Антиплагиат: панацея или горькая пилюля
8 февраля в Высшей школе экономики состоялась презентация проекта "Антиплагиат", посвященная задачам и принципам работы данной системы, — прежде всего, речь шла об особенностях пакета "Антиплагиат. Вуз", созданного специально для российских университетов и доработанного под потребности ГУ-ВШЭ в 2007 г.
Проблема плагиата остро стоит для российской системы образования. Во многих вузах сдача работ с преобладанием текстов чужого авторства без соответствующего оформления стала практически нормой. Всем знакома ситуация, когда студент оттягивает написание работы до последней ночи перед сдачей и после поиска материалов, недолго думая, использует волшебные функции copy-paste. В ряде стран (Великобритании, США, Канаде) для борьбы с этим явлением были разработаны специальные системы выявления плагиата. Теперь очередь дошла и до России. Подобная система — это панацея от плагиата или шаг вперед в борьбе с ним? инструмент угнетения и запугивания студентов или улучшения качества их образования?
8 февраля в Высшей школе экономики состоялась презентация проекта "Антиплагиат", посвященная задачам и принципам работы данной системы, — прежде всего, речь шла об особенностях пакета "Антиплагиат. Вуз", созданного специально для российских университетов и доработанного под потребности ГУ-ВШЭ в 2007 г. в рамках Инновационной образовательной программы. На презентации присутствовал первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев и директор по порталам Мария Добрякова, которые приняли активное участие в обсуждении перспектив внедрения системы "Антиплагиат" в ГУ-ВШЭ.
Интернет-портал www.antiplagiat.ru стартовал в сентябре 2005 года. Сайт открыт для всех, любой пользователь в течение нескольких секунд может проверить текст на наличие в нем плагиата. В системе хранится около 11 млн. источников (включая множество интернет-коллекций рефератов). Каждый день осуществляется более 10 тысяч проверок документов. В конце 2006 года разработчики выпустили специальный модуль — пакет "Вуз". ГУ-ВШЭ, известный своей бескомпромиссной позицией в отношении плагиата и первым среди российских университетов принявший соответствующее Положение, начинает внедрять новую систему в своих стенах (пока — в пилотном режиме).
Отличие данного пакета от общедоступного ресурса заключается, во-первых, в том, что работа в "Антиплагиате" будет осуществляться в рамках организационной структуры ГУ-ВШЭ. Это предполагает, что каждый преподаватель сможет пользоваться личным кабинетом, вносить в базу работы своих студентов. Во-вторых, при индексировании новых сайтов и добавлении их в систему для последующего сличения приоритет будет отдаваться заявкам от вуза. Поэтому скорость работы для пользователей вузовского пакета будет выше.
Предполагается, что постепенно в базу будут добавляться не только новые веб-сайты, но и базовые учебники, а также работы студентов прошлых лет — что позволит минимизировать списывание у предшественников (столь заманчивое своей простотой и практически неуловимостью). Изначально разработчики системы планировали включать в базу лишь те студенческие работы, которые получили высокие оценки преподавателей. Однако Вадим Радаев отметил, что вносить в базу следует все работы, так как троечник может вовсе и не захотеть воспользоваться отличной работой товарища, достоинства которой преподаватель, скорее всего, запомнит.
Ведутся переговоры о том, чтобы пополнять базу не только материалами из общедоступных источников, но и теми, что распространяются по подписке — в том числе речь идет, например, об оцифрованной коллекции диссертаций, хранящихся в Российской государственной библиотеке.
Особое внимание создатели "Антиплагиата" обратили на то, что процентная оценка присутствия в тексте плагиата — это не абсолютный ориентир. Появление возможности узнать об использовании студентом текстов из различных источников налагает на преподавателей дополнительную ответственность. Во-первых, машина не отличает правильно оформленную цитату от фрагмента чужого текста без корректной ссылки на первоисточник. Так что преподаватель в любом случае должен внимательно ознакомиться с текстом. Во-вторых, для каждого направления и курса критерии оценивания должны быть разными. Так, допустимая доля цитат в работах по юриспруденции должна быть намного выше такой доли для работ по гуманитарным дисциплинам. А работа студента, в которой без изменений использованы куски из одного источника, отличается от работы, скомпилированной из нескольких источников. В конечном счете ответственность — конечно же, по-прежнему на преподавателе.
Ключевой вопрос при внедрении системы — "кому делегировать полномочия по внесению студенческих работ в базу?" Он вызвал бурную дискуссию (аудитория была хотя и немногочисленна, но весьма заинтересована). Должны ли разработчики настроить систему так, чтобы студенты сами присылали работы в базу, или же эту обязанность следует делегировать преподавателям? Понадобятся ли дополнительные ресурсы для того, чтобы внесением в базу занимались менеджеры кафедр?
Своим опытом поделилась зам. декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Вера Данилина. У каждого студента факультета скоро будет личный электронный кабинет, куда он присылает свои работы. Возможно, следует распространить подобную традицию на все факультеты и таким образом направлять работы в базу "Антиплагиата". Окончательно вопрос о порядке внесения работ в базу будет урегулирован на этапе выработки регламента использования "Антиплагиата" в ГУ-ВШЭ. А тем временем Вера Данилина предложила факультет мировой экономики и мировой политики (в свое время одним из первых испытывавший систему электронного документооборота и систему составления рабочих учебных планов) как самую инновационную площадку, готовую заняться испытаниями и "Антиплагиата". Этим и завершилась презентация нового сервиса, позволяющего организовать в учебном заведении целостный процесс проверки студенческих работ и диссертаций на наличие заимствований, тем самым повышая удобство работы преподавателей и качество образования студентов.
Дмитрий Сигиневич для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Честная игра» как норма университетской жизни
Весной этого года Ученый совет ВШЭ утвердил новую редакцию правил внутреннего распорядка, которые предусматривают ужесточение дисциплинарной ответственности за нарушение правил «честной игры» во время обучения. О причинах и последствиях принятого решения рассказывает проректор ВШЭ Сергей Рощин.
«Для нас главное — предотвратить нарушение»
О действии в 2009 году вышкинской системы «Антиплагиат», которая выявляет «заимствования» в тестовых и экзаменационных работах, а также о том, как меняется отношение к этой системе со стороны студентов и преподавателей, рассказывает первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев.
Станет ли Высшая школа экономики российским Гарвардом?
В чем смысл перевода Высшей школы экономики в ведение Правительства РФ? Каким образом это отразится на студентах и преподавателях? На эти и другие вопросы ответили руководители Высшей школы экономики: ректор Ярослав Кузьминов, первый проректор Вадим Радаев и проректор Григорий Канторович в ходе он-лайн конференции, состоявшейся 5 сентября в РИА "Новости".
Плагиат? Мы советуем не рисковать
Умение использовать чужие работы в своих рефератах, эссе и курсовых передается в студенческой среде от поколения к поколению. И некоторые ловкачи, надо отдать им должное, достигают в списывании подлинных вершин. Однако с не меньшим энтузиазмом и виртуозностью их не устают выводить на чистую воду университетские преподаватели. В этом извечном противостоянии последние недавно вышли на революционно новый уровень. Итак, первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев об использовании в Высшей школе экономики системы "Антиплагиат".