• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Старцев Б.Ю. Хроники образовательной политики: 1991–2011. М.: НИУ ВШЭ, 2012

Старцев Б.Ю. Хроники образовательной политики: 1991–2011. М.: НИУ ВШЭ, 2012 — ISBN: 978-5-7598-0967-8 — 207 с. — 70x100/16

«Хроники образовательной политики: 1991–2011» — это серия очерков из истории образования в постсоветской России. Основываясь на материалах СМИ и собственных наблюдениях, автор — профессиональный журналист — описывает ключевые события образовательной политики, воссоздает ход дискуссий, характеризует основных их участников. ЕГЭ и ГИФО, нормативное финансирование и новая система оплаты труда, прикладной бакалавриат и профильное обучение — об этих важнейших шагах образовательной реформы и многих других значимых фактах автор пишет живо и просто.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

Содержание, предисловие, глава 1

 

 


РЕЦЕНЗИИ

Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования
 
Книга журналиста Бориса Старцева «Хроники образовательной политики: 1991-2011» – это не мемуары, а исследование, основанное на реальных текстах тех лет — публикациях в СМИ, официальных документах, материалах семинаров и проч. Других таких работ в России, наверное, и нет...

Почти все известные мне журналисты (а их было много), кто в 1990-е начинал писать о сфере образования, с тех пор сменили специализацию. А журналист Борис Старцев, автор книги «Хроники образовательной политики: 1991-2011», остался верен теме, и это очень значимая для меня характеристика автора. Мне понравилось, что «Хроники…» – это не мемуары, а исследование, основанное на реальных текстах — публикациях в СМИ, официальных документах, материалах различных семинаров и проч.

Получилось хорошее объективное описание идей, на каких была основана образовательная политика, и людей, кто эти идеи генерировал и воплощал. Других таких работ в России, наверное, и нет. Любые другие известные мне книги об истории образования — всегда ангажированные, однобокие. Либо их авторы пытаются показать себя лучше, чем они есть, либо это чистый заказ, где кого-то пытаются очернить или обелить.

Правда, могу отметить одну проблему. Я работаю в системе образования давно, и в 1990-2000-е годы видел изнутри все, что автор видел извне. Поэтому я согласен далеко не со всеми выводами из книги, — ведь точка зрения автора обусловлена тем, как проблемы образования тех лет обсуждались в СМИ.

Когда человек реально занимается делом, он вовсе не обязательно себя пиарит. Некоторые из тех, кого описывает Борис Старцев, очень любили делать себе рекламу, но реальных дел не делали. Кто больше всего говорил, тот и остался в истории. Надо отдать должное автору — он это понимает и признает, но все равно гораздо больше пишет о тех, кто больше внимания уделял самопиару. Так, мне очень жаль, что в книге очень мало сказано о Елене Евгеньевне Чепурных — в 1999-2004 годах статс-секретаре, заместителе министра образования РФ. Она сделала для нашего образования намного больше, чем многие из тех, о ком Борис пишет подробно.

Но эти издержки повествования, наверное, можно считать закономерными: все-таки отражение событий тех лет в зеркале масс-медиа дано очень четко.

Я бы порекомендовал книгу всем, кому интересна недавняя история российского образования.

(Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». 13 июня 2012)

 

Вам также может быть интересно:

10 историй о том, как менялось образование в постсоветской России

Постсоветский период развития нашей страны — это время резкого ускорения реформ в сфере образования. Десять историй нашего спецпроекта рассказывают о главных тенденциях образовательной политики этих лет, о ключевых событиях реформы 1992–2017 годов и ключевых персонажах, оказавших на нее значительное влияние.

В образовании настало время аналитиков

В России проекты модернизации образования зачастую разрабатываются без должного обоснования. Одна из причин — нехватка квалифицированных специалистов. В интервью РИА Новости о магистерской программе Института образования ВШЭ «Доказательная образовательная политика» рассказал Александр Сидоркин, один из ее руководителей.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Знаменитый канадский исследователь расскажет, как проводить изменения в образовании более эффективно

18 февраля на семинаре Института образования ВШЭ впервые выступит почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан — глобальный лидер и самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий.

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.

Как реформировать бакалавриат?

Бакалавриат, на который перешли практически все российские вузы, — это по-прежнему образование по специальности. Но в вузах необходимы программы общего высшего образования, и студенты должны получить возможность выбора образовательных траекторий, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

От «испуганной самобытности» к «достойной интеграции»

С 17 по 19 апреля в Ярославле прошел международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого была Высшая школа экономики.

В рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию ВШЭ, 26 ноября прошла серия круглых столов

26 ноября в рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию Высшей школы экономики, состоялись круглые столы по тематике развития образования и научных исследований.

Пространства для обучения: открытость и функционализм

30 октября состоятся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Изменения в восприятии пространств для самообразования, инноваций и обмена знаниями» выступил аналитик Центра эффективных образовательных сред Организации экономического сотрудничества и развития Алистер Блит (Alastair Blyth).

Десять трендов современного образования

16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).