В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”
В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.
Видеоокулография, или айтрекинг, — современный метод исследований, позволяющий фиксировать движения глаз с помощью мощного оборудования или специальных портативных очков, оснащенных видеокамерами.
Центр языка и мозга — одна из ведущих российских научных организаций, занимающихся исследованиями в области видеоокулографии. На данный момент в копилке центра множество проведенных исследований с участием детей и взрослых, а также носителей редких языков, например адыгейского и туюка. Кроме того, видеоокулографические исследования центра вносят большой вклад в изучение и разработку методов коррекции проблем с чтением у детей.
Научный сотрудник Лондонского университета Анастасия Лопухина представила обзор последних исследований, посвященных движению глаз во время чтения у детей. Исследования показали, что прозрачность орфографии влияет на то, с какой скоростью дети обучаются чтению. Кроме этого, Анастасия рассказала о том, могут ли телевизионные субтитры на родном языке помочь детям быстрее сформировать навыки чтения.
Исследовательница из Нью-Йоркского университета Ирина Секерина рассказала о возможностях экспериментов с регистрацией движений глаз с использованием веб-камеры. Новая методология приобрела особую популярность во время пандемии COVID-19, поскольку она позволяет без использования дорогостоящего оборудования проводить исследования и собирать данные онлайн. Несмотря на то что у методологии есть ряд ограничений, ее доступность имеет большой потенциал для проведения психолингвистических исследований.
Доклад старшего научного сотрудника Института когнитивных исследований СПбГУ Светланы Алексеевой был посвящен изучению движений глаз для тестирования кириллических шрифтов, в том числе недавно разработанного кириллического шрифта LexiaD, адаптированного для людей с дислексией.
Во второй день школы Анна Измалкова, научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, рассказала об исследованиях движения глаз в области стратегий визуального поиска и стратегий решения задач. Так, на основании анализа паттернов движений глаз и допущенных ошибок можно сделать вывод о том, какой стратегии придерживается человек при изучении новых слов.
Анна Лауринавичюте, постдок из Университета Потсдама, представила доклад о традиционных методах анализа и обработки видеоокулографических данных, а также о новых, более точных и сложных подходах, которые повысят качество видеоокулографических исследований.
Диагностике дислексии на основании машинного обучения и регистрации движения глаз был посвящен доклад Соруша Шалилеха, научного сотрудника Центра языка и мозга, заведующего Научно-учебной лабораторией моделирования зрительного восприятия и внимания НИУ ВШЭ. Этот метод диагностики имеет преимущество перед традиционным скринингом, который может потребовать больших временных затрат и привлечения высококвалифицированных специалистов, поэтому его применение позволит снизить возраст выявления дислексии.
Представители компании «Нейроиконика» выступили с устным докладом «От простого к сложному. Современные решения в области видеоокулографии в науке, образовании, медицине и нейромаркетинге» и провели демонстрацию современных видеоокулографов.
В рамках школы Анна Измалкова и стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Татьяна Леднева провели практический семинар по работе в парадигме “Eye Movement Modeling Example”. Этот подход широко используется для повышения эффективности передачи знаний при взаимодействии эксперта и новичка в образовательном контексте.
Последним приглашенным докладчиком школы стала Елена Горбунова, заведующая Научно-учебной лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ, которая рассказала о применении видеоокулографии в UX-исследованиях. Так, этот метод может применяться для определения паттернов поведения пользователей — например, для определения стратегии поиска информации или для выявления того, на чем именно фокусируется пользователь во время работы с тем или иным интерфейсом.
Ольга Драгой
«Для нас важно, что участники школы смогли познакомиться с направлениями работы Центра языка и мозга и рассказать о своих исследованиях в области видеоокулографии. Большой интерес к этому направлению говорит нам о его востребованности, и совместными усилиями мы сделаем еще очень много важных открытий», — прокомментировала директор Центра языка и мозга Ольга Драгой.
Школа прошла при поддержке НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» НИУ ВШЭ.
Вам также может быть интересно:
Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику
В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.
Консорциум как фундамент для науки: в НИУ ВШЭ прошла выставка проектов НЦМУ
3 октября в центральном атриуме корпуса Вышки на Покровке состоялась торжественная церемония открытия выставки «Потенциал человека — просто о главном» Научного цента мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ). Центр является сетевой научной структурой и создан НИУ ВШЭ, МГИМО МИД России, РАНХиГС и ИЭА РАН, которые являются национальными лидерами в исследованиях человека. Гости смогли посетить 19 стендов, представляющих передовые научные проекты центра, а руководители каждого из них презентовали результаты своей работы.
Эксперты ВШЭ приняли участие в первом международном семинаре по технологической устойчивости стран БРИКС
19–20 сентября в Сколтехе прошел Первый международный семинар «Технологическая устойчивость стран БРИКС: сотрудничество между университетами и индустрией», организованный совместно с Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала Высшей школы экономики. Встреча прошла в рамках рабочей группы стран БРИКС по технологическому форсайту и научно-техническим исследованиям.
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
НЦМУ запустил цифровые витрины исследовательских проектов
На сайте научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» заработал новый раздел «Цифровые витрины». В открытом доступе представлены и описаны ключевые исследовательские проекты НЦМУ и их результаты.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.