Опыт университетов в период пандемии предстоит изучить на межстрановом уровне
Для анализа изменений, которые произошли в высшей школе за последние полтора года, необходимо объединить усилия ученых не только нашей страны, но и всего мира. На круглом столе в МИА «Россия сегодня» ректор ВШЭ Никита Анисимов предложил организовать эту работу в рамках Международной обсерватории трансформации высшего образования — глобальной исследовательской программы, запущенной по инициативе ВШЭ и Миланского политеха.
Круглый стол был посвящен результатам исследования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». В его работе приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, ректоры ведущих российских вузов — Эдуард Галажинский (Томский госуниверситет), Никита Анисимов (Высшая школа экономики), Виктор Кокшаров (Уральский федеральный университет), Игорь Реморенко (Московский городской педагогический университет), а также президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский, представлявший работодателей.
Валерий Фальков
«В начале года мы поставили перед собой сложный вопрос: «Что происходит с качеством образования?» — отметил Валерий Фальков. — Общее представление было, что качество образования катастрофически ухудшилось. Но мы представляем университеты и понимаем, что наука должна дать объективный ответ».
Так возникла идея проведения межуниверситетского исследования, в котором приняли участие «лучшие коллеги, изучающие высшее образование», из 13 ведущих университетов. Основой эмпирической базы исследования стали результаты социологических опросов: охвачено 36 тыс. студентов, в т.ч. 11% — иностранных, 24 тыс. преподавателей и впервые — 800 родителей.
Один из главных выводов состоит в том, что полный переход на дистанционное обучение в университетах невозможен, за исключением отдельных онлайн-программ, и сегодня нормой жизни становится смешанное обучение. Оно позволяет обеспечить необходимый уровень образования, считает Валерий Фальков.
Исследование показало, что студенты в целом адаптировались к онлайн-обучению и нашли в нем преимущества. Никита Анисимов рассказал, что при наличии выбора около половины опрошенных отдали бы предпочтение гибридному формату, когда часть занятий проходит очно, а часть онлайн.
Никита Анисимов
Больше половины опрошенных отдали предпочтение гибридному формату обучения. Это очень серьезный рост по сравнению с прошлым годом. Больше всего положительных оценок от студентов получили такие условия, как доступность учебной литературы, информационное сопровождение обучения, условия для электронного обучения, условия для обучения на курсах по выбору. Здесь удовлетворенность достигала 80%. Хуже оценены условия для реализации студенческих инициатив, условия для студенческого представительства в жизни университета, условия для самостоятельной работы в корпусах. По этим направлениям показатели удовлетворенности составили 62–66%. Это говорит о том, что мы, университеты, должны большое внимание уделять так называемым soft skills наших студентов, потому что формирование soft skills — это очень важное направление.
Ректор ВШЭ рассказал также о таком вышкинском инструменте, как студенческая оценка преподавания (СОП), которая позволяет получить обратную связь. В ней принимают участие более 90% студентов университета четыре раза в год. «Результаты СОП показывают, что средние оценки преподавателей по результатам работы в дистанционном формате не стали хуже», — сказал он. Проблемными зонами оказались те направления, где образовательный процесс предполагает работу в лабораториях с оборудованием. Это естественно-научные факультеты университета и инженерные направления подготовки.
Другой вывод представленного на круглом столе исследования: критичным фактором для обеспечения качества является уровень развития инфраструктуры университета, и здесь сильные университеты только усилили свои позиции. Они стали проводниками новых технологических разработок для образования, участниками рынка EdTech, перешли от сбора данных к управлению данными, отметил Эдуард Галажинский.
В условиях пандемии возросла роль распределенных исследовательских центров, которые могли бы собирать и интерпретировать эмпирические данные, а также делать прогнозы на их основе. Эдуард Галажинский подчеркнул, что в осмыслении того, что происходит в высшем образовании с марта 2020 года, российские исследователи продвинулись гораздо дальше своих зарубежных коллег. В Европе есть отдельные разрозненные исследования, а в России удалось провести большую работу, скоординировав усилия ученых из различных вузов.
Дальнейшие исследования международного масштаба Никита Анисимов предложил проводить в рамках Международной обсерватории трансформации высшего образования — глобальной исследовательской программы, запущенной по инициативе ВШЭ и Миланского политеха. В число ее учредителей также входят университеты Торонто, Порто, Оксфорда, Пекина, Бостона, Беркли.
Обсерватория, отметил ректор ВШЭ, представляет собой сообщество людей, которые занимаются исследованиями высшего образования на экспертной основе. Они изучают интернационализацию, управление университетами, их финансирование, опыт студенчества, цифровизацию и в целом динамику системы образования.
«Необходимо анализировать ситуацию не только в России, но и во всем мире. Пандемия трансгранична, и, конечно, страны сталкиваются с очень разными проблемами, которые она приносит, будь то качество образования или готовность молодежи к новым образовательным форматам. От того, насколько качественно происходит переход к смешанному обучению, зависит очень многое: через двадцать лет формирование экономики будет в руках тех, кто учится в университетах сейчас», — подчеркнул Никита Анисимов.