Пандемия помогает росту: эксперты Вышки оценили рынок внутреннего туризма в России
Коронавирус стал своеобразным катализатором развития внутреннего туризма. Общее количество отдыхавших хотя бы раз внутри страны россиян в 2021 году составило 45,5 млн, объем всего рынка внутреннего туризма оценивается в 2,45 трлн рублей. К такому выводу пришли авторы исследования из Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ.
Целью исследования была оценка внутреннего туристического потока и рынка в 2021 году, а также количественная оценка объектов и акторов, связанных с туристической индустрией.
Сводные цифры, говорится в пояснении к исследованию, получены на основе данных Росстата, Министерства культуры, Росморречфлота, Всемирного совета по туризму и путешествиям. Были проведены и собственные расчеты — на данных из открытых источников и реестров.
Туристический поток оценивали на базе соцопроса российских туристов, а также данных ФСБ по количеству российских граждан, выезжавших за границу с туристическими целями. Учитывали не только число туристов, но и количество поездок, поскольку выезжать на отдых можно несколько раз в год. Выяснилось, что количество поездок внутри страны в 2021 году составило 77,65 млн. Общее количество отдыхавших хотя бы раз внутри страны — 45,5 млн человек.
Оценка туристического рынка показала, что стоимость одной поездки (медианные расходы) на одного туриста составила 31,6 тыс. рублей. Объем всего рынка внутреннего туризма в 2021 году оценивается в 2,45 трлн рублей.
По ряду сфер отрасли собирались готовые данные, например Росстата. А по отдельным сферам проводились сложные расчеты. Например, оценка количества гидов и экскурсоводов проводилась на основе данных из открытых источников — региональных реестров экскурсоводов, гидов, переводчиков и инструкторов. Затем эта оценка экстраполировалась на всю Россию.
Ляйля Синятуллина
«Туризм — уникальная с точки зрения синергетического эффекта отрасль, поэтому государству необходимо помогать бизнесу, связанному с туризмом и гостеприимством, и развивать сферу внутреннего туризма, — говорит начальник отдела перспективных исследований ИГМУ ВШЭ Ляйля Синятуллина. — Мы уже начали двигаться в этом направлении. В прошлом году был принят национальный проект “Туризм и индустрия гостеприимства”, принимаются и начинают реализовываться концепции развития отдельных видов туризма, с конца 2020 года реализуется программа стимулирования внутреннего туризма — туристический кешбэк. Эти меры целевые, поэтому в любом случае будут иметь позитивный эффект».
Вам также может быть интересно:
Больше половины россиян учитывают программу туристического кешбэка при организации отпуска
Программа туристического кешбэка значительно влияет на решения россиян по планированию своего отпуска и отдыха детей. Об этом свидетельствуют данные интернет-опроса по программам «Туристический кешбэк» и «Детский кешбэк», который был проведен Институтом государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ.