Филантропия в США: оптимистическая история
Недопонимание между государством и третьим сектором, нередко наблюдаемое в России, не повод отчаиваться: история развития благотворительности в Америке тоже не была безоблачной, но договориться сторонам все-таки удалось. В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел семинар «Частная филантропия, общество и власть в США: противоречия, компромиссы и сотрудничество», на котором выступил американский исследователь Фридрих Фурман.
В своем выступлении Фридрих Фурман рассмотрел последние полвека (период от президента Трумэна до Обамы) долгой эволюции американской филантропии. Этот период характеризуется непростыми отношениями между обществом, властью и некоммерческими организациями. В послевоенные годы, как нередко и в предшествующие полвека, филантропические фонды, особенно крупные (Рокфеллера и ряда других), имели неблагоприятную репутацию в глазах политиков, прессы и широкой публики. Считалось, и зачастую справедливо, что они злоупотребляют налоговыми льготами для благотворительности, укрывая в фондах коммерческие фирмы и операции между ними в своих интересах. В связи с этим ученые из университетов опасались связывать свои работы с этой сферой, а фонды, отвечая встречным недоверием, не допускали независимых экспертов к своим архивам.
Обострение ситуации совпало с началом холодной войны, когда в США началась антикоммунистическая истерия, сопровождаемая жестким преследованием сотен добровольческих организаций, подозреваемых в поддержке компартии США, других левых организаций и Коминтерна. Показательным в этом плане является расследование и осуждение в 1948-1950 годы Элджера Хисса, а ранее видного сотрудника Госдепартамента, обвиненного в членстве в компартии США и шпионаже в пользу СССР. Это дело и начавшаяся вскоре эпоха маккартизма вызвали волну расследований «прокоммунистической деятельности» филантропических фондов в комитетах Конгресса, осуществлявшихся в 1952-1954 годы. Хоть они и не имели серьезных законодательных и судебных последствий, эти расследования усилили враждебность политиков и общественности к деятельности частных фондов и поддерживаемых ими НКО.
Самозащита благотворительных фондов
Подобные события побудили некоммерческие организации к активной самозащите, в том числе через привлечение ученых к исследованиям исторических истоков и роли филантропии в современном американском обществе. Первые шаги в этом направлении были предприняты в 1956 году лидерами фондов «Рассел Сейдж» и «Карнеги Корпорэйшн» Фрэнком Эндрюсом и Джоном Гарднером. При активном участии авторов исторической школы консенсуса (М. Курти, Р. Бремнера, Д. Бурстина) начали появляться статьи и книги, обосновывающие объединяющую роль идей благотворительности и поддерживающие позитивный имидж частной филантропии в умах американцев. Так постепенно разобщенное филантропическое сообщество Соединенных Штатов пришло к попыткам координировать деятельность фондов.
В 1960-е годы, на фоне напряженной социально-политической обстановки как внутри страны (бунты в черных гетто и движение за десегрегацию, борьба за гражданские права дискриминируемых категорий, антивоенное движение молодежи и студентов, убийства видных политиков), так и на международной арене (кубинский кризис, война во Вьетнаме), Конгресс сосредоточил свое внимание на разработке и введении системного регулирования некоммерческих организаций. В первую очередь с целью пресечения налоговых злоупотреблений и бизнес-махинаций под прикрытием благотворительности.
Ощутимый вклад в это внес техасский конгрессмен-демократ и знаменитый популист Райт Патман, который с 1962 по 1972 год сначала в одиночку, а затем и во главе подкомитета фондов систематически и остро критиковал их злоупотребления и предлагал жесткую систему ограничений их противозаконной деятельности. Поскольку его критика и предложения носили излишне радикальный характер и могли привести к удушению частных фондов, лидеры мира филантропии (Джон Рокфеллер 3-й, Джон Гарднер и другие) совместно с Минфином и финансовыми комитетами Конгресса нашли в острой полемике компромиссный формат регулирования филантропии в рамках подготовки давно назревшей налоговой реформы.
Эта реформа, проведенная в 1969 году, стала переломным моментом для американских фондов и НКО. По мнению специалистов, налоговый закон 1969 года считается самым «далеко идущим» в области регулирования филантропии за предшествовавшие двести лет. Именно он стал впоследствии правовой основой механизма регулирования не только фондовой филантропии, но и «родившегося» в те годы третьего сектора, применяемого — с рядом последующих уточнений — до сих пор.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
Введение в 1969 году, после многих лет чрезмерной свободы, жесткого, нередко спорного регулирования филантропии вызвали в этой сфере сначала шок, а затем и серьезную перестройку ее организаций. В 1970-е закрывались сотни неприбыльных организаций, уличенных в коммерческих и налоговых махинациях. Многие из небольших частных фондов объединялись с публичными фондами, получающими пожертвования из многих источников (аналог публичных фондов в России — фонды местных сообществ). Стало ясно, что требуется уточнение механизма регулирования на основе всестороннего исследования природы и роли в экономике вновь появившегося третьего сектора.
В 1973 году вновь по инициативе Рокфеллера 3-го и при поддержке Минфина и Конгресса была создана на деньги фондов комиссия для исследования филантропии под руководством опытного бизнесмена Джона Файлера. Подготовленный в результате ее работы и изданный в 1975 году доклад «Благотворительность в Америке: на пути к созданию более сильного добровольческого сектора», стал основой легитимации третьего сектора США и сформулировал его кредо. А в 1980 году ряд добровольческих ассоциаций фондов и НКО сформировал ведущую координирующая организация третьего сектора — Independent Sector (IS). Ее научно-исследовательский отдел (Роберт Пейтон и Вирджиния Ходжкинсон) приступил к планомерной организации и координации исследований и образовательных программ в университетах и фондах.
Стоит отметить, что, как это часто бывает в плюралистической Америке, наряду с IS, сложились и другие центры координации, представляющие различные группы и продвигающие иные подходы к практике филантропии и ее участию в деятельности гражданского общества. В координации научной деятельности в этой сфере важное место еще с 1971 года принадлежит созданной Дэвидом Смитом ассоциации и журналу «ARNOVA». Роль модели для организации научных центров при университетах США сыграл Центр филантропии при Университете штата Индиана, созданный в 1987 году.
В 1980-е легитимация и формирование устойчивых норм контроля деятельности фондов, сопровождавшиеся параллельно развитием научных исследований и вузовской подготовки специалистов в сфере НКО, привели к значительному подъему научной и образовательной инфраструктуры сектора, а его отношения с властью и обществом вошли, наконец, в фазу стабилизации.
Споры должны приводить к договоренности
За последующие десятилетия сложилась система плодотворного взаимодействия государства и общества с третьим сектором. Хотя общенациональные и локальные конфликты порой случаются, они умело и вовремя преодолеваются публичной полемикой и правовыми компромиссами. В настоящее время в США активно поощряются постоянные научные кафедры (endowed chairs), занимающиеся исследованиями филантропии и обучающие навыкам в этой сфере студентов. При университетах действуют более 50 научных центров, специализирующихся на добровольчестве и филантропии. Разрабатываются междисциплинарные образовательные программы по теме «Nonprofit Management and Philanthropic Studies». Регулярно проводятся форумы для обмена опытом.
В завершении обширного доклада об «индустрии филантропии», как нередко с долей сарказма называют в США третий сектор, Фридрих Фурман, отвечая на вопросы слушателей, еще раз обратил внимание на устойчивость современного состояния этой сферы в Америке после десятилетий взаимного недоверия и противоречий. Отметив, что частые противостояния государства, общества и третьего сектора сменились доверительным балансом, особенно после положившего конец конфликтам законодательного регулирования, докладчик вместе с тем упомянул, что власть по-прежнему обеспокоена чрезмерным политическим лоббированием и вмешательством отдельных институтов гражданского общества при поддержке богатых частных доноров и крупных фондов в избирательный процесс.
По мнению некоторых участников семинара, представленный в докладе исторический обзор становления филантропии в США можно счесть утешительным для российского третьего сектора — взаимное недопонимание между ним и государством является лишь этапом развития, который имеет все шансы закончиться консенсусом и обоюдно полезной договоренностью.
В заключение автор рекомендовал тем участникам семинара, кто хочет получить более полное представление о рассмотренном в докладе периоде, его событиях и действующих лицах, обратиться к вступительной главе («К истории исследований филантропии в США») его изданной в России книги «О филантропии в Америке. Очерк истории» (М., 2015).
Вам также может быть интересно:
Выборы президента США: почему сложно прогнозировать, кто победит
Удивительные особенности американской системы выборов — в книге Александра Беленького «Как выбирают президента США».
Должно ли государство поддерживать благотворителей?
Насколько эффективно государственное регулирование благотворительной деятельности? Помогает или мешает госфинансирование привлекать частные средства благотворительным фондам? Что показывает международный опыт и насколько он применим в российских условиях? Об этом шла речь на очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Где готовят исследователей гражданского общества
Обучение в бакалавриате ВШЭ предполагает участие студентов в проектной деятельности. О том, чем могут быть интересны проекты по изучению «третьего сектора» и какие возможности они открывают для студентов, рассказывает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, заведующая кафедрой экономики и управления в НКО Ирина Мерсиянова.
Исторический опыт благотворительности в России может быть применим и сегодня
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора провел научный семинар по теме «Влияние государственных институтов на развитие благотворительности, XVIII век – 1917 год». С докладом выступила Галина Ульянова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, автор двух книг и нескольких десятков статей об истории благотворительности.
XII конференция ISTR: ученые НИУ ВШЭ представили рекордное количество докладов
В Стокгольме состоялась двенадцатая конференция Международного сообщества исследователей третьего сектора (International Society for Third Sector Research – ISTR) на тему «Третий сектор в период трансформации: отчетность, прозрачность и социальная инклюзия». Конференция проводится раз в два года и является одним из крупнейших научных событий в своей области.
В НИУ ВШЭ состоялась встреча с Генри Киссинджером
5 февраля на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась встреча с ученым, дипломатом и государственным деятелем Генри Киссинджером. С российской стороны во встрече, организованной по инициативе гостя в формате семинара, приняли участие полтора десятка наиболее ярких молодых ученых из ВШЭ, МГИМО, институтов Академии Наук. Были приглашены и лучшие магистранты. Мероприятие вел декан факультета Сергей Караганов.
Москвичи общественно активны в быту
Москвичам не свойственна гражданская пассивность. Больше половины из них готовы объединяться с единомышленниками ради общественных дел. Они больше, чем жители других городов России, доверяют людям и некоммерческим организациям, что говорит об общественном неравнодушии. Жители столицы чаще вовлечены и в гражданские практики онлайн. В то же время, по уровню офлайн-практик они мало отличаются от остальных россиян. Надо интенсивнее создавать среду для проявления общественной активности москвичей, считают директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова и научный сотрудник этого центра Ирина Корнеева.
76%
россиян считает, что обычные покупатели не должны заботиться о том, чтобы производство товаров не наносило вреда природе, людям и животным. Это задача целиком лежит на государстве и бизнесе.
Полезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран
Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.
65%
россиян, которые знают или хотя бы слышали об общественных, некоммерческих организациях и инициативах в своем городе, селе или посёлке, узнавали о них по «сарафанному радио».