Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Исследование опирается на международный доклад Innovative Pedagogy о десяти трендах, наиболее значимых для образования в 2025 году. Они еще не стали повсеместной практикой, но имеют все шансы оказать влияние в ближайшие годы.
Тренды связаны с ИИ (использование ИИ в мультимодальной педагогике, обучение через диалог с ИИ, диалог с обучающимися об этике ИИ, умные учебники), с VR/AR-технологиями (иммерсивный подход к обучению, оценивание с использованием расширенной реальности, виртуальное погружение в научные концепции, воображаемые миры в образовательном процессе) и глобальными вызовами (педагогика бесконфликтности, климатическое образование).
Исследователи предложили оценить тренды с учетом российских реалий 33 экспертам, 425 студентам из 16 регионов и 115 инноваторам — участникам КИвО (в их числе учителя, преподаватели вузов, студенты, родители, представители EdTech и др.). В итоговой версии исследования приведены комментарии экспертов к каждому тренду (качественный блок) и указано, какая доля опрошенных инноваторов и студентов согласна с актуальностью каждого тренда для образования в нашей стране (количественный блок).
Научный руководитель Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ Диана Королева так комментирует исследовательский подход: «Отслеживание мировых трендов — это не только стремление к актуальности, но и необходимое условие интеграции в глобальный диалог. Однако простое копирование зарубежных подходов неэффективно. Успех требует адаптации лучших практик с учетом российской специфики: традиций, менталитета и культурных кодов. Такой баланс локальной идентичности и глобальных идей позволяет разрабатывать оригинальные решения, востребованные как внутри страны, так и за ее пределами».
По итогам анализа тренд «использование ИИ в мультимодальной педагогике» стал лидером в десятке образовательных трендов. Его как наиболее актуальный отметили 55% инноваторов и 30% студентов. Комментируя полученные результаты, Ксения Пивоварова, директор по коммуникациям и связям с индустрией Ultimate Education, акцентировала внимание на актуальности трендов, связанных с ИИ. В России эту технологию сегодня используют и студенты, и педагоги, сокращая время на подготовку к занятиям и концентрируясь на решении креативных задач.
На втором месте по популярности — «иммерсивный подход к обучению» (отметили 51% инноваторов и 34% студентов).
Дмитрий Фишбейн, директор школы «Сколка», полагает, что это можно связать с геймификацией — стремлением найти игровые форматы для изучения разных учебных материалов. «Эффективность такого подхода еще не доказана, поэтому пока трудозатраты и дороговизна преобладают. Тем не менее практика существует в образовании и определяется уровнем обучения. Так, для младших классов чаще используются очные игровые форматы, а для старших — виртуальные пространства», — отмечает Дмитрий Фишбейн.
Замыкает тройку социальный тренд «педагогика бесконфликтности» (формирование конструктивной и гармоничной образовательной среды), который отметили 41% инноваторов и 32% студентов.
По мнению Олега Янковского, победителя Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России — 2023», педагогика бесконфликтности — вечный тренд в преподавании, идеал, к которому следует стремиться. В разное время ее элементы носили разные имена: у Иоганна Генриха Песталоцци это было природосообразное обучение, у Януша Корчака — гуманистическая педагогика, у Симона Соловейчика — педагогика сотрудничества, у Шалвы Амонашвили — гуманная педагогика. Любой учитель, который находится на своем месте и пребывает в гармонии с самим собой, в той или иной степени реализует педагогику бесконфликтности.
Однако другие социальные темы, например климатическое образование, вызывают в России значительно меньший интерес: его отметили лишь 12% инноваторов и 14% студентов.
На презентации результатов исследования, которое состоялось в Высшей школе экономики, модератор дискуссии задал вопрос, почему студенты и инноваторы не видят будущего у климатического образования. Руководитель образовательного направления Varwin Education Александр Пикулев, представлявший сообщество инноваторов, пояснил, что проблема изменения климата может быть не столь очевидна для широкой аудитории, но ее актуальность чрезвычайно высока. По его мнению, продвижение климатической повестки через технологии виртуальной реальности (VR) — эффективный путь. Например, VR может наглядно демонстрировать, как сокращение выбросов парниковых газов влияет на уровень моря, создавая эмоционально заряженные и визуально убедительные сценарии.
Студенческую аудиторию представляла Николь Джугели — студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» НИУ ВШЭ. Она поделилась собственным опытом применения ИИ в образовательном процессе как с позиции обучающегося, так и с позиции репетитора: «Помогает экономить время, и ученики довольны». По ее мнению, было бы полезно, если бы студентов, чья специальность не связана с IT, в университете обучали конкретным технологиям ИИ, как сейчас обучают программированию на Python.
В ходе презентации эксперты назвали тренды, не вошедшие в десятку, но значимые для российского образования. Среди ключевых направлений выделены предпринимательство, патриотическое воспитание, финансовая грамотность, а также гуманизация образования через усиление личного общения. Технологическая часть включает развитие робототехники, обучение работе с БПЛА, агротехнологии и модернизацию среднего профессионального образования с акцентом на профессионалитет.
Особое внимание было уделено проблеме кризиса мотивации, который требуется преодолеть для повышения вовлеченности всех участников образовательного процесса. Большинство трендов формируется под влиянием государственной политики, однако важно учитывать локальные запросы и новые социальные вызовы.
Вам также может быть интересно:
Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке
Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.