Летняя школа «Exploring Entrepreneurship»
5-10 августа в Техническом университете Берлина прошла организованная этим вузом международная летняя школа «Exploring Entrepreneurship», в которой принимала участие и Вышка. Об итогах школы рассказывает ее инициатор и один из соруководителей, декан факультета социологии и научный руководитель Научно-учебной лаборатории исследований предпринимательства ВШЭ Александр Чепуренко.
— Александр Юльевич, эта школа — уже не первая. В чем заключалась преемственность и в чем — отличие от тех школ, которые проводились в прошлые годы?
— Действительно, первую летнюю школу по исследованиям предпринимательства мы провели в 2009 году, и она — как и следующая, в 2010 году, — была сугубо российской (хотя к преподаванию привлекались зарубежные эксперты). По итогам этих двух школ мы убедились, что, с одной стороны, «рынок» академических исследований в России очень узок, и поэтому уровень познаний в области теории предпринимательства у студентов и аспирантов ряда российских вузов не позволяет строить работу школы с должным эффектом. А с другой стороны, мы увидели, что наши студенты — в основном сотрудники научно-учебной лаборатории исследований предпринимательства — вполне готовы и нуждаются в бенчмаркинге со своими сверстниками из крепких европейских университетов. Поэтому в 2011 году была проведена совместная школа с Университетом Твенте (Нидерланды) — молодым, но динамично развивающимся предпринимательским вузом. А в этом году к нашей «компании» присоединился Технический университет Берлина, так что она стала многосторонней. Этому способствовало и то, что среди преподавателей и слушателей оказались уже не только студенты и профессора университетов-организаторов, но и наши новые партнеры из Шеффилда (Англия) и Тринити-колледжа (Ирландия).
— В чем состоит главная цель этой летней школы?
— В том, что мы стремимся убедить студентов, что исследования предпринимательства (с использованием различных методов и подходов) — это, как говорит молодежь, круто. На это нацелена сама модель организации школы: сочетание индивидуальной подготовительной работы (будущие участники готовят к школе индивидуальные или групповые проекты по заранее согласованным темам), прослушивания лекций и участия в мастер-классах — с интенсивной работой по подготовке итоговых презентаций в смешанных международных группах.
— И каков «полезный выход» для участников?
— Во-первых, это новые знания и навыки. Например, наши студенты больше подготовлены к количественному анализу данных, на основе которого строят свои презентации по различным аспектам теории предпринимательства, тогда как, скажем, голландские и немецкие студенты более сильны в обзоре литературы, стремятся использовать кейсы и прочее. Во-вторых, опыт общения с зарубежными профессорами и сверстниками, причем как в аудитории, так и в свободное время. В-третьих, культурные впечатления от новых стран и городов. Наконец, есть группа Exploring Entrepreneurship в Фейсбуке, где участники школы могут продолжать обмениваться впечатлениями, визуальными материалами (там, например, уже размещен видеорепортаж о школе), идеями, планами, то есть начинает формироваться сеть alumni.
— А было ли время на культурные впечатления? Судя по тому, что вы говорите, студентам было не до них.
— Чтобы получить какое-то количество кредитных единиц по итогам школы (а такая возможность в этом году у студентов Вышки появилась), каждый день участникам приходилось работать не менее чем по 8 часов — если к 7 лекциям и мастер-классам добавить еще посещение технопарка «Адлерсхоф» и встречу с участниками Европейской летней школы по устойчивому социальному предпринимательству. Но трудности закаляют… В следующем году — исходя из пожеланий участников — мы обязательно подумаем об увеличении свободного времени для более интенсивной культурной программы. Хотя и в этот раз мы и Пергамон посетили, и на купол Рейхстага поднялись, и пешеходную экскурсию по центру Берлина совершили. Успеть все нам помогла пунктуальность и организованность немецких хозяев-организаторов, которым мы очень благодарны. Как и всем преподавателям, которые приняли в ней участие в период своих летних отпусков.
— Вы сказали — в следующем году… Значит, уже есть какие-то планы?
— Конечно! Университет Шеффилда уже заявил о готовности принять школу в следующем году в Англии. Но, поскольку следующий год будет годом Нидерландов в России и России в Нидерландах, возможно, мы проведем ее, согласно пожеланиям голландских коллег, все-таки либо в Москве, либо в Энсхеде. Надеемся, что уже очень скоро эта школа станет действительно европейским сетевым проектом — с участием 3-5 университетов-соорганизаторов и с широким представительством студентов и аспирантов из самых разных стран Европы. Потому что сегодня эта площадка пока не заполнена.
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху
Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.