Учеба нон-стоп: в будущем человеку придется осваивать 7–8 профессий в течение жизни
В течение ближайших пяти лет с глобального рынка труда исчезнут 85 млн позиций, но появится 97 млн новых. Поэтому для того, чтобы быть успешным, работнику уже сейчас необходимо постоянно учиться, осваивать новые профессии, навыки. Бизнесу и государству стоит кооперироваться для организации переподготовки специалистов, создавать экосистемы для переобучения. Такие идеи прозвучали на семинаре — презентации аналитического отчета «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы», подготовленного Институтом образования НИУ ВШЭ и СберУниверситетом.
К уходящим профессиям исследователи в первую очередь относят специальности в сфере здравоохранения, социальной работы, обслуживания и гостеприимства. А наибольший спрос ожидается на специалистов в области работы с данными и искусственным интеллектом, создания контента и облачных вычислений.
Тренды, влияющие сегодня на рынок профессий, приводят к снижению спроса на ряд специальностей, к трансформации многих действующих, а также возникновению большого числа абсолютно новых профессий, которые потребуют определенного набора навыков и знаний, говорится в исследовании. Частичное изменение деятельности или полная смена профессии — это неизбежность.
В исследовании Инобра и СберУниверситета приняли участие 211 специалистов российских организаций из 26 сфер деятельности, ответственных за обучение и развитие персонала.
Великое увольнение
Уже сейчас около 1,3 млрд человек во всем мире не соответствуют необходимой квалификации, а к 2035 году благодаря автоматизации и цифровизации изменится каждый третий вид занятости, рассказал проректор по обучению и исследованиям СберУниверситета Игорь Баранов.
Игорь Баранов
По его оценке, кризис на рынке труда развивается в трех направлениях. Первое — квалификационное, связанное с появлением новых технологий. Знания, востребованные на рынке, очень быстро устаревают. Больше всего это касается навыков в сфере информационных технологий, «срок годности» которых сейчас составляет от двух до пяти лет. Второе направление — демографическое, связанное со старением населения. Во всем мире сформировался новый подход к профессиональной реализации и обучению, которое длится на протяжении всей карьеры. И третье направление — это заметные ментальные изменения, пересмотр отношения к работе и ее формату, что стало особенно заметно в период пандемии.
Разрыв на рынке труда наиболее ярко проявляется в сфере IT. Если сейчас потребность в сотрудниках новых специальностей здесь составляет чуть меньше 1 млн человек, то к 2030 году она превысит 2 млн.
Все профессии будущего построены на сочетании навыков человека и искусственного интеллекта, на их взаимодействии
Между тем в разных странах отмечается негативное отношение к изменениям рабочих процессов, с которыми пришлось столкнуться в период пандемии. Так, 40% заявили, что задумываются об увольнении с текущего места работы. 76% работников Москвы и Санкт-Петербурга ищут либо планируют искать новую работу в ближайшее время.
«Работодатели назвали этот тренд великим увольнением, когда многие сотрудники готовы уволиться, в том числе в никуда», — говорит Игорь Баранов.
Задача программ рескиллинга (переподготовка, переобучение) — найти для них новое применение в той же компании, чтобы сохранить их таланты и знания, а также культуру компании в целом, подчеркнул он. Ключевая задача рескиллинга сейчас — персонализация обучения, считает эксперт. И постепенно это становится и задачей самих сотрудников. Человек должен не просто встроиться в какую-то систему координат, которую ему предлагает компания, а самостоятельно выбрать свой путь развития карьеры. Рескиллинг включает в себя не только обучение новой специальности, а в первую очередь приобретение фундаментальных навыков, которые останутся востребованными всегда, даже если поменять профессию придется не единожды, то есть будут способствовать развитию человеческого капитала в целом. Например, лидерские навыки, креативность, системное мышление.
Вечные студенты
Тренды одинаковы на рынках труда во всем мире, считает заместитель директора по корпоративным сервисам Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) Мартин Мёрле. Многие эксперты полагают, что четвертая промышленная революция (замена ручной силы роботизацией) и принесенная ею цифровая трансформация окажут отрицательное влияние на рынок труда, спровоцировав рост безработицы. Проблема заключается в том, что требуется слишком масштабная работа, чтобы подготовить востребованных специалистов.
К ключевым навыкам, по мнению Мартина Мёрле, которые станут необходимы в будущем, можно отнести креативность, эмпатию, умение работать в команде, критическое мышление и межкультурные коммуникации.
По его словам, на первых трех уровнях образования — начальном, среднем и высшем — делался недостаточный акцент. Теперь необходимо восполнить этот пробел, причем обучать не только молодежь, которая готовится к успешному карьерному росту: вузы должны становиться партнерами своих студентов на весь срок их карьеры. Необходимо также создавать экосистему с включением в нее представителей высокотехнологичных компаний и другого крупного бизнеса.
Мартин Мёрле
В этом процессе ведущая роль отдается правительству, которое должно подготовить изменения, в том числе законодательные, чтобы граждане имели возможность каждые пять-семь лет проходить переподготовку. Возможно, стоит использовать систему налоговых вычетов или предоставлять ваучеры, чтобы люди могли инвестировать деньги в личностное развитие.
Мартин Мёрле говорит, что раньше люди обучались по программам, которые предоставляли им образовательные учреждения — школа, вуз, а затем и работодатель. Чтобы построить успешную карьеру, этого было достаточно.
Нас кормили с ложечки, кто-то другой придумывал, каким образом будет складываться наш карьерный рост. А сейчас необходимо, чтобы люди вели себя как предприниматели по отношению к собственному трудоустройству и развитию карьеры, брали в свои руки выбор и получение новых навыков
По его мнению, в будущем человек сможет освоить в течение жизни семь-восемь различных профессий. Пока мы к этому не готовы, поэтому самая сложная задача — изменить мировоззрение людей. Согласно прогнозам экспертов, на преобразование и трансформацию рынка труда потребуется порядка 10 лет.
Одной из ключевых задач становится обучение без отрыва от производства, чтобы люди могли получать новые навыки непосредственно на рабочем месте.
«Один из приоритетов — создание маркетплейса для высокопотенциальных специалистов. Это не просто платформа для переобучения, но и место, где каждый руководитель сможет разместить объявление о потребностях компании — например, поиске временного сотрудника, который не только сам выполнит определенную задачу, но и подготовит штатных работников к продолжению работы после своего ухода. Это может способствовать неофициальному процессу обучения и обмену знаниями и опытом между специалистами, а также размоет границу между обучением и работой», — прогнозирует Мартин Мёрле.
Илья Коршунов
Сейчас недостаточно приобрести один новый навык, необходимо пополнить свой багаж целым «навыковым пакетом», считает заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. От сотрудника ждут креативности, индивидуального проявления инициативы, умения предложить новый продукт или услугу. Он также рассказал об «обнаружении в рамках исследования» так называемых «зеленых навыков».
«Ведущие компании говорят о том, что необходимо управлять благополучием сотрудников, думать об этических решениях, чтобы персоналу было интересно работать. Именно благополучие персонала позволяет удержать таланты и обеспечить конкурентоспособность компании», — отметил Илья Коршунов.
Среди самых дефицитных навыков компании выделили инновационное и креативное мышление, анализ и управление данными, а также лидерские навыки
Однако в предоставляемых ими программах обучения чаще всего фигурируют узкопрофессиональные навыки, а работа в команде — уже на втором месте.
За переобучением 40% компаний обращаются к внешним провайдерам, причем чаще всего отдают предпочтение университетам и колледжам. Причина в том, что вузы предлагают более маржинальный документ об образовании, а также позволяют воспользоваться различными программами государственной поддержки. В независимые учреждения дополнительного профессионального образования готовы обратиться всего 5% опрошенных компаний, хотя те предлагают более востребованные на рынке программы.
Руководитель проекта «Искусственный интеллект» Университета 20.35 Национальной технологической инициативы Надежда Сурова и руководитель Академии технологий и данных СберУниверситета Дмитрий Зубцов рассказали о программах дополнительного образования, которые предлагаются и наиболее востребованы в настоящее время.
Вам также может быть интересно:
Ирина Мартусевич: «Мы наблюдаем новые тенденции в сфере взаимодействия бизнеса и вузов»
В МИА «Россия сегодня» состоялась презентация проекта «Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего», в которой приняла участие проректор, руководитель аппарата НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич. В ходе дискуссии обсуждались не только особенности этого проекта и перспективы его реализации, но и более широкая проблематика, связанная с профориентацией школьников, трудоустройством студентов, взаимоотношениями вузов с работодателями.
Высшая школа экономики и Сбер представили 50 профессий будущего
Высшая школа экономики и Сбер выпустили интерактивную версию «Атласа профессий будущего», в котором представлено 50 перспективных профессий по 12 направлениям деятельности: медицине и здоровью, урбанистике, финансам, информационным технологиям, кибербезопасности, дизайну, маркетингу, логистике, Agile, ESG, юриспруденции, менеджменту в сфере досуга. Горизонт исследования охватывает период 2022–2023 годов.