Если душа просит экономики…
Он окончил мехмат МГУ. Но затем понял, что его призвание не математика, а экономика. И подтвердил это делом. 27 ноября Игорь Царьков защитил в ГУ-ВШЭ кандидатскую диссертацию на тему "Оптимизация инвестиционного планирования на основе метода инновационных управляющих воздействий".
— В аспирантуре ВШЭ я не учился, а прикрепился для сдачи кандидатских экзаменов и защиты диссертации. Раньше я учился в аспирантуре МГУ на другом факультете и по другой специальности, но ушел. В 2000-м поступал в аспирантуру МГУ, в 2002-м ее бросил и после этого занимался только экономикой. Соискателем сюда я прикрепился в 2007-м.
— Почему так получилось?
— Я окончил механико-математический факультет МГУ. Там же поступил в аспирантуру. Сдал кандидатские экзамены. Но потом понял, что не хочу этим больше заниматься, и решил переквалифицироваться.
— "Этим" — это чем?
— У меня была специальность — теоретическая и прикладная математика. А переквалифицировался в экономиста. И вот защитил кандидатскую по специальности "Экономика и управление народным хозяйством".
— Тема кандидатской обычно связана с выбранной дисциплиной обучения, а у вас получилось по-другому?
— Да, у меня по-другому. Вообще можно защищаться по любой специальности. Моя диссертация в чистом виде по менеджменту, математики нет практически никакой. Для меня было важно сделать работу совсем по другой специальности, чтобы меня признали как специалиста в области экономики.
— Почему же вы все-таки решили перейти из математики в экономику?
— Это было непростым решением. Я понял, что математика в чистом виде — не мое призвание, и решил заняться чем-нибудь другим.
— А вы могли выбрать что-то другое, не экономику?
— Мне хотелось, чтобы моя будущая работа была аналитической и творческой. В этом смысле, экономика подходила больше всего. Затем я познакомился с научным руководителем, и то, чем мы занимались по работе, легло в основу моей диссертации. Работа была связана с созданием и внедрением систем планирования в компании, это было очень интересно, и я решил заниматься этим дальше.
— Иными словами, вы планировали свою рабочую карьеру?
— Начинал я с практических вещей, с понимания того, что представляет собой менеджмент, экономика, планирование и так далее. Еще, может быть, в силу склада характера мне нравится заниматься наукой. Стало интересно попытаться как-то обобщить практику, найти новое научное знание, сделать достойную работу. К тому же мы занимались проведением корпоративных тренинговых семинаров, на которых я понял, что мне нравится преподавать. Меня взяли на работу преподавателем в Вышку, и диссертация тут стала необходимой.
— И за один год вы все сделали?
— Так сказать нельзя, потому что диссертация писалась на основе практической работы, которая была до этого, но сам текст был сделан за год.
— То есть практическая часть диссертации оказалась готова еще до того, как вы прикрепились соискателем?
— Было немного практической части, и был теоретический фундамент. Поскольку я преподавал, то уже разбирался в этой проблематике. Старался просто как-то систематизировать знания, посидеть в библиотеках, посмотреть, что делали другие люди, обобщить это и потом придумать какую-то новую методику, которая потянула бы на диссертацию. Мне это удалось.
— Можете ли вы оценить ресурсы Вышки для вашей работы над диссертацией?
— Поскольку тема была связана с планированием, то самый основной аспект, который я брал, — это советское научное наследие. Я пошел в государственную библиотеку, где провел много времени над изучением советских методик. Что касается западных источников, то литература у меня была собрана до этого, все основные источники по планированию я знал. А современные направления, которые сейчас используются на Западе, я смотрел в электронных ресурсах ВШЭ, это мощное и очень полезное средство. Сильно расширяет кругозор. Когда я их изучил, понял, что книги по этой тематике в наших книжных магазинах сильно отстают от того, что уже есть на Западе. У нас многие важные и интересные книги просто не переводят, и как преподаватель я хорошо это вижу. В этом смысле ресурсы Вышки незаменимы, без них можно остаться на уровне развития науки двадцатилетней давности.
— Предполагается, что во время обучения в аспирантуре ты участвуешь в каких-то научных семинарах, конференциях. У вас что-то было, что-то вам запомнилось, повлияло на работу над диссертацией?
— Основная идея методологической части работы появилась во время чтения курса планирования. На занятиях я пытался импровизировать, рассуждал, беседовал со студентами, и как-то после занятий мне пришла в голову идея, и она оказалась плодотворной. Конечно, я участвовал в конференциях, в том числе, ездил на международные конференции от факультета — в Тайбэй и в Мадрид.
— Вас посылали на конференции от факультета?
— Да, информация о конференциях была на факультете. У нас есть человек, который уже участвовал в таких конференциях, — заведующий кафедрой общего и стратегического менеджмента Николай Борисович Филинов-Чернышев, вот он нам помогал в этом. Была и финансовая поддержка.
— А кто ваш научный руководитель?
— Валерий Михайлович Аньшин, заведующий кафедрой управления проектами.
— Как вы оцениваете свое взаимодействие с ним во время работы над диссертацией?
— Его вклад просто неоценим. Он меня заинтересовал именно этой темой, мы с ним много общались, поэтому без преувеличения можно сказать, что я сформировался как специалист в данной области под влиянием своего научного руководителя.
— Вы и сейчас работаете в Вышке?
— Да. С 2006 года преподаю на факультете менеджмента. В Вышке есть еще такие структуры, как Институт профессиональной переподготовки специалистов, Высшая школа менеджмента, туда нас тоже привлекают для чтения курсов.
— Что планируете делать дальше? О докторской не думаете?
— Декан нашего факультета после защиты, когда поздравлял всех, сказал, что через семь лет надо стать доктором, то есть поставил конкретные сроки. Конечно, это была шутка, но все равно в каждой шутке есть доля шутки.
— Как вам кажется, проще написать диссертацию, когда работаешь в научной, образовательной структуре или, как делают многие аспиранты, в других сферах?
— Работать и учиться в аспирантуре, конечно, сложно, поскольку работа занимает гораздо больше времени. Но в моем случае было легче, поскольку занятия наукой являются частью моей профессии. Может быть, этим и объясняется высокая скорость: за один год сумел все закончить.
— Каковы ваши впечатления от самой защиты?
— Непосредственно защита — это испытание даже для меня, преподавателя. Я очень волновался. Вопросов было много, некоторые из них очень серьезные, требовалось быстро найти правильный ответ. И я был очень рад, что мне удалось это сделать, я успешно защитился.
— С вашей точки зрения, молодые исследователи действительно могут сделать какой-то вклад в науку?
— Да. В большинстве случаев те диссертации, которые защищаются в ВШЭ, имеют научное значение. У нас даже магистерские диссертации очень интересны, и, безусловно, там присутствует новизна.
— И вы им советуете идти учиться в аспирантуру?
— Некоторым — да, если видно, что можно дорабатывать текст до кандидатской диссертации.
— Как повлияла, или влияет, или будет влиять диссертация на вашу жизнь, на вашу карьеру?
— Для меня как для человека, который имеет не экономическое образование, это признание специалистов по экономике. Теперь в этом плане я чувствую себя уверенно. Естественно, и в финансовом плане повлияет, доходы увеличатся.
— На три тысячи рублей?
— Естественно, больше.
— Вам приходилось общаться с вышкинскими аспирантами и с аспирантами других вузов. Можете ли как-то сравнить их впечатления от обучения в аспирантуре?
— Аспирантов я вижу на нашей кафедре. Мы их выслушиваем на заседаниях, аттестуем, задаем вопросы и так далее. Что касается сравнений, видно, что люди очень погружены в работу, и многие бросают аспирантуру просто из-за того, что не успевают выполнять учебный план, который намечен. Бывает жаль: у человека интересные идеи, но нет возможностей их как-то разрабатывать и дальше в этом направлении продвигаться. Но это — личный выбор каждого человека.
— А до Вышки вы где работали?
— В Институте технологий управления и инвестирования.
— И тоже преподавали?
— Нет, это была консалтинговая деятельность, преподавания там было немного.
— Получается, что вы еще раз переквалифицировались? С чем был связан переход в Вышку?
— Так уж получилось, когда я вплотную стал заниматься экономикой. С практической точки зрения всегда интереснее понять изнутри, как что-то работает и какие есть реальные проблемы. А потом — в работе человека, оказывающего консультационные услуги, возникает такой момент, когда все следующие действия похожи на предыдущие. То есть для того, чтобы развиваться дальше, нужна наука, нужны фундаментальные знания. Этот дрейф кажется мне вполне естественным. Кроме того, оказалось, что можно это все совмещать. Ну и я рад, что получилось всерьез заняться наукой, эта кажется мне более интересным.
— Как вы считаете, какие у Вышки сильные и слабые стороны?
— Есть над чем работать, но в первую очередь — над собой. Мне пока сложно говорить о Вышке, я только знакомлюсь с тем, как работает университет, и в принципе мне пока не с чем сравнивать, своего мнения о том, как это должно быть, у меня пока нет.
— Тогда что именно вам нравится?
— Сильные стороны — это доступ к современной научной литературе. Мне нравится отношение к работникам, и у нас на кафедре замечательная атмосфера. Радует стимулирование научной деятельности. Уровень подготовки и заинтересованности студентов высокий — приятно работать с людьми, которым это нужно.
— А есть у вас какие-то пожелания или советы нынешним аспирантам?
— У меня будет пожелание к тем аспирантам, у которых есть какая-то идея, которые уже что-то реализовали и собираются выходить на защиту. На этом этапе нужно помнить, что диссертацию читают всего три человека — научный руководитель и два оппонента. Все остальные читать будут автореферат. Поэтому над ним нужно работать не меньше, чем над самой диссертацией, а даже больше. Это очень важно, и многие тут делают ошибку.
— Что вам нужно для счастья?
— Счастье — это когда имеешь возможность заниматься тем, что тебе нравится. В этом плане я счастлив, у меня есть такая возможность.
Вера Пешкова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Наказать за подлог диссертации в России невозможно
7 ноября на заседании дискуссионного клуба проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ журналист Сергей Пархоменко выступил с докладом «Зачем воруют диссертации и как с этим бороться?».
Как защитить науку от фальшивых защит
Декан факультета истории ВШЭ Александр Каменский был членом комиссии Минобрнауки России по проверке деятельности диссертационного совета Московского педагогического государственного университета, где на поток было поставлено производство фальшивых диссертаций. Своими впечатлениями и выводами он поделился в интервью Образовательному порталу.
«Одного энтузиазма мало — нужен учитель»
Светлана Голованова, окончившая магистратуру факультета экономики ВШЭ, одной из первых среди выпускников Высшей школы экономики защитила докторскую диссертацию. Сейчас она занимает должность и.о. декана факультета экономики ВШЭ в Нижнем Новгороде.
Экономическая наука за пределами РЭШ и Вышки
3 апреля в рамках XIII Апрельской конференции на сессии «Развитие университетов» были представлены доклады, посвященные различным аспектам высшего образования в России и мире.
Защита диссертаций в России: «таких изменений еще не было»
27 октября в ВШЭ состоялось совместное заседание экспертных групп по доработке Стратегии-2020 — № 7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» и № 5 «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе». Обсуждался проект нового положения о диссертационном совете и в целом реформа аттестации научных кадров.
Запад нам не поможет — справимся сами
2 апреля Ирина Волкова, заведующая отделом топливно-энергетического комплекса Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ, защитила докторскую диссертацию.
Двойная аспирантура: широкий взгляд на мир
2 апреля в Вышке состоялась защита кандидатской диссертации Александра Субботина, который оканчивает аспирантуру не только на факультете экономики ГУ-ВШЭ, но и в Париже-1 в Сорбонне. Своими впечатлениями по поводу научной работы и двойной программы он поделился с корреспондентом новостной службы портала.
Цена знаний
Можно ли грамотно выстроить систему образования, не просчитав, сколько бюджетных средств необходимо на нее выделять? Вопрос риторический. 23 декабря 2008 года Павел Деркачев защитил в Вышке кандидатскую диссертацию на тему "Управление системой общего образования на основе оценки стоимости образовательной услуги".
Шампанское пьет тот, кто управляет рисками
25 декабря 2008 года Елена Дзигоева защитила кандидатскую диссертацию на тему "Сравнительный анализ подходов к определению достаточности капитала на покрытие рыночных и кредитных рисков для российских банков". Специальность — "Финансы, денежное обращение и кредит".
Мужская тема
"Энергетические" темы диссертаций в ГУ-ВШЭ традиционно считаются "мужскими". Тем не менее, Лариса Мельник 30 октября успешно защитила диссертацию на тему "Стратегии энергосбытовых компаний в условиях перехода к конкурентному рынку электроэнергии".