Нестандартные ответы на стандартные вопросы: поиск согласия, а не конфликта
На традиционном семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ 13 мая обсуждалась концепция государственного стандарта общего образования второго поколения. С докладом выступил руководитель группы разработчиков концепции, член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков.
Для всех участников семинара — сотрудников научных подразделений Вышки, представителей институтов РАО, других образовательных и научных учреждений — проблема школьного стандарта является хорошо знакомой, но в то же время одной из самых сложных. Стандарт первого поколения был разработан под руководством академиков РАО, сотрудников ГУ-ВШЭ Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова и утвержден министром Владимиром Филипповым в начале 2004 года буквально накануне его отставки. А уже в конце 2004 года Правительством России было принято решение о создании стандарта второго поколения. Группу разработчиков возглавил Александр Кондаков — генеральный директор издательства "Просвещение", в конце 1990-х годов занимавший должность заместителя министра образования РФ. В 1997-98 годах в ранге советника вице-премьера Олега Сысуева он участвовал в работе Комиссии по экономической реформе вместе с ректором ГУ-ВШЭ Ярославом Кузьминовым.
Понятие образовательного стандарта появилось в законе "Об образовании" в 1992 году, и с тех пор в педагогическом сообществе постоянно обсуждаются вполне "стандартные" вопросы о том, что должен включать в себя школьный стандарт, кто должен его разрабатывать и утверждать. Теперь же на них даются принципиально иные ответы.
Так, до недавнего времени считалось, что стандарт — это требования к содержанию образования (чему школа должна учить) и к выпускникам (что они должны знать). Принятые в конце 2007 года поправки в образовательное законодательство значительно расширили понятие стандарта. Теперь в соответствии со статьей 7 закона "Об образовании" стандарт — это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации (материальное оснащение, кадры и проч.). Впервые государство берет на себя ответственность за условия, в которых работает школа. Проще говоря, если денег не хватает, нужно или снижать все остальные требования, или увеличивать финансирование.
Зачем учить?
Исак Фрумин |
Разумеется, ни у кого из участников семинара не возник вопрос, нужен ли вообще школе стандарт. Тем не менее, Александр Кондаков дал на него ответ, вспомнив о критике в адрес авторов учебников истории конца 1990-х — начала 2000-х годов. По его мнению, критиковать нужно было не авторов, а минимальные требования к содержанию образования, в соответствии с которыми учебники были написаны и рекомендованы Министерством образования. Поскольку в то время никто не пытался формулировать задачи, стоящие перед образованием, соотнося их с задачами, стоящими перед российским государством, авторы учебников, перефразируя Жванецкого, "на ваш невразумительный вопрос давали невразумительный ответ". Стандарт, таким образом, — это базис общего образования, в нынешнем понимании он регулирует не только содержание образования, но и все другие аспекты жизни школы: от финансирования до организации внеурочной работы.
Приступая к созданию концепции стандарта, разработчики задались вопросом, интересы какого общества должна обслуживать система образования. И нашли ответ — высказывание президента Путина о том, что мы строим открытое гражданское общество. Ценностные идеалы гражданского общества, на которые должна ориентироваться школа, — социальная справедливость и равенство возможностей, благосостояние, безопасность. Более подробно стратегические цели гражданского общества описаны в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Там, в частности, сказано, что Россия выбирает инновационный, социально-ориентированный тип развития.
Разработчики стандарта говорят о конкурентоспособности школы по отношению к другим институтам социализации: семье, СМИ, религии, культуре. Это требование современного мира, в котором учитель теряет монополию на знание. Другой важный тезис — необходимость формирования российской идентичности, воспитания гражданина России, патриота своей страны. Образование как ведущая деятельность общества должно играть роль социального "лифта" и социального "миксера", а не социального "сейфа", как это было в 1990-е годы. Стандарт становится социальной нормой, реализующей общественный договор между семьей, обществом и государством. И если несколько лет назад требования не были четко артикулированы (формировались невнятно), то сегодня их предъявляют все заинтересованные стороны, о чем свидетельствуют эмпирические исследования, проведенные группой социологов во главе с руководителем Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давида Константиновского.
В будущем учебном году апробация стандарта начнется в 14 субъектах Федерации. Говоря о трудностях реализации стандарта, Александр Кондаков вспомнил о вопросе, который задал ему заместитель научного руководителя Вышки Лев Любимов: "А кто все это будет реализовывать?" На этот вопрос, конечно, нет однозначного ответа: социальный статус учителя низок не из-за зарплаты (как раз сегодня в некоторых субъектах Федерации зарплата учителей выше, чем в среднем по региону), а из-за низкого качества их профессиональной подготовки.
А где ланцетник?
Развернутую оценку концепции специально для семинара подготовил ректор Шанинки Анатолий Каспржак — в прошлом директор школы. "Я — педагогическая общественность, — заявил он, — а здесь все больше представителей науки. Послушайте педагогическую общественность!" Анатолий Каспржак сказал, что с удовольствием прочитал документы, представленные на сайте www.standart.edu.ru, где освещается разработка стандарта, и разделил свой доклад на три части: комплиментарную, дискуссионную и критическую.
По его мнению, у проекта три достоинства: масштабность и основательность, ориентация на передовые достижения современной науки, одновременно преемственность по отношению к повседневной практике (традиции) и ориентация на развитие системы.
Основной дискуссионный момент состоит в том, что разработчики взялись за создание стандарта-ориентира. Такой стандарт описывает результат, необходимый для успешной жизни в обществе и продолжения учебы, может осваиваться в индивидуальном темпе, гибок, допускает свободу выбора. Ректор Шанинки считает, что стандарт-ориентир не получился, так как разработчики подробно описывают содержание образование ("фундаментальное ядро") по каждому предмету, и результаты образования также "привязаны" к конкретным предметам.
Отсюда критика: докладчик сравнил темы по физике, раздел "Механика", перечисленные в фундаментальном ядре стандарта второго поколения и в минимальном содержании образования стандарта первого поколения. По его как бывшего учителя физики мнению, разработчики нового стандарта сократили ряд тем и понятий, без которых невозможно освоить раздел. А в русском языке, раздел "Лексика и фразеология", разработчики нового стандарта предлагают для изучения гораздо больше тем и понятий, чем их предшественники, — например, "какие-то паронимы". Впрочем, Анатолий Каспржак признал, что в фундаментальном ядре по биологии ему не удалось найти ланцетника, о котором с легкой руки президента Путина всегда вспоминают, когда говорят о перегруженности школьных программ ненужной информацией.
Основной пафос выступления ректора Шанинки состоял в том, что благие намерения разработчиков стандарта могут быть сильно скорректированы реальной практикой российской школы — "сельской учительницей, которая спала еще с Макаренко".
Комментируя выступления Анатолия Каспржака, Александр Кондаков, в частности, сказал, что фундаментальное ядро по каждому предмету уже переработано. Более того: содержание ядра — это отнюдь не то, что дети изучают на уроках, а основа для написания концепций образовательных областей, на основе которых в свою очередь пишутся примерные программы.
Исак Фрумин назвал работу над проектом стандарта "амбициозной попыткой": "Мы все понимаем, что наша школа очень знаниевая, а проблемы, с которыми сталкиваются дети, никакого отношения к учебной информации не имеют. Они имеют отношение к поведению, отношению к культуре и другим проблемам, с которыми сталкивается растущий человек. Подлинная оценка дается не на экзамене, а после, и разработчики стандарта это понимают, делая попытку "связать" содержание образования с тем, что будет происходить с человеком после окончания школы". По мнению Исака Фрумина, особенно важно понимание стандарта как общественного договора: "Двадцать лет назад с подачи Василия Васильевича Давыдова начали говорить о договоре с ребенком, и очень важно, что теперь понятие "договор" войдет в педагогический словарь".
Научный руководитель Института развития образования ГУ-ВШЭ видит две основных проблемы разработки стандарта второго поколения. Первая состоит в том, что невозможно решить столько задач одновременно: "Речь идет о полной реформе всего, что происходит в школе. С появлением стандарта мы все хотим поменять". Вторая проблема — столкновение серьезнейших и нетривиально поставленных задач с колоссальными "провалами" педагогической науки. Например, наша наука не смогла построить и использовать понятие компетенций, и в результате сегодня оно редуцировано.
От понимания — к согласованным действиям
Ярослав Кузьминов |
Ярослав Кузьминов сказал о своем видении проблем, которые возникают в связи с разработкой и введением нового стандарта. Это, прежде всего, конкурентоспособность школы: "Она ее теряет частично по объективным причинам, так как мир становится шире. Школе надо научиться жить в этой конкурентной среде не в условиях монополии на формирование ценностей. Но она не должна впрямую конкурировать с семьей и СМИ за исключением тех случаев, когда школьнику навязываются несоциальные ценности. Значит, нужно научить ребенка критически оценивать и выбирать информацию — ведь учитель не может стоять у каждого телевизора".
В реформе образования необходимо учитывать потребности семей, а значит — нужно более либерально относиться к тому, что в старших классах дети игнорируют часть предметов, потому что такова позиция семьи. "Образовательному сообществу надо наметить пути отступления: до Харькова или до Москвы? — считает Ярослав Кузьминов. — Принять решения конкретно по каждому предмету". Возникает вопрос и о том, где границы личностной ориентации школы: "В самых богатых странах индивидуальные траектории удается создать только для 10% учеников. Где же предел вариативности? Его нужно определить с учетом ресурсных ограничений и педагогической достаточности". По мнению ректора Вышки, перечень ценностных идеалов гражданского общества (социальная справедливость и т.д.) должен быть дополнен "активными элементами", которые формирует школа, — например, способность уважать других, бороться за свои права.
Ключевой проблемой реализации стандарта Ярослав Кузьминов, как и Лев Любимов, назвал качественный состав учительства. Это означает, что необходимы требования к учителю и к подготовке учителей. Практически заново нужно формировать российскую педагогическую науку, в которой нет хороших исследований по экономике, управлению, социологии образования и проч. В России читают 5% мировых педагогических журналов по педагогике, так что нужно выращивать ученых, способных читать на иностранных языках.
В дискуссии приняли участие директор Социологического института РАО Владимир Собкин, представитель ЦК профсоюза работников народного образования и науки Владимир Лившиц, профессор Академии повышения квалификации и профпереподготовки работников образования Константин Ушаков, доцент ГУ-ВШЭ Сергей Беляков, другие представители образовательного сообщества.
Член-корреспондент РАО Александр Асмолов, который вместе с Александром Кондаковым и Ярославом Кузьминовым разрабатывал проект реформы образования в 1997 году и хорошо помнит противостояние различных точек зрения в то время, сделал вывод, что на семинаре была проведена уникальная содержательная экспертиза проекта, в основе которой — стратегия поиска согласия, а не конфликта.
Вам также может быть интересно:
УМО по экономике и управлению будет противостоять псевдообразованию
3 декабря провело первое заседание федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление», которое заменит разрозненные объединения на базе различных вузов. Возглавил УМО декан факультета экономических наук ВШЭ Олег Замулин.
Переход на новый стандарт начинается с изменения роли учителя
17 декабря в Институте образования ВШЭ состоялась конференция, посвященная перспективам нового образовательного стандарта старшей школы. Директорам школ и учителям был представлен опыт введения стандарта в Лицее ВШЭ.
Ярослав Кузьминов: «Проверка Счетной палаты позволила привлечь внимание к системным проблемам, ограничивающим эффективность работы университета»
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов выступил на коллегии Счетной палаты Российской Федерации, которая была посвящена рассмотрению результатов проверки НИУ ВШЭ.
Все неудачные проекты в области образования имеют схожие черты
19 февраля в Московской высшей школе социальных и экономических наук стартовала двухдневная XI международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования», в числе организаторов которой — Высшая школа экономики. На этот раз ее участники ищут ответ на вопрос, что такое эффективная школа и эффективный детский сад.
Стандарт прямого действия?
21 мая состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Образовательные стандарты: разговор не окончен» выступил заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по образованию Алексей Майоров, до недавнего времени — заместитель проректора ВШЭ.
Не стоит «идеализировать» колледжи и техникумы
Инвестиции в среднее профессиональное образование сейчас могут принести большую отдачу, чем инвестиции в вузы. Нужно учить людей прикладным навыкам и умениям, опираясь на требования работодателей. Доклад Джека Мэтьюза на семинаре ИРО в ВШЭ.
Education in Figures: Pocket Data Book. — M.: HSE, 2012
The pocket data book contains main indicators characterizing trends in the development of preschool, general education, lower and secondary vocational education as well as higher and postgraduate professional education in the Russian Federation. It covers also key education indicators for the OECD countries.
Новые стандарты и новые подразделения
24 июня прошло заключительное в нынешнем учебном году заседание ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены оригинальные образовательные стандарты ВШЭ, новые редакции положений, регулирующих учебный процесс, и созданы новые структурные подразделения университета.
«Госуправление — это отдельная научная область»
В этом году утвержден федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Государственное и муниципальное управление» для бакалавриата — спустя год после принятия стандарта для магистратуры. Как разрабатывались новые стандарты? Как их введение отразится на студентах? Комментарий Алексея Барабашева, декана факультета государственного и муниципального управления ВШЭ.
Инженер — профессия будущего
Массовое высокотехнологичное производство привело к тому, что доля инженерного труда в создании продукции превышает долю труда рабочего. Система подготовки инженерных кадров и престижность этой профессии в общественном сознании становится одним из важных элементов конкурентоспособности страны в глобальной экономике, уверен главный редактор журнала Scientific Israel Олег Фиговский.