• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет социальных наук провел первую форсайт-сессию

Факультет социальных наук первым среди всех факультетов Вышки при поддержке Программы развития НИУ ВШЭ провел форсайт-сессию, посвященную вопросам стратегического развития образовательной и кадровой деятельности факультета.

«После создания нашего мегафакультета, почти уже четыре года назад, мы поначалу занимались во многом «сборкой корабля в море», иногда еще и в шторм. Однако в итоге по большинству показателей мы стали одним из лучших факультетов в Вышке, — рассказывает декан факультета Андрей Мельвиль. — В прошлом году по показателям KPI мы единственные «выше ожиданий». В 2016 и 2017 годах мы вошли в топ-100 QS по Sociology и Politics and International Relations. Но поскольку останавливаться на достигнутом не в наших правилах, да еще и в условиях острой конкуренции, мы решили всерьез заняться вопросами развития факультета и подойти к этому стратегически, а не инструментально».

Форсайт как технология прогнозирования и конструирования образа будущего была выбрана факультетом по нескольким причинам. Во-первых, это один из самых удобных механизмов выявления трендов развития той или иной области в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе в условиях неопределенности среды, отсутствия возможности количественного прогнозирования или экстраполяции текущих тенденций. Во-вторых, форсайт позволяет объединить интересы и экспертные знания представителей разных структурных подразделений. В-третьих, метод предполагает скрытую выработку консенсуса по основным вызовам и подходам к их решению, что способствует вовлечению участников в реализацию принятых решений.

Для участия в форсайте были приглашены коллеги, представляющие разные департаменты и отвечающие за разные направления деятельности университета, — преподаватели, научные работники, административные сотрудники и руководство подразделений. В качестве модераторов выступили сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний — Константин Вишневский и Олеся Майбах. Итогом сессии стала мета-карта развития факультета.

Каковы же ключевые ожидания участников форсайт-сессии по разным направлениям деятельности факультета? В сфере образования в среднесрочной перспективе планируется открытие новых образовательных программ, в том числе полностью платных, привлечение иностранных абитуриентов за счет интеграции образовательных программ с ведущими зарубежными программами, усиление интеграции между образованием и наукой, развитие многодисциплинарности и междисциплинарности — словом, использование всех преимуществ мегафакультета.

В сфере научной деятельности есть необходимость и в количественных, и в качественных изменениях: создание новых научных подразделений, создание и продвижение журналов департаментов в международных базах цитирования, включение в международные проекты и увеличение числа международных мероприятий, проводимых на базе университета.

Кадровое развитие факультета стало, пожалуй, самым обсуждаемым вопросом: равномерное распределение нагрузки, ресурсов и ответственности среди разных категорий сотрудников, привлечение и удержание талантливых молодых кадров в департаментах, развитие внутренних программ переподготовки кадров и кадрового резерва академических руководителей для образовательных программ факультета — в этом участники выразили редкое единодушие.

Участники форсайт-сессии определили наиболее значимые для факультета вызовы. Топ-5 из них: противоречие между целями «исследовательского университета» и необходимостью коммерческого результата «сейчас»; перегруженность «среднего класса» преподавателей; отсутствие фондов у бюджетных образовательных программ; исчерпание ресурсов открытого конкурса; сильная дифференциация оплаты разных категорий сотрудников.

Конечно, детальная проработка решений для этих и других вызовов еще предстоит: это — главная задача деятельности  рабочих групп. Но вот некоторые из идей: создание кадрового резерва академических руководителей образовательных программ ФСН и программ дополнительного образования для их подготовки; разработка концепции и структуры фонда образовательных программ; развитие прозрачной системы оценки разных видов нагрузки ППС и модернизация структуры системы стимулирования.

Также на форсайт-сессии был определен перечень трендов, которые способны в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе упростить или усложнить ответы на вызовы. Среди трендов, затрагивающих факультет, и глобальная конкуренция за абитуриента, и рост числа работающих студентов, и life-long learning, и изменение статуса преподавателя (с носителя знания на организатора процесса), и многое другое.

При этом часть трендов скорее помогает поиску ответов на вызовы, стоящие перед факультетов, а часть — усложняет. Так, трендом с самым сильным негативным влиянием была признана несистемность и бюрократизированность государственной образовательной политики, ее изменчивость и противоречивость, создающая барьеры на пути стратегического планирования деятельности факультета. С другой стороны, изменение роли преподавателя, который скорее организует процесс обучения, чем является носителем экспертного знания, напротив, было отмечено как «позитивный тренд», упрощающий решение стоящих перед ФСН задач.

Участники форсайт-сессии высоко оценили результаты проведенного мероприятия. Илья Локшин, доцент департамента политической науки, академический руководитель образовательной программы «Политология»: «Я впервые участвовал в форсайт-сессии, и мне было очень интересно познакомиться с форматом. Оказалось, что это весьма увлекательное мероприятие — и в плане разнообразия задач, которые нужно выполнить, и в плане общения с коллегами. Было здорово видеть, как из разрозненных фрагментов складывается большая картина нашего общего видения возможностей и вызовов, стоящих перед ФСН».

Ординарный профессор и руководитель департамента социологии Александр Чепуренко отметил ценность форсайт-сессии не только для процедуры стратегического планирования, но и для будущей «дружбы» коллег факультета: «Мы увидели, что представители разных департаментов и поколений, многие из которых до этого были шапочно знакомы, дружно работали для достижения одной задачи. Произошло взаимное узнавание и притирка».

Доцент Института демографии и академический руководитель образовательной программы «Население и развитие» Владимир Козлов призвал коллег не останавливаться на достигнутом и продолжить работу в рамках «постфорсайта»: «Давайте сделаем так, чтобы мы не зря съездили. Пусть будет план работ. Дополнительные встречи по конкретным вопросам и по тем вещам, которые еще не обсудили».

Декан факультета Андрей Мельвиль: «Результаты форсайта — это начало, поиск «бутылочных горлышек» и вызовов, дальше — в рабочих группах, разрабатывающих ответы и решения, — будет еще интереснее! Но даже это начало работы было весьма захватывающим и крайне продуктивным для факультета. Поэтому, если мои коллеги-деканы сейчас находятся в поисках новых, эффективных инструментов развития, я рекомендую рассмотреть широкие возможности форсайта. Мы же тем временем выносим результаты на Ученый совет ФСН, приступаем к работе в рабочих группах и планируем следующий форсайт, целиком посвященный развитию науки на факультете».

Варвара Васильева, заместитель декана по науке и развитию факультета социальных наук

Дарья Присяжнюк, заместитель декана по учебной работе факультета социальных наук

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ стартовала XIV Международная научная конференция по форсайту и инновационной политике

28 октября состоялось открытие XIV Международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», которая продлится два дня в онлайн-формате. В мероприятии принимают участие ведущие ученые и эксперты из 20 стран. Организаторы — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ совместно с Научным центром мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и кафедрой ЮНЕСКО по исследованиям будущего НИУ ВШЭ.

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.