В Вышке будут приняты меры по предотвращению инфляции оценок
Руководство ВШЭ намерено не допустить снижения требовательности преподавателей по отношению к студентам. В ближайшие две недели для них будут разработаны методические рекомендации по вопросам оценивания. В дальнейшем критерии оценки станут обязательным инструментальным элементом учебных программ по каждому предмету. Планируется принять и другие меры, перечень которых обсуждался на ректорате 15 июня.
Одна из особенностей Высшей школы экономики состоит в том, что работодатели готовы принимать на работу всех ее выпускников, в том числе последних в рейтинге. «Такого отношения ко всем нашим выпускникам мы добились, образно говоря, высоким давлением пара в котле, — отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Наш паровоз едет, а не стоит на месте».
Однако в последнее время средний балл студентов Вышки значительно вырос, то есть требовательность со стороны преподавателей стала ниже, и возник риск снижения качества подготовки выпускников. В ходе проведенного в университете опроса представители различных подразделений объясняли это разными причинами: повышением качества приема, спецификой оценивания онлайн-курсов, сложностью дифференциации оценок (непонятно, чем, например, 8 отличается от 9 или 10 в десятибалльной шкале). В числе прочего называлось даже психологическое давление со стороны студентов, у которых есть возможность низко оценить преподавателя и тем самым лишить его надбавки.
Однако подобные объяснения не нашли понимания у членов ректората. Так, проректор ВШЭ Сергей Рощин счел странной связь роста среднего балла с онлайн-курсами. Он напомнил, что проблема инфляции оценок возникла задолго до пандемии, когда университет стал проводить онлайн-экзамены. Тему с давлением студентов он назвал «сомнительным аргументом».
То, что студенты всегда будут добиваться повышения оценок, — часть нашей преподавательской судьбы, и здесь нам необходимо занимать профессиональную позицию
Первый проректор ВШЭ Вадим Радаев считает, что преподавателям необходимо разъяснять позицию университета о недопущении завышения и занижения оценок, повышать их квалификацию по вопросам оценивания. Первый проректор, декан Высшей школы бизнеса ВШЭ Валерий Катькало также отметил необходимость повышения качества учебно-методической работы и рассказал, что на встрече со студсоветом ВШБ студенты высказывали недовольство феноменом инфляции оценок и просили повысить требовательность преподавателей.
По мнению Ярослава Кузьминова, главная проблема заключается в том, что «мы не стимулируем наших студентов напрягаться». А ведь Вышка ценится именно тем, что здесь студентам устраивают полосу препятствий, учат соревноваться и не поощряют инфантилизм. Самая продвинутая репутация — у образовательной программы МИЭФ, где жестко оценивают, оставляют на второй год, отчисляют, но при этом абитуриенты стремятся туда попасть, готовы платить за обучение 1 млн рублей в год и не боятся. Если же в Вышке у преподавателей и студентов настанет легкая жизнь, то и самой Вышки не будет, считает он.
Первая мера по предотвращению инфляции оценок, которую планируется реализовать в ближайшие две недели, — разработка силами учебного блока и обсуждение в коллективах базовой «методички» для преподавателей по вопросам оценивания, которую они должны иметь перед глазами. В методичке, подчеркнул ректор, необходимо избегать «словесной эквилибристики», например, разделяя проявленные аналитические способности на блестящие, отличные и исключительные. А именно такие формулировки встречались в предложениях рабочей группы, подготовленных к ректорату.
Следующая мера, которую планируется реализовать в течение года, — обязательное прописывание критериев оценки в учебных программах по каждому предмету, и эти критерии станут их обязательным инструментальным элементом. По мнению Ярослава Кузьминова, при оценивании по десятибалльной шкале 8 баллов — это оценка для отличника. А 9 и 10 можно выставлять лишь тем, кто вышел за рамки обязательной программы, кто демонстрирует глубокую заинтересованность в изучении предмета, предлагает нетиповые решения. Если же коллеги ставят 9 и 10 всем подряд, то тем самым они нарушают права таких заинтересованных студентов — своих будущих коллег, гасят их амбиции и не выделяют из общей массы.
Ярослав Кузьминов
Если преподаватель выставляет больше половины пятерок, это значит, что он недостаточно внимания уделяет оцениванию и обратной связи со студентами. Если же отличные оценки получают более трех четвертей, то человек пренебрегает базовыми требованиями своего контракта, и его надо изгонять из преподавателей, потому что это такое же безобразное поведение, как если бы студент списал дипломную работу. Преподаватель — это не тенор, который выступил, сорвал аплодисменты и говорит: «Я всех люблю!» Если он выставил оценку, не соответствующую реальным знаниям, то наврал и студенту, и всем нам, и нас опозорил.
Помимо ответственности преподавателей за выставление оценок, необходимо создать механизмы ответственности руководителей подразделений и образовательных программ в связи с качеством оценивания. По мнению ректора ВШЭ, рейтинг студентов необходимо «отвязать» от однозначной суммы оценок, причем оценка проекта должна составлять не менее трети. Он предложил создать рабочую группу с участием студентов, которая за полгода сформирует новый подход к рейтингам. Если же студент угрожает преподавателю низкой оценкой, то это является грубым нарушением правил поведения в университете, за такое нужно отчислять, как за плагиат, а в случае иных угроз — обращаться в полицию.
Вам также может быть интересно:
«Мы боремся за лучшие кадры и хотим, чтобы коллеги, которых мы привлекли, не стояли на месте»
На заседании ректората 23 июня было рассмотрено семь вопросов, в том числе о вакцинации сотрудников и студентов, о результатах работы аспирантуры и диссоветов, о развитии системы повышения квалификации в университете, о работе библиотеки. Члены ректората обсудили Положение об организации обучения по части образовательной программы, позволяющее давать MicroDegree тем, кто эту часть освоил.
Переформатирование научной деятельности: в Вышке представлены первые большие проекты
Чуть меньше года назад на факультете гуманитарных наук ВШЭ началась реализация четырех больших проектов, объединивших представителей разных наук из разных подразделений и кампусов университета. На заседании ректората были представлены их цели, содержание, кадровый состав и ожидаемые результаты. Другим подразделениям поставлена задача разработать свои большие проекты, которые ВШЭ сможет включить в заявку для участия в программе «Приоритет 2030».
Ярослав Кузьминов переназначен на пост ректора НИУ ВШЭ
Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев переназначил ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова на новый пятилетний срок.
«Имею свою точку зрения и уважаю чужую»
16 августа проректором НИУ ВШЭ был назначен Алексей Каспржак, ранее занимавший должность заместителя губернатора Тверской области. О том, чем отличается работа в администрации вуза от работы в администрации субъекта Федерации, он рассказал в интервью новостной службе портала.
Заседание ректората
В ГУ-ВШЭ 23 мая состоялось очередное заседание ректората. Членам ректората было предложено рассмотреть вопросы о правилах приема в аспирантуру ГУ-ВШЭ в 2005 году, о преподавании иностранных языков в Университете, о дополнениях к правилам приема в магистратуру, предложения к государственному заданию по подготовке магистров на 2005\2006 учебный год и ряд других.