Электромобили в России: драйверы развития и перспективы внедрения
Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики НИУ ВШЭ совместно с Дирекцией по цифровым медиа и продвижению и Дирекцией по связям с общественностью НИУ ВШЭ представляют второй выпуск информационно-аналитического дайджеста «Экономика России: аспекты глобального трансформационного сдвига». Он посвящен развитию электромобильного транспорта в России, аспектам и ключевым игрокам отрасли.
В дайджест вошли: общая новостная повестка, экспертные интервью, посвященные перспективам внедрения электромобилей и технологии создания аккумуляторных батарей, аналитический обзор о текущем состоянии отрасли в России и в мире и перспективах ее развития, обзор участников отечественного рынка и кейс о компании Tesla.
Одна из самых заметных и важных технологических трансформаций сегодня происходит в мировом автопроме. Электромобили, которые еще пару десятилетий назад выглядели как модные имиджевые игрушки, становятся не только экологически, но и экономически привлекательным средством передвижения.
В силу санкционного давления и ухода иностранных автопроизводителей с российского рынка наша страна оказалась перед дилеммой: догонять уходящий поезд, пытаясь воссоздать теряющий актуальность автомобиль с ДВС, или сделать скачок и сразу запрыгнуть в идущую на полном ходу «электричку», как называют электромобили сами участники рынка.
Разобраться, как решается эта дилемма сегодня, оценить, насколько электродвижение уже проникло в экономику, и обозначить основные векторы его дальнейшего развития — основные цели этого выпуска.
Выводы и наблюдения:
Часто электрокары позиционируют как более экологичную технологию и шаг на пути к экономике с нулевыми выбросами CO2. Это одна сторона медали. Другая — развитие беспилотного транспорта, который в силу объективных причин будет ездить именно на электрической тяге. И над обоими трендами — экономика электрокаров, которая становится все более конкурентной. Вместе с развитием технологий меняется и концепция организации городского движения, подход к процессу производства и межотраслевой синергии, в том числе за счет рециклинга.
Что бы ни происходило в мире, электротранспорт продолжает развиваться: темпы роста продаж электромобилей продолжали увеличиваться и во время пандемии COVID-19, и во время кризисных явлений 2022 года. В России за 10 месяцев 2022 года продажи новых электромобилей выросли на 34%, в то время как в целом продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали более чем на 60%.
Половина автовладельцев в России готовы пересесть на электромобиль. В первую очередь потому, что он экологичный, во вторую — из-за высоких цен на бензин, в третью — потому, что он выгоднее в обслуживании и эксплуатации.
Согласно Концепции развития электротранспорта в РФ, к 2030 году каждый 10-й выпускаемый в России автомобиль будет электрическим. По планам уже через восемь лет в стране будут выпускаться порядка 220 тыс. электрокаров в год, а общее число транспортных средств на электротяге превысит 1,4 млн. К этому времени в мире, по расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), будет насчитываться уже от 200 до 350 млн электромобилей.
Как отмечают в Минэкономразвития, выпуск полностью локализованного отечественного электромобиля возможен при создании и развитии отечественных «вытягивающих» производств электрохимии, электромеханики и управляющей электроники.
На долю батареи приходится не менее 40% стоимости всего электромобиля. Сейчас обсуждаются разные варианты удешевления авто за счет унификации батарей и их вторичного использования в стационарных системах накопления электроэнергии, а также различные схемы финансирования и владения — например, когда электромобиль покупается отдельно, а батарея может поставляться по схеме лизинга.
В России постепенно выстраивается собственное производство литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, намечается освоение нескольких месторождений лития: растущие цены на этот металл на мировом рынке делают эти проекты рентабельными и выгодными. Геологическая служба США оценивает прогнозные объемы запасов лития в России в 1 млн тонн.
Со временем все федеральные трассы РФ будут оснащены необходимой инфраструктурой и полностью открыты для электромобильности и для беспилотников.
В разговоре о конкурентоспособности и экономике двух разных технологий — ДВС и электромобильности — нужно учитывать множество факторов, подчеркивает ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
Константин Трофименко
«Электромобиль может быть дороже машины с традиционным ДВС на этапе приобретения, но окажется дешевле в эксплуатации — хотя бы потому, что будет реже ломаться: у него внутри нет такого количества механических деталей. Хотя, конечно, это в первую очередь зависит от параметров эксплуатации автомобиля.
Сейчас электромобиль дороже из-за редкоземельных металлов в батарейке, но аккумуляторы имеют тенденцию удешевления по мере развития массового производства. Уже сейчас технологии становятся сопоставимы по цене. Экономически электромобиль будет доступен на том же уровне, что и автомобиль с ДВС. К 2030 году точно, но, возможно, и раньше.
Если говорить о новых игроках, то они, безусловно, будут. Илон Маск со своей “Теслой” это уже показал. Анонсируют свои проекты и Google, и Apple: они нацеливаются на беспилотники, а неэлектрические беспилотники в будущем почти немыслимы.
Не исключаю, что на рынок придут совершенно новые игроки и стартапы. Допускаю, что мы можем увидеть на нем и компании из других бизнес-отраслей, которые готовы инвестировать в электромобильность».
Генеральный директор компании «РЭНЕРА» Александр Камашев считает, что глобальный переход к электромобильности и развитие новых технологий, связанных с этим направлением, — проявление эволюционного процесса.
Александр Камашев
«Электромобили — это просто транспортное средство, а электродвижение — переход на новый экономический уклад жизни, сюда входит и новая зарядная инфраструктура, и в целом другое понимание логистики грузов и организации перемещения».
Возникновения серьезного дефицита лития на фоне массового производства батарей для электрокаров Александр Камашев не ожидает, во всяком случае в России:
«На 800–1000% выросла стоимость лития. Продажи электромобилей при такой динамике цен на металлы растут? Растут. Производство аккумуляторов растет? Растет. Это первый фактор.
Второй фактор: Россия — третья в мире страна по запасам лития. Единственная проблема: он здесь более трудноизвлекаемый, чем в ряде других регионов мира. При той цене, которая была до стремительного роста стоимости лития, разработка российских месторождений не выглядела рентабельно. Но сейчас, при растущей цене, такие проекты выглядят уже экономически привлекательно.
И получается, как мы видим, что при высоких ценах на литий рынок электродвижения развивается, и при этом становится рентабельным добывать этот металл в России».
«Экономика России: аспекты глобального трансформационного сдвига» — регулярный дайджест, содержащий подробные обзоры по направлениям развития отраслей экономики России с подбором позитивных практик, экспертизы и рыночных тенденций. Дайджест ориентирован в первую очередь на отраслевых игроков, лиц, принимающих решения, менеджмент заинтересованных компаний и медиа. Первый выпуск дайджеста — «IT-отрасль: трудовые ресурсы» — был посвящен ситуации с кадрами, которые нужны стране для развития цифровой экономики и создания технологического суверенитета, которого сегодня нет практически ни у одной страны в мире.
Вам также может быть интересно:
Почему российская экономика выстояла против санкционного цунами и как привлечь дружественных инвесторов
Россия успешно справилась с самой мощной в истории волной санкций, введенных против нее в прошлом году рядом стран. Главной фундаментальной причиной этого стал в целом рыночный характер российской экономики и высокая адаптивность российского бизнеса. Об этом, а также о поисках источников роста говорится в докладе «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» (под редакцией Льва Якобсона и Натальи Акиндиновой), подготовленном к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Пойдет ли кризис на пользу российской экономике?
На открытой лекции в Банковском институте НИУ ВШЭ глава постоянного представительства МВФ в России Габриэль ди Белла рассказал о том, как российская экономика приспосабливается к новым реалиям.
Мониторинги ВШЭ в базе данных ОЭСР
С 2013 года в базу данных Организации экономического сотрудничества и развития будут регулярно включаться результаты выборочных обследований делового климата в реальном секторе экономики и сфере услуг России, которые проводит Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ ВШЭ совместно с Росстатом. О новом международном проекте рассказывает директор ЦКИ Георгий Остапкович.
Евгений Ясин: «Разные взгляды — это богатство общества»
20 июля состоялось первое заседание созданного на днях Экономического совета при Президенте РФ, в который вошло немало экспертов Высшей школы экономики. Рассказывает член совета, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.
ОЭСР: два доклада по проблемам экономики России
12 декабря в Высшей школе экономики состоялась презентация нового «Экономического обзора по Российской Федерации», а также «Обзора по рынку труда и социальной политике Российской Федерации», подготовленных Организацией экономического сотрудничества и развития.
Сценарии и альтернативы макроэкономической политики. М.: НИУ ВШЭ, 2011
Доклад к XII Международной научной конференции Высшей школы экономики по проблемам развития экономики и общества, 5–7 апреля 2011 года.
«Чтобы заниматься наукой, надо уметь импровизировать»
31 января в Высшей школе экономики прошла открытая студенческая научная конференция, на которой выступили победители конкурса научно-исследовательских работ студентов ВШЭ, а также студенты вузов России и стран СНГ, ставшие лауреатами университетского Открытого конкурса научных студенческих работ 2010 года.
Борьба за рост и место в новом мировом порядке
Накопленные резервы и улучшение внешней конъюнктуры помогли России относительно успешно пережить кризис. Однако на пути возобновления роста все ещё много рисков, связанных как с ценами на энергоресурсы, так и с такими конкурентами, как Китай, считает руководитель направления «Макроэкономика и финансы» ИЭП Сергей Дробышевский.
По отраслевому счету
9 ноября в Высшей школе экономики прошел семинар «Услуги труда и производительность отраслей российской экономики в проекте World KLEMS», организованный Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ.
Низкая база как залог роста
Российская экономика встала на путь восстановления. Однако подъем, который показывает статистика, по своей природе носит сложный, неоднозначный характер предупреждают экономисты Всемирного банка Желько Богетич и Сергей Улатов в интервью Opec.ru.