«Когда деньги — спидометр, а не навигатор»: в Вышке прошел Форум HSE Business Club 2024
Ежегодный форум Бизнес-клуба ВШЭ собрал предпринимателей, стартаперов, студентов и выпускников Вышки. Ведущие бизнесмены и основатели компаний делились своими историями успеха и приемами, которые помогают им добиваться целей. О значении личных ценностей, лидерских качеств, умении работать с партнерами и использовать маркетинг говорили главы предприятий, эксперты и владельцы собственного бизнеса.
«Маленькие вещи создают большие отличия»
Форум начался с «массажа» для зрителей — именно так описал свое выступление основатель агентства недвижимости Whitewill Олег Торбосов. Он родом из города Озерска, а до открытия компании по продаже недвижимости работал организатором мероприятий в клубе. А еще был официантом, дизайнером и брокером, прежде чем пришел к открытию собственного бизнеса.
И здесь «взлетело» не все и не сразу: за плечами Олега 15 построенных компаний, 12 из которых умерли, а три работают по сей день. Часть компаний потерпели крах из-за неудачного выбора партнера, часть — из-за неправильного выбора ниши. Спикер убежден, что если человек делает что-то легко, то он является профессионалом в этом деле.
За годы ведения бизнеса Олег Торбосов усвоил 10 жизненных уроков, которыми поделился с гостями форума.
Что ни делается, все к лучшему. Сегодняшняя неудача может обернуться новой возможностью завтра — никогда не знаешь наперед, чем все кончится.
Все, что не написано, — неправда. Договоренности нужно фиксировать на бумаге или в мессенджерах.
Денег хватает всегда. Не стоит произносить фразу «у меня нет денег» — нужно заменить ее на фразу «денег хватает всегда», советует Олег. Этот прием позволяет стать открытым к новым возможностям и крупным сделкам.
Деньги не равно счастье. Деньги не сделают человека счастливым, особенно если они добыты нечестным путем.
Счастье — это выбор. Человек сам решает, как он воспримет ту или иную ситуацию. Быть счастливым — выбор. «Ты — причина того, что происходит в твоей жизни», — утверждает Олег.
Этика — основа счастья и спокойствия. Ведение честного бизнеса приносит истинное счастье и удовлетворение, делает жизнь проще и спокойнее.
Ты получаешь то, о чем можешь договориться. Умение договариваться с людьми — ключевой навык в ведении бизнеса.
Нужно уметь отказывать. Важно грамотно расставлять приоритеты и уметь говорить нет.
Соблюдать баланс и умеренность. Смена деятельности — необходимое условие для получения удовольствия от выполнения задач.
Качественно прожить как можно больше счастливых дней. Бизнес влияет только на качество нашей жизни, мы «думаем о деньгах, чтобы не думать о деньгах». Счастье, считает спикер, ищется в течение жизни.
А еще всегда нужно помнить: нет результата без практики, важно применять усвоенные знания в жизни. «Маленькие вещи создают большие отличия», — подчеркивает Олег Торбосов.
«Пропалывать сорняки и избавляться от них»
Сооснователь и CEO коммуникационного агентства SETTERS Евгений Давыдов признается, что ранее допускал несколько серьезных ошибок: переоценивал силу уникальности, недооценивал силу простых вещей и всегда искал идеальное решение.
По его словам, должность СЕО — это постоянный поиск баланса. Простые вещи подчас работают лучше, чем сложные решения от сложных людей.
Базовый, или нулевой, принцип ведения бизнеса, по словам Евгения Давыдова, звучит так: «Деньги — спидометр, а не навигатор». Деньги помогают понять, как компания движется к цели, но не являются приоритетом сами по себе.
Семь основных принципов ведения бизнеса от Евгения Давыдова.
- Баланс дисциплины и свободы. Всегда важно соблюдать баланс своего присутствия в рабочем процессе и следить за вовлеченностью команды.
- Не путать «сделать» и «делать». Часто процесс подменяет результат, поэтому важно чаще следить за тем, что уже сделано.
- Производительность обеспечивают люди. «Перестаньте воспринимать сотрудников как расход, люди — это инвестиция», — подчеркивает предприниматель. Любой контракт — сделка, и она должна быть взаимовыгодной.
- Упрощение — не поверхностность! Как до партнеров, так и до команды нужно уметь просто доносить свое видение. Однако важно понимать, что упрощать всегда сложнее, так как сложность ваших слов снимает с вас ответственность и перекладывает ее на команду.
- Правильное понимание бизнеса. Какая аудитория, каков бренд, каков продукт? На что тратятся ресурсы? Ответы на эти вопросы помогают понять бизнес как систему.
- Контакт с клиентом. Есть соблазн впасть в кабинетную болезнь, утратить контакты, не видеть людей за цифрами. «Но человек — личность, и с ним важно сохранять контакт», — подчеркивает предприниматель.
- Автономия. Свободное время нужно распределять на конкретные дела, а незанятых сотрудников направлять в подходящие проекты. Если же сотрудники не приносят пользы, есть смысл с ними попрощаться.
«В каждой компании полно тупых правил, нужно уметь пропалывать сорняки и избавляться от них», — советует Евгений Давыдов.
«Предпринимательский путь — постоянное обучение»
Основатель ECS Group, Ideas4Retail Group и сети магазинов re:Store Евгений Бутман рассказал гостям форума о принципах роста и выживания компании.
Любой бизнес, по его словам, является инкубатором для идей. Они лежат в основе любого предприятия, однако и проект желательно должен быть не один — это страховка на будущее. Евгений Бутман советует всегда изучать среду и брать из нее новое, так как «предпринимательский путь — постоянное обучение».
«Принимать решение надо исходя из деловых расчетов, а не из эмоций»
Владелец сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров признает, что для него принципом выживания бизнеса стал диалог с властями. С законом имеют дело все, поэтому бизнесмены живут в тех реалиях, когда нельзя просто прийти и попросить, чтобы власти выдали разрешение вести бизнес. В то же время и без решения и поддержки чиновников развивать бизнес не получится. «Принимать решение надо исходя из деловых расчетов, а не из эмоций», — подчеркивает спикер.
Михаил Гончаров также отметил роль государства для сохранения бизнеса в период пандемии: «Если бы государство не помогло, мы бы остановили развитие и уволили бы половину сотрудников». Для «Теремка» тогда, по его словам, были выделены субсидии в размере 450 млн рублей, однако это не были деньги «просто с потолка»: субсидию удалось получить после плотного взаимодействия с рабочими группами и долгих согласований. Здесь он также отметил пользу объединения предприятий в лоббистские группы, которые могут аккумулировать усилия, вести диалоги с властью и более эффективно доносить информацию о своих проблемах и потребностях. Сам Михаил Гончаров сейчас возглавляет комитет по ресторанному бизнесу в объединении «Деловая Россия».
«Диалог между бизнесом, обществом и государством должен быть взаимовыгодным», — подчеркивает он. Таким образом сохраняется баланс интересов всех участников, уверен эксперт.
«Человека никто не отменял»
Сооснователь холдинга Restart Vasilchuk Brothers Алексей Васильчук в своем бизнесе считает главной ценностью команду. «Ничего бы не было, если бы не было команды», — подчеркивает он. Людям в команде необходимо доверять, как своим близким. Так команда сможет брать должную ответственность за результат, развивать отношения внутри коллектива, все члены команды могут заботиться друг о друге. На собеседовании в компании братьев Васильчук важное место отводится пониманию ценностей доверия и эмпатии, а эмоциональный интеллект бизнесмен считает фундаментом всех soft-skills.
«Человека никто не отменял», — говорит Алексей Васильчук. Поэтому в его компании поддерживается также и нематериальная мотивация: личностные тренинги, флешмобы, спортивные соревнования, дружеские встречи коллектива.
«Лидер должен уметь ломать через колено»
На площадке форума также проходила панельная дискуссия, посвященная женскому предпринимательству. Ее участницами стали основатель бренда женской одежды MATU Татьяна Матюшина, основатель «Проекта Жизнь» Виктория Салтыкова, глава бренда косметики Prosto Cosmetics Виолетта Носова и основатель сети кофеен Eggsellent Полина Юрова.
Все они сошлись во мнении, что в бизнесе нет четкого разделения на мужской и женский стиль управления. Однако, как отметила Виолетта Носова, если мужчины могут быть просто успешными, трудолюбивыми и живущими по четкому распорядку дня, то женщинам-предпринимательницам при этом необходимо еще и оставаться матерями. Совмещать бизнес и материнство сложно и требует от женщины больших усилий. Виолетта признается: чтобы сохранять баланс, она предпочитает дома не разговаривать о работе.
Полина Юрова и Татьяна Матюшина подчеркнули необходимость доверять команде и коллективу: так важные действия могут выполняться и без предпринимателя. Виктория Салтыкова заметила, что в бизнесе может возникнуть необходимость быть жестким лидером: «Нужно порой уметь ломать через колено».
«Руководитель должен быть как огонь: к нему все тянутся, но если подойти слишком близко, то можно обжечься», — отмечает она.
«Насмотренность — это база»
Программу Форума HSE Business Club 2024 продолжил основатель ресторанного альянса White Rabbit Family Борис Зарьков. Он обратил внимание на то, что часто успешные предприниматели имеют сложное детство. Именно непростое детство становится толчком для развития их амбиций и стремлений к достижению больших целей. Сам Борис начинал с перепродажи сигарет и продажи мест в очередях, что стало его первым шагом в предпринимательстве.
Борис считает, что идеи не рождаются просто так — для их появления нужны насмотренность и опыт. «Насмотренность — это база. Иначе не будет идей и креативности. Надо быть настойчивым и уметь находить баланс», — выделяет ключевые концепции спикер.
Согласно убеждениям Бориса, лидерство как компетенция — это нарабатываемый навык, и если есть цель, то ее можно достичь в любом возрасте, уверен спикер. Делегирование же приходит с опытом. И здесь он советует учитывать три фактора: сложность задачи, компетенцию и мотивацию человека, а также общий контекст в компании. Управлять людьми можно, только начав с эффективного управления собой, а первое, что нужно сделать предпринимателю, — это найти ассистента и HR-менеджера.
«Ваша основная задача — вызвать инсайт в голове заказчика»
Сооснователь аптечной сети «Горздрав», бренда «Лошадиная сила» и социальной сети ARROUND.world! Темур Шакая поделился советами с предпринимателями форума.
- Вызывать инсайт в голове заказчика. «Пока вы занимаетесь (бизнесом), ваша основная задача — вызвать инсайт в голове заказчика», — отметил он, добавив, что этот принцип стал ключевым в его подходе к маркетингу.
- Экспериментировать с рекламой. В 2009 году Темур начал экспериментировать с 5-секундными рекламными роликами, что позволило значительно сократить затраты на рекламу. Также он применил инновационный подход: Темур представил сразу два продукта в одном ролике. Акцент предприниматель сделал на том, что эти продукты можно найти в аптеках. Этот подход не только повысил эффективность рекламы, но и улучшил восприятие бренда среди потребителей. Короткие и эффективные ролики могут значительно снизить затраты.
- Воспринимать маркетинг как инвестицию. Маркетинг должен окупать себя и приносить доход. Важно, чтобы он эффективно работал на привлечение и удержание клиентов.
- Создавать вокруг бизнеса платформы, которые вовлекают клиентов в жизнь бренда. Работая с сообществом, можно добиться устойчивого результата, чтобы клиенты возвращались и повторно приобретали продукты.
Также Темур Шакая считает, что для успешного ведения бизнеса необходимо постоянно прокачивать свои софт-скилы и уметь адаптироваться к новым условиям.
С необходимостью прокачки мягких навыков согласен и основатель компании — разработчика AR-технологий для автомобилей WayRay Виталий Пономарев. В своем выступлении он рассказал, как в 2017 году столкнулся с проблемой: вывести компанию на новый уровень было нельзя — не хватало ресурсов. Он понял, что ему необходимо улучшать свои софт-скилы и учиться работать с людьми, поэтому Виталий поступил в Гарвардскую школу бизнеса, где обзавелся связями и развил насмотренность. Полученные навыки, по словам предпринимателя, помогли ему лучше видеть долгосрочные перспективы.
Виталий Пономарев верит, что для успешного ведения бизнеса важно учиться и постоянно развиваться. Он подчеркивает, что лидерство и предпринимательские навыки — это то, что можно и нужно развивать в любом возрасте. В своем напутствии он отметил важность гибкости и способности быстро адаптироваться к изменениям.
«Предпринимателям нужно договариваться и находить компромиссы»
Основатель юридической фирмы «Гриц и партнеры» Дмитрий Гриц подчеркивает важность человекоцентричного подхода к партнерствам. «Вы хотите эго потешить или результат получить? Если результаты важнее, то предпринимателям нужно говорить, договариваться и находить компромиссы», — говорит он. В случаях, когда доверие нарушено, его все еще возможно восстановить. Для этого необходимо обсуждать проблемы и тем самым снимать недопонимание, добавляет эксперт.
В команде, по его словам, должны быть четко определены роли и зоны ответственности. Здесь важны несколько ключевых аспектов.
- Фрейм принятия решений. Четкая структура принятия решений помогает избежать хаоса и неопределенности.
- Объяснение. Важно, чтобы сотрудники понимали причины и цели решений.
- Вовлечение. Сотрудники должны быть вовлечены в процесс и чувствовать свою значимость.
- Ясные ожидания. Необходимо четко формулировать ожидания от каждого члена команды.
Важность сплоченной команды, члены которой способны договариваться друг с другом, подчеркивает и совладелец Level Group Кирилл Игнахин. Рассказывая о своем пути к успеху, он посоветовал предпринимателям развивать разносторонние навыки и стремиться получать опыт работы в разных индустриях — это помогает видеть бизнес с разных сторон.
Он также подчеркнул важность работы над проектами, которые приносят пользу обществу и выделяются на рынке своей уникальностью. Сам Кирилл участвовал в создании школы «Летово», что стало уникальным образовательным проектом в России.
Сейчас Игнахин стремится, чтобы Level Group вошла в топ-5 московских застройщиков, и советует предпринимателям ставить перед собой амбициозные цели и стремиться к лидерству в своей отрасли, непрерывно совершенствуясь и внедряя инновации. По словам Кирилла Игнахина, важно уделять особое внимание качеству и инновациям, чтобы ваши продукты были востребованы и соответствовали высоким стандартам.
«Случайности не случайны»
Согласно убеждениям генерального директора компании «Циан» Дмитрия Григорьева, каждое событие, встреча и решение могут привести к новым возможностям и достижениям. «Случайности не случайны», — уверен он.
Чтобы быть лидером, он советует развивать навыки коммуникации, управления людьми и эмоционального интеллекта. «Решительность и готовность нести ответственность отличают настоящих лидеров от остальных», — подчеркивает Дмитрий Григорьев. При этом он рекомендует постоянно учиться и общаться с людьми, чтобы расширять свои знания и опыт. Успешный лидер должен быть открыт к новым идеям и подходам, всегда стремясь к личностному и профессиональному росту.
Сооснователь YouDo Денис Кутергин поделился со студентами и гостями Вышки своим мнением о важности для предпринимателей личного бренда, ораторского искусства и постоянного повышения квалификации.
«Способность привлекать внимание — ключевой навык для любого предпринимателя», — говорит он. Это помогает не только в продвижении своего бизнеса, но и в установлении полезных контактов и взаимодействии с инвесторами и партнерами. Умение ярко и убедительно представлять свои идеи играет важную роль в успехе бизнеса.
Хороший предприниматель должен уметь ясно и уверенно излагать свои мысли, выступать перед аудиторией и убеждать людей. Для этого эксперт рекомендует посещать курсы и семинары, которые помогают развивать навыки оратора.
Сам Денис много работал и «пахал» на начальных этапах своего пути. Он убежден, что упорный труд и настойчивость — необходимые составляющие успеха в бизнесе.
«Успешное управление бизнесом требует постоянного анализа и адаптации», — говорит он. Например, стоит измерять бизнес не по количеству пользователей, а по количеству созданных и выполненных заказов за день. Важно следить за ключевыми метриками и оперативно реагировать на изменения в этих показателях. Качество продукта или услуг должно быть на первом месте в бизнесе, поскольку именно оно формирует доверие и лояльность клиентов.
«Главный навык XXI века — эмоциональный интеллект и самопрезентация»
Вице-президент по работе с молодыми специалистами сервиса SuperJob Амир Сараков рассказал о способах привлечения талантливых кадров и методах их удержания в компаниях. «Все дело не только в том, как вы упаковываете себя для ваших покупателей, если вы владелец бизнеса, но и в том, как вы упаковываете свой продукт, свою ценность для сотрудников, которые должны его с вами развить», — подчеркивает Амир Сараков.
Он привел пример успешного вовлечения кадров с помощью маркетинговых кампаний и деятельности в социальных сетях: сотрудники SuperJob организовали рекрутинговый набор на позицию младшего тестировщика в технопарке «Сколково». Команда стартапа SuperStart за пять недель смогла получить 649 откликов на данную вакансию при небольшом количестве просмотров. Получилось это за счет активности в социальных сетях и освещения работы других тестировщиков, которые сами создавали для этого видеоматериалы. Кроме того, 95% откликнувшихся имели профильное образование или обладали хотя бы минимальным опытом работы на данной позиции.
«Все сегодня любят success story, историю успеха не только от предпринимателей… но и от сотрудников, которые в полях вместе с вами добывают деньги для вашего бизнеса», — подчеркивает Амир Сараков. «Нам интересно не только создавать бренд свой личный как владельцев и предпринимателей, но и создавать, рассказывать свою историю с помощью людей, которые вместе с нами работают», — добавил он. А привлечением талантливых сотрудников можно заниматься благодаря другим талантливым сотрудникам.
Амир Сараков также отмечает, что важно после найма в команду нового человека не дать ему выгореть и разочароваться в работе: предупредить подобные явления помогают встречи в формате one-to-one (речь идет о еженедельных встречах руководства с талантливыми кадрами, где можно обсуждать не только работу и текущие дела, но также амбиции, идеи, устремления, интересы и увлечения сотрудника) и выполнение сотрудниками self-review (отчет о своей работе, где указана ее роль в достижении глобальной цели компании). По словам Амира Саракова, анализ этих отчетов помогает в осознании собственных недочетов как руководителя и ошибок, которые были совершены сотрудниками.
В финале выступления эксперт выделил качества потенциального сотрудника, которые наиболее востребованы у работодателей: коммуникабельность, способность к быстрому обучению, гибкость, владение hard skills, понимание своих желаний и мотивированность.
«Главный навык XXI века — это на самом деле эмоциональный интеллект и самопрезентация», — подчеркивает он. По словам Амира Саракова, работодателям и топ-менеджерам интересно набирать в команду людей, у которых горят глаза. При этом не так важно, чем именно этот огонь вызван. «Сам факт того, что вы в чем-то заинтересованы, — это ваше главное конкурентное преимущество как предпринимателя и как людей, которые работают в найме», — добавил эксперт.
На Форуме HSE Business Club 2024 выступили 22 спикера. В его организации принимали участие более 15 компаний и организаций-партнеров. В рамках форума генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев провел воркшоп на тему «Психология предпринимательства: какие книги читать в начале своего пути». Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ организовал демодень майнора «Предпринимательская мастерская».
В течение всего форума в холлах работали стенды партнеров: компании Mars, ГБУ «Малый бизнес Москвы», Сбера, Unilever, Фонда содействия инновациям, Альфа-Банка, «Тинькофф», аэропорта «Домодедово», компании Level Group, Kept, SuperJob, «Технологии доверия», АНО «Развитие человеческого капитала», благотворительной организации НИУ ВШЭ «Открой глаза».
Форум посетили более тысячи гостей в очном формате и как минимум столько же — в режиме онлайн.
Текст: Федор Артюшенко, Елизавета Логинова, Арсений Суслов, Мария Киреева, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ