• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

27% молодежи охвачено высшим образованием в России

27% молодежи охвачено высшим образованием в России

© Высшая школа экономики

В среднем по регионам России охват молодежи высшим образованием составляет 27%, говорится в мониторинге «Региональная дифференциация доступности высшего образования», проведенном Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала и Институтом образования НИУ ВШЭ. Исследователи Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова проанализировали отношение числа студентов к населению релевантной возрастной когорты (17–25 лет) и показали, что экспансия высшего образования в новейшей истории России была регионально неоднородной.

Благодаря законодательно закрепленной норме, удалось сохранить обеспеченность бюджетными местами в вузах. В то время как снижение общих показателей охвата за последнее десятилетие было обусловлено в первую очередь сокращением заочной и коммерческой форм обучения, в том числе в сегменте низкокачественного образования.

Охват программами высшего образования по субъектам РФ варьируется от 1% (ЯНАО) до 58% (Томская область). При этом территориальная близость вуза является важным фактором выбора послешкольной образовательной траектории. И чем ниже социальное положение и доход семьи, тем более чувствительным является этот фактор, отмечается в исследовании.

В наибольшей степени сокращение доли заочных программ затронуло Чукотский автономный округ, Смоленскую, Мурманскую, Архангельскую области, Республику Карелию — здесь доля заочных программ сократилась в диапазоне 18,5–28,6 п.п. В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) и на Чукотке охват молодежи высшим образованием уже не превышает 5%, а в Ненецком автономном округе (НАО) последние филиалы вузов закрылись в 2017 году. При этом закрытие заочных программ несет в себе риски снижения доступности образования для работающего населения, по определению в большей степени связанного с местом расположения работы.

При этом некоторые регионы усилили свои позиции на рынке высшего образования.

В пятой части субъектов охват превышает среднерегиональный уровень, примерно треть (30–33%) молодежи участвует в высшем образовании. Выделяются крупные университетские центры, Санкт-Петербург, Томская область, а также Москва — лидеры по показателю охвата: в этих регионах больше половины возрастной когорты 17-25 лет имеют доступ к обучению в высших учебных заведениях. Расширение охвата высшим образованием наблюдается в основном в крупных университетских центрах, например, в Томской области, в Республике Татарстан. 

© Высшая школа экономики

ЕГЭ хотя и усилило межрегиональную мобильность, сам уровень мобильности остается сравнительно невысоким. Примерно 70% поступивших в вузы учатся в регионе, в котором они окончили школу. Вместе с тем, уезжающие из родного региона студенты концентрируются в небольшой группе регионов. Москва все так же привлекает примерно 17% от общего числа студентов, Санкт Петербург увеличил свою долю с 6 до 7%. Доли остальных регионов составляют от 1 до 3%. Крупные региональные университетские центры концентрируют в себе и качество высшего образования, привлекая наиболее подготовленных абитуриентов.

Ряд регионов можно отнести к группе риска доступности высшего образования: охват не превышает 20%, затраты на высшее образование высоки (индекс финансово-ресурсной доступности превышает 60%), предложение качественного высшего образования отсутствует, доля отличников низка. К этим регионам относятся Камчатский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Еврейская автономная область, а также Кабардино-Балкарская Республика.

Что касается платного сегмента, то в 2018 году доля платного высшего образования составила 54,1% (в государственных вузах примерно 50%). При этом доля студентов бакалавриата, обучающихся на коммерческой основе, равнялась 42,9%, студентов магистратуры — 56,9%. В среднем доля студентов-платников (в местах) с 2012 года снизилась на 7,5 п.п.

Стоимость высшего образования относительно среднедушевого дохода значительно варьируется по регионам, а в среднем по стране составляет 40%. При этом, несмотря на сравнительно высокий охват стипендиальным обеспечением в России, в среднем стипендиальные выплаты в расчете на студента составляют не более 40% от регионального прожиточного минимума. В очень малом числе регионов государственная стипендиальная поддержка позволяет сравнительно в меньшей степени обращаться к сторонним источникам дохода: примерно половину прожиточного минимума за счет стипендии можно покрыть в Мурманской области, республиках Мордовии, Башкортостан и Карелии.

Если сравнивать Россию с другими странами, то она находится на среднем среди стран ОЭСР уровне доступности высшего образования. Показатели охвата взрослого населения сравнимы с Норвегией и опережает многие европейские страны, например, Германию и Францию. Таким образом, сравнительно высокий уровень охвата высшим образованием поддерживается конституционной нормой, но как количество, так и качество высшего образования распределено неравномерно в разрезе территорий страны.

Вам также может быть интересно:

Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику

В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.

Консорциум как фундамент для науки: в НИУ ВШЭ прошла выставка проектов НЦМУ

3 октября в центральном атриуме корпуса Вышки на Покровке состоялась торжественная церемония открытия выставки «Потенциал человека — просто о главном» Научного цента мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ). Центр является сетевой научной структурой и создан НИУ ВШЭ, МГИМО МИД России, РАНХиГС и ИЭА РАН, которые являются национальными лидерами в исследованиях человека. Гости смогли посетить 19 стендов, представляющих передовые научные проекты центра, а руководители каждого из них презентовали результаты своей работы.

Эксперты ВШЭ приняли участие в первом международном семинаре по технологической устойчивости стран БРИКС

19–20 сентября в Сколтехе прошел Первый международный семинар «Технологическая устойчивость стран БРИКС: сотрудничество между университетами и индустрией», организованный совместно с Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала Высшей школы экономики. Встреча прошла в рамках рабочей группы стран БРИКС по технологическому форсайту и научно-техническим исследованиям.

НЦМУ запустил цифровые витрины исследовательских проектов

На сайте научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» заработал новый раздел «Цифровые витрины». В открытом доступе представлены и описаны ключевые исследовательские проекты НЦМУ и их результаты.

«Наш центр — большой межподразделенческий проект»

На апрельском заседании Ученого совета НИУ ВШЭ подвели итоги работы НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в 2020–2023 годах и представили планы на будущее. С презентацией выступила проректор НИУ ВШЭ, инициатор создания НЦМУ Лилия Овчарова. Она, в частности, рассказала, что в работе центра участвуют 25 подразделений Вышки, свыше 2 тысяч молодых исследователей и студентов прошли в нем обучение. Роспатентом зарегистрировано 22 результата интеллектуальной деятельности (РИД), подготовлено 28 образовательных продуктов.

Молодые ученые НЦМУ развивают модель «человека эффективного»

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» провел круглый стол «Инновационные направления исследований человеческого потенциала: от разработки научной идеи к ее претворению в жизнь». Молодые ученые центра поделились результатами своих научных проектов по проблемам развития человеческого потенциала. Ольга Дергунова, заместитель Президента — Председателя правления Банка ВТБ, Председатель Международного наблюдательного совета центра, отметила особую перспективность исследований для бизнес-сообщества.

В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала  победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.

Эксперты НИУ ВШЭ рассказали о бюджетах времени на международной конференции в Токио

В ноябре эксперты Центра исследований бюджетов времени — междисциплинарного проекта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» — выступили с докладом на конференции Международной ассоциации исследований бюджетов времени (IATUR) в Токио. В конференции приняли участие ученые из 18 стран. В рамках мероприятия обсуждались вопросы, связанные со сбором и анализом данных о расходовании времени, а также гендерное неравенство и распределение времени между различными социально-демографическими группами.

Как повысить уровень благополучия детей и что на него влияет

5 октября 2023 года НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» совместно с Фондом Тимченко провел научно-практический семинар, посвященный развитию подходов к изучению и измерению детского благополучия. Участники обсудили разные подходы к изучению и измерению детского благополучия в междисциплинарной перспективе и рассмотрели практический опыт внедрения индекса детского благополучия в регионах России.