«Необходимо работать над тем, как сделать российские университеты более привлекательными»
Как пандемия повлияла на глобальную систему высшего образования, как она будет трансформироваться и каковы перспективы у сотрудничества российских и европейских университетов – эти вопросы обсудили представители Вышки и других вузов, эксперты и чиновники на круглом столе «ЕС-Россия: Новые образовательные модели и практики, включая интернационализацию в эпоху после пандемии COVID-19».
Круглый стол прошел 24 ноября в онлайн-формате. «Наше образовательное пространство едино, глобально и, конечно, должно функционировать в общей системе», – сказала, открывая круглый стол, директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Наталья Трухановская. И, как отметил Маркус Эдерер, посол ЕС в России, наши отношения в сфере образования активно развиваются, несмотря на взлеты и падения в других областях. Выстроено множество мостов, основной инструмент – программа «Эразмус +», которая способствует интернационализации образования. Посол отметил также, что ЕС выделяет 20 млн евро в год на сотрудничество с Россией в этой сфере.
«У нас в мире 130 партнеров, но Россия занимает первое место, несмотря на наличие таких крупных стран, как Китай, Индия, я считаю, что этим стоит гордиться», – отметил он. По его словам, с 2015 года 23 тыс. студентов и преподавателей поучаствовали в программах обмена. При этом Маркус Эдерер рассказал, что из-за административных сложностей иностранные студенты не всегда могут приехать в Россию для очного обучения. Он выразил надежду, что «то великодушие, которое проявляет Евросоюз в отношении к российским студентам, отразится на поведении российской стороны».
Посол Германии в России Геза Фон Гайр также отметил, что пока зеркальности с российской стороны в допуске к очной учебе не наблюдается. Он напомнил, что только в 2019 году в его страну приехали учиться 14 тыс. российских студентов. В обратном направлении – из Германии в Россию приехали несколько тысяч человек. Посол выразил уверенность в необходимости интернализации образования и инвестиций в эту сферу, он отметил также важность обмена передовым опытом и решениями в области образования и исследований.
Ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, выступая с основным докладом в рамках трека о новых вызовах для образовательной системы, сообщил о результатах исследования, в котором приняли участие 13 команд ведущих университетов страны, в том числе из НИУ ВШЭ. Итоговый доклад по результатам исследования можно посмотреть здесь.
Отечественная система образования справилась со стресс-тестом, сказал Эдуард Галажинский. По его словам, авторы отметили несколько важных выводов, в их числе перегруженность преподавателей, одновременно рост их компетенций и цифровой грамотности студентов. Очевиден запрос на навыки самоорганизации студентов, в первую очередь, на первых курсах, в результате отчетливо проявляется потребность в тьюторах.
Выступивший в качестве эксперта Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, акцентировал внимание на «два сюжета, которые, как нам кажется, определят общую политику университетов в ближайшие годы». Первый – это «обеспечение заботы о благополучии студентов». Мы привыкли рассматривать университеты, «как институты, которые дают им некоторые полезные навыки», но сегодня, как показали исследования, стрессовая ситуация выявила трудности многих студентов, в том числе психологические. Не напрасно во многих университетах были развернуты пункты психологической помощи.
Благополучие, wellbeing, становится важной самостоятельной функцией университета, которая должна быть отражена в его структуре и возможно с отельным финансированием
Второй сюжет связан с тем, что университеты теперь полагаются на самостоятельность студентов, а те, в свою очередь, не всегда готовы к этому. «Мы провели не только большое исследование в марте и в мае на десятках тысяч студентов, но и качественные интервью с ними. Студенты признают, что не способны себя организовать, они не умеют планировать. Ждут от университетов поддержки в формировании этого умения», – сказал Исак Фрумин.
Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, член правления Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) рассказал, какой запрос к системе образования есть у бизнеса. Во-первых, должна быть консолидация компетенций. Не может быть миллиона идеальных курсов, тысяч хороших школ. Должны быть центры, где культивируются навыки, знания, на базе таких центров нужно создавать целые экосистемы, говорит Михаил Аким. В качестве примера он привел «питерский Политех, где были созданы компетенции в области цифровых знаний, инжиниринга». По его мнению, таким центром становится и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ.
Следующее, что необходимо – это инклюзивность. Центры, созданные в столицах, должны передавать знания в регионы. Следующий пункт – технологии меняются очень быстро, изучать их нужно в структурах бизнес-образования, говорит профессор Вышки: «Я считаю, что бизнес-школа должна интегрировать технологические дисциплины для своих студентов».
Он также отметил важность «зеленой повестки» (и роль высшей школы здесь должна быть более значительной), а также soft skills. «Я вижу, как студенты приходят с прекрасными hard skills, прекрасно умеют считать», говорит он, но они должны также понимать рынок, его критерии, то есть владеть и soft skills, быть креативными.
Доклад на тему академической мобильности сделал проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков. По его словам, академическая мобильность – это один из ключевых моментов образовательного сотрудничества между Россией и ЕС. В первую очередь хотелось бы понять масштабы мобильного сотрудничества, говорит проректор Вышки. Однако, сделать это непросто, по его словам, недостаточно источников, и данные разрозненные. Основывая на статистике, предоставленной российским офисом программы «Эразмус+», можно сделать вывод, что в последние годы мобильность в рамках программы устойчиво росла – как по тем, кто выезжал на учебы в страны ЕС, так и по тем, кто приезжал из Европы в российские вузы. Данные по ВШЭ также показывают устойчивый рост обмена до пандемии, но уже не в рамках «Эразмус+», а напрямую между университетами.
В статистике «Эразмус» сразу обращает на себя внимание разрыв в студенческой мобильности между российскими студентами и приезжающими к нам европейскими. Баланс не в нашу пользу.
В качестве причин такой ситуации Иван Простаков назвал два фактора.
Надо думать о том информационном поле, которое складывается в Европе, о негативных стереотипах в отношении России, в том числе среди студентов. Кроме того, необходимо работать над академическим предложением, над тем, как сделать российские университеты более привлекательными
Ежегодные отчеты «Эразмус+» за 2016-2018 годы, показывают также, что географическое ядро неизменно с обеих сторон. Российские студенты едут преимущественно в Германию, Францию, Италию, к нам в Россию – из этих же стран.
Пандемия стала шоком для программ мобильности в образовании во всем мире. В то же время в ВШЭ, удалось запустить альтернативные варианты. Так, в петербургском кампусе Вышки был разработан студенческий онлайн-проект, с участием французских партнеров, направленный на решение бизнес-вопросов, реализовался он в апреле-мае. Летом в ВШЭ работал традиционный летний университет, в нем приняли участие студенты более чем из более 40 студентов из 20 стран. Подготовлены специальные программы виртуальной мобильности, «и на этих программах теперь обучаются 60 европейских студентов, еще 11 приехали сюда, но и они сейчас занимаются онлайн», рассказывает проректор.
Он подчеркивает, что университеты освоили новые инструменты, причем виртуальная мобильность не рассматривается исключительно как мера временного характера. «Нам необходимо задуматься, как испоьзовать этот опыт, укогда ситуация нормализуется», - считает Иван Простаков.
У нее есть ряд преимуществ, в том числе относительная дешевизна. Но она все равно требует поддержки, включая финансовую, например, для разработки новых курсов. Важный момент – нужна нормативно-правовая база, необходимо ввести статус виртуального студента. Главные негативные моменты заключаются в невозможности погружения студентов в культурную, языковую, академическую среду, то, ради чего многие стремятся участвовать в этих программах. Кроме того, далеко не все университеты могут оперативно перейти в онлайн, что затрудняет международное сотрудничество.