого Министерства образования. Вот поэтому и появился такой проект, как мониторинг экономики системы образования, призванный помочь прояснить существующую ситуацию. Надеюсь, что он будет существовать и дальше, потому как многие вопросы еще остались открытыми.

На самом деле проблемы нашего образования - это проблемы в первую очередь государства. Потому что, во-первых, нет данных о реальных потребностях рынка труда, в виду чего одних специалистов у нас переизбыток и они вынуждены по окончании вуза получать второе образование, а других, наоборот, недостача. И, во-вторых, нет структуры бюджетного финансирования, из-за чего совершенно непонятно, на что и как тратить бюджетные деньги".

Первый мониторинг выполнил главную задачу - собрал макроэкономическую статистику. Целью второго исследования станет сбор информации по отдельным вузам и образовательным программам.

Одной из центральных и, безусловно, самых животрепещущих тем конференции стала проблема коррупции в сфере образования. Вопрос этот уже обсуждался и не раз, и на самых высоких уровнях, но вот так открыто, пожалуй, впервые. И в самом деле, где еще можно было услышать прямо и откровенно о том, сколько тратится родителями на взятки педагогам при поступлении и в ходе обучения в вузе, сколько стоит поступить в тот или иной институт и как колеблются расценки репетиторов в зависимости от престижности учебного заведения.

Но и это еще не главное. Главный вопрос, по мнению Марка Иосифовича Левина, совершенно банален: "Что делать?". "Судите сами, коррупция в вузах тянет за собой следующую проблему - каких специалистов мы выпускаем? А она, в свою очередь, еще одну - степень доверия к подготовке специалистов. И после этого возникает самый главный вопрос: "А вы пойдете лечиться к врачу, поступившему и закончившему институт исключительно благодаря взяткам?".

Марк Иосифович выразил полное согласие с выступавшим ранее Ярославом Ивановичем Кузьминовым в том, что в системе образования действительно существует информационный голод, уточнив, однако, что голод этот присущ в основном теневому сектору образования - родители не знают, "кто, за что и сколько берет".

На конференции много говорилось о коррупции в вузах, о взяточничестве преподавателей о том, что очень дорого обходится стране дешевая госслужба и что родители готовы платить за поступление детей. Не поднимался только вопрос о том, как те же родители относятся к сложившейся системе и как долго они готовы ее терпеть. Но, может быть, на эти вопросы ответит следующий мониторинг экономики образования?

Мониторинг экономики образования: некоторые показатели

  • 95% родителей хотят, чтобы их дети после окончания школы продолжили образование, 3% - чтобы они сразу пошли работать. 90% хотелось бы, чтобы ребенок получил высшее образование.
  • Только 8% россиян заявило, что им не приходилось платить деньги за что-либо, связанное с обучением ребенка в школе. Больше 50% опрошенных платило за учебники, канцтовары и ремонт. Вместе с тем не больше 15% платило за какие-то виды занятий.
  • 64% российских родителей предпочитают платить деньги непосредственно преподавателям, а не учебному заведению.
  • Расходы на образование детей составляют больше трети семейного дохода семей.
  • у 8% (дети в школе), у 14% (дети в ПТУ), у 24% (дети в колледже или техникуме) и у 30% (дети в вузе).
    свыше 10% семейного бюджета - у 29% (школа), 29% (ПТУ), 44% (ССУЗ), 56% (вуз).
    В целом образование занимает у семей с детьми соответствующего возраста одно из ведущих мест в семейном бюджете, наряду с приобретением продуктов питания и оплатой коммунальных услуг, оставляя далеко позади расходы на лечение, развлечения и отдых и приобретение предметов длительного пользования.
  • Если с расходами на школу легко справляется 40% российских семей, то применительно к высшему профессиональному образованию эта доля падает до 18%.
  • По мнению 82% учителей Пермской области, те родители, которые не собираются давать своему ребенку высшего образования, не делают это именно из-за отсутствия денежных средств. Только 10-13% указали на такие причины, как слабая подготовка или нецелесообразность.
  • Российские школьники больше всего любят математику (29%), по 15-16% предпочитают биологию, литературу, историю и спорт.
  • По мнению 89% учителей, ученикам их школы требуются дополнительные занятия для поступления в вуз.
  • Экономист, бухгалтер и юрист - абсолютные лидеры престижности профессий.
  • Центральные вузы, которые считаются престижными в регионах: МГУ, ГУ-ВШЭ, МГИМО, МФТИ, МГТУ им. Баумана. Но подавляющее большинство абитуриентов ориентировано на "свои" престижные вузы: это (по убыванию) классический университет, экономический вуз (где он есть) и технический университет. Педагогические, строительные и аграрные вузы находятся на периферии интереса.
  • 8% родителей считают приемлемым для себя платить за высшее образование свыше $1200 в год, 27% - от $600 до 1200, 24% - от $350 до $600.

Пермь и Ярославль: преподаватели

Доход преподавателя вуза на основном месте работы - в среднем 3-3,6 тыс. руб. в месяц. Две трети подрабатывает, в основном в других учебных заведениях. Меньше 15% занимаются репетиторством. Средняя сумма заработков от подработок составляет 2500 руб. в месяц.

Очень высокая склонность к сбережению: 44% удается что-то откладывать (сравните с 20% у родителей студентов).

Заработок преподавателей техникумов - в среднем 2,2-2,6 тыс. руб. Подрабатывает половина, средний доход от подработок - 2000 руб. ПТУ - чуть выше, но доход от подработок в 2 раза меньше.

Школьный учитель - 2,6-2,9 тыс. руб. в месяц на основной работе, подрабатывает только 20-30%. Средний размер доходов от подработок в других школах 1200 руб. в месяц.

Ресурсная обеспеченность вузов

35-40% - нехватка проф.литературы, учебников, компьютеров.

50% - возможностей копировать метериалы.

57% отмечают отсутствие доступа в интернет

Три четверти опрошенных преподавателей не имеют необходимого программного обеспечения для компьютеров, дискет и CD. Так же обстоит дело с проекторами.

Почти 90% преподавателей приобретают необходимое на собственные средства (до 1500 руб. в год). При этом оплачивают доступ в интернет только 10%.

В ПТУ и техникумах доступ в интернет имеют только 15%. В школах ситуация лучше: отсутствие бесплатного интернета отметили 72% опрошенных.

Новая напасть: товарно-денежные отношения в учебном процессе.

Только 20% опрошенных студентов сказали, что они не знают о практике "покупки" курсовых, дипломных работ, диссертаций. Более 30% утверждают, что это весьма распространенная практика. Чаще всего работы за деньги пишут преподаватели, аспиранты или студенты старших курсов.

40% преподавателей и 60% студентов знают о случаях взяток в своем вузе.

Наиболее распространенными поводами для взяток является:

поступление в вуз (52% опрошенных преподавателей и 60% студентов). Средний размер взятки $1200.
Сдача экзамена и зачета (61% и 42% опрошенных преподавателей). Средние размеры взятки $100 и $25.
За то, чтобы не выгнали за неуспеваемость (35% преподавателей), $400.

На этом фоне общеобразовательная школа сохраняет щепетильность: 98% учителей отрицает наличие взяток и "покупок". При этом родители регулярно собирают деньги на помощь школе (80%), на подарки учителям (90%). Несмотря на неофициальный характер таких денежных потоков, они остаются прозрачными для их участников.

Низкая территориальная и социальная мобильность студентов

60% студентов учатся в своем городе, 23% - приехали из другого города в своей области. Доля студентов из другой области в Ярославской области 10%, в Пермской 4%. Студенты техникумов более мобильны: в собственном городе учатся только 45%, значительная часть - из сельской местности (21%).

90% студентов живут полностью или в основном за счет своих родителей.
Среднедушевой доход семьи студента вуза значительно выше, чем студента техникума. Если у последних 40% имеет доход до 2000 руб. в месяц, то у вузовцев таких только 22%. (у учащихся ПТУ таких 51%).
Интересно, что 51% семей учащихся школ также имеет среднедушевой доход ниже 2000 руб. в мес. Можно сопоставить шансы на попадание на ту или иную программу профессионального образования.

45% учащихся выпускных классов занимается на платных курсах ( средняя стоимость 700-1200 руб. в месяц), 20% - одновременно с репетиторами.

80% россиян, имеющих детей 13-20 лет, считают, что сегодня нельзя поступить в вуз без значительных материальных затрат. 62% готовы пойти на значительные материальные затраты ради того, чтобы дети получили высшее образование.

Затраты на поступление в вузы - 900 млн. долл. Около половины этих денег можно считать "серыми", каким-либо образом связанными с "оплатой прохода". Половина может быть отнесена на приобретение недостающих знаний.

Очень большая доля "платы за вход" сосредоточена в Москве (до половины!) и других крупнейших городах.

60% опрошенных преподавателей вузов отметили, что между их вузом и школами существуют договора, которые помогают (51%) поступить в вуз.

Вам также может быть интересно:

ВШЭ и Политехнический университет Милана запускают большой проект исследования результативности вузов

Он получил название EPI– Efficiency, Performance and Impact of Higher Education Institutions. Базой для реализации проекта станет лаборатория «Развитие университетов» Института образования ВШЭ, а руководителем — профессор Томассо Агасисти из Миланского политеха, один из ведущих мировых специалистов в сфере экономики образования.

10 фактов о российских учителях

Представляем количественные и качественные данные о деятельности важнейших в экономике знаний специалистов.

57%

российских семей не имеют возможности выбирать, в какую школу отдать учиться своего ребенка. При этом за последние годы ситуация ухудшилась:  пять лет назад выбора не было только у 51% семей. Чаще всего альтернативы лишены жители сёл, семьи с низким достатком, а также семьи, в которых дети плохо учатся.

Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» № 2 (56), 2012 г.

Вышел из печати очередной выпуск информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования» № 2 (56), 2012 г.

Летняя школа институционального анализа RSSIA-2012

До 20 марта принимаются заявки на участие в Летней школе институционального анализа RSSIA-2012, которую ежегодно проводит Институт институциональных исследований ВШЭ. О том, что ждет участников школы в этом году, рассказывает Мария Семенова, научный сотрудник Лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ и член оргкомитета RSSIA.

Контракты в академическом мире / сост. и науч. ред. М. М. Юдкевич. М.: НИУ ВШЭ, 2011

Издание знакомит читателя с текущим состоянием теории контрактов применительно к академическому рынку труда как на основе теоретических работ, которые рассматривают академические контракты в рамках традиционной контрактной теории, так и на основе работ, которые анализируют отдельные национальные образовательные системы и типичные для них контракты.

Статистический сборник «Индикаторы образования: 2011»

Вышел из печати статистический сборник «Индикаторы образования: 2011».

SURF: следуя по «второму пути» дипломатии

Делегация преподавателей и студентов ВШЭ посетила Стэнфордский университет (США), где с 13 по 17 апреля проходила Вторая ежегодная конференция Стэнфордского российско-американского форума (SURF).

«Обозначить» Вышку на карте мира

О задачах и планах Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ рассказывает ее научный руководитель Мартин Карной (Martin Carnoy), профессор Стэнфордского университета (США).

Экономика высшего образования — смена модели

Частные деньги от оплаты за обучение играют все меньшую роль. Платный контингент смещается в сегмент не очень качественного, но дешевого высшего образования, уверена директор центра экономики непрерывного образования АНХ при Правительстве РФ Татьяна Клячко.