Инобр ВШЭ приступил к обучению сотрудников школ, работающих в неблагоприятных условиях
Первая в этом году программа повышения квалификации для директоров таких школ и их заместителей на тему «Современные модели и инструменты управления образовательной организацией для улучшения образовательных результатов учащихся» стартовала в апреле. Ее слушателями стали 74 человека из 15 субъектов Федерации. Обучение рассчитано на месяц и проводится с использованием дистанционных технологий.
Поддержка школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, является одним из ключевых направлений государственной образовательной политики в современной России. Результаты работы системы образования сегодня измеряются не только достижениями школ-лидеров, но и успехами тех, кто замыкает образовательные ряды, — в профессиональном сообществе такой подход называют «зачетом по последнему».
В работу по поддержке школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, включилась Высшая школа экономики. Как отмечает директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий, проект по обучению сотрудников таких школ в этом году реализуется при поддержке университета и привлекает внимание широкого круга регионов и образовательных организаций.
Сергей Косарецкий
«Этот проект инициирован в рамках Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года, где зафиксирована задача поддержки практик, направленных на обеспечение равенства образовательных возможностей. Так реализуется третья миссия университета, когда мы не только обучаем студентов и проводим исследования, но и осуществляем поддержку граждан, общества, территорий. Вышка предоставляет свои возможности, ресурсы, потенциал тем, кому они необходимы для обеспечения социальной стабильности, устойчивого развития, высокого качества образования и благополучия граждан», — рассказывает Сергей Косарецкий.
Поддерживая школы, университет опирается на задел, созданный прежде всего в Институте образования НИУ ВШЭ. В частности, Центр общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского более десяти лет разрабатывает стратегии и технологии поддержки данной группы школ.
Формируя содержание программы «Современные модели и инструменты управления образовательной организацией для улучшения образовательных результатов учащихся», ее авторы опирались на материалы количественных и качественных исследований, на знание ситуации в школах. На основе проведенных исследований и разработок, по итогам знакомства с практикой подготовлены книги и пособия, посвященные работе с этими школами, и ими могут воспользоваться слушатели.
Программа состоит из четырех разделов: организационные практики и модели для повышения эффективности работы образовательной организации и педагогическое лидерство ее руководителя; профессиональное сотрудничество педагогических работников; школьный климат и благополучие участников образовательных отношений; формирование школьных сообществ, объединяющих родителей, выпускников, социальных партнеров. Освоение каждой темы предусматривает взаимодействие с преподавателем и самостоятельную работу, общий объем программы — 48 часов.
В команду преподавателей вошли исследователи, эксперты, аналитики, профессионалы-практики, имеющие опыт применения инструментов повышения качества образования в школах, функционирующих в сложных социальных условиях. «Коллеги обогащают нашу программу знанием и пониманием практики, теми результатами, которые уже достигнуты в работе с учащимися, родителями и местным сообществом. Кроме того, мы учитываем особенности нашей аудитории», — поясняет Сергей Косарецкий.
К обучению приступили 74 человека из 15 регионов, в том числе Омской, Иркутской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Удмуртской Республики, Краснодарского края. Это директора и их заместители из городских и сельских школ, в том числе специализирующихся на работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обучение проходит без отрыва от производства в дистанционном формате, слушатели используют материалы, размещенные на платформе LMS, там же организована итоговая аттестация.
Взаимодействие слушателей с Высшей школой экономики не ограничивается собственно обучением. Институт образования и подразделения довузовского блока предлагают им воспользоваться другими возможностями, которые университет готов предоставить сотрудникам и учащимся таких школ.
В частности, ученикам 11-х классов, которые в силу различных социальных факторов и жизненных обстоятельств не могут на равных конкурировать с большинством поступающих в борьбе за бюджетные места, равно как и не могут оплачивать свое обучение, предлагается принять участие в проекте «Социальный лифт». Школы могут присоединиться к проектам Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ, их педагоги и руководители — поучаствовать в различных семинарах, обмене опытом, стать участниками форума «Стань выше с Вышкой» и других мероприятий.
Вам также может быть интересно:
«Полученный материал позволит эффективнее строить работу с учениками»: завершилась летняя школа ВШЭ для учителей из регионов
Почти весь июнь длилась летняя школа Центра взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ. Эти курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа Вышка организует каждый год. Школа проходила дистанционно, что позволило участвовать в ней слушателям из самых разных регионов России, от Чечни и Дагестана до Ненецкого автономного округа, Коми и Тывы.
Опубликованы списки рекомендованных к получению льготы в рамках проекта «Социальный лифт»
Экспертные комиссии определили участников проекта «Социальный лифт», которые могут претендовать на получение льготы при поступлении в бакалавриат/специалитет Высшей школы экономики в 2023 году. Ими стали 428 абитуриентов. НИУ ВШЭ реализует проект «Социальный лифт» уже пятый год. Программа позволяет талантливым абитуриентам, попавшим в трудные жизненные обстоятельства, в случае непоступления на бюджетные места получить бесплатное высшее образование за счет средств университета.
Завершается прием заявок на «Социальный лифт»
Осталось две недели до окончания приема заявок на «Социальный лифт» , который дает абитуриентам возможность поступить и учиться в бакалавриате и специалитете Вышки бесплатно — за счет средств вуза. Проект реализуется в НИУ ВШЭ в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми и распространяется более чем на 30 направлений подготовки. Участники могут выбрать любой из четырех кампусов и подать заявки на интересные им программы в рамках правил приема в Вышку. Что нужно знать потенциальным участникам и на что обратить внимание, рассказываем в небольшой памятке.
«Возможности, которые передо мной открыл проект “Социальный лифт”, заставляют верить в мечты»
С 22 апреля организаторы «Социального лифта» запускают серию очных встреч и вебинаров для абитуриентов, желающих принять участие в проекте. На мероприятиях они узнают больше о программе и получат ответы на свои вопросы. «Вышка.Главное» рассказывает, где и когда можно встретиться с организаторами и как «Социальный лифт» помог участникам прошлого года поступить в Вышку.
Открыта регистрация на «Социальный лифт — 2023»
1 февраля стартовал прием заявок на участие в проекте для абитуриентов бакалавриата/специалитета НИУ ВШЭ «Социальный лифт». Проект реализуется с 2019 года, за это время в нем приняли участие 1558 человек, а поступили в Вышку по его итогам 463 человека. Делимся полезными фактами о проекте и рассказываем, что ждет участников в 2023 году.
Объявлены результаты проекта «Социальный лифт» в 2022 году
Экспертные комиссии определили участников проекта «Социальный лифт» 2022 года, которые могут претендовать на получение льготы. Всего в этом году для участия в программе заявки подали 549 человек, 457 из них рекомендованы к получению льготы по проекту.
Завершен заключительный этап олимпиады «Высшая проба»
С 29 января по 6 февраля в Москве и еще в 41 городе России и стран СНГ прошел заключительный (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» для учеников 7-11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили более 26 тыс. человек – на 6 тыс. больше, чем в прошлом году.
«Я такая, какая я есть, только с волшебной палочкой»
Незрячая студентка 2 курса образовательной программы «Филология» Оксана Осадчая разработала версию шрифта Брайля для древнерусских текстов. 27 июня Оксана защитила курсовую работу об этом. Вместе со своим научным руководителем Алексеем Гиппиусом она рассказала новостной службе ВШЭ о своей работе, а также о возможностях, которые она открывает для незрячих исследователей, изучающих древнерусские, старославянские и церковнославянские тексты.