Этические кодексы ВШЭ должны стать более емкими и более конкретными
19 мая состоялось заседание Международного экспертного совета ВШЭ. Его члены рассмотрели проекты Кодекса этики научно-педагогического работника ВШЭ и Кодекса этики студентов ВШЭ, а также оценили результаты работы университета в условиях пандемии.
Как пояснил первый проректор ВШЭ Вадим Радаев, кодексы были подготовлены преподавательским и студенческим сообществом университета соответственно. Сейчас разрабатывается также кодекс для административных работников. Этический кодекс – это «нечто среднее» между Декларацией о ценностях ВШЭ, утвержденной в 2013 году, и формальными административными правилами. Международного стандарта подобных кодексов не существует, так что учитывался опыт разных университетов.
В Кодекс этики научно-педагогического работника включены, в частности, такие положения, как академическая свобода, требовательность к себе и ответственность, честность и недопущение обмана (в том числе плагиата), свобода выражения своих мыслей, недопустимость любого рода дискриминации, насилия и сексуальных домогательств. «Мы заботимся о репутации нашего университета, которая важна для его развития, и о репутации всех его сотрудников», – отметил Вадим Радаев.
О Кодексе этики студентов ВШЭ рассказала одна из его разработчиков, председатель студсовета факультета мировой экономики и мировой политики Екатерина Васенёва. Необходимость создания такого кодекса обсуждалась еще в 2017 году, однако лишь сейчас разработчикам – студсоветам факультетов, отдельным студентам, преподавателям и другим сотрудникам – удалось прийти к единому мнению. «Кодекс предполагает, что поведение студентов основано на общих ценностях университета, взаимном уважении, взаимных обязательствах и взаимной ответственности, – пояснила Екатерина. – Мы заявляем, что готовы создавать собственную образовательную траекторию, и не признаем академическую нечестность».
Комментируя проекты кодексов, председатель Международного экспертного совета, профессор Гарварда и Нобелевский лауреат Эрик Маскин отметил, что оба документа содержат много полезных идей. Однако, по его мнению, пункт о том, что высказывания научно-педагогических работников не должны наносить ущерб репутации университета, требует уточнения.
Представим себе, что преподаватель или научный сотрудник в ходе исследований делает неоднозначные выводы. Это привлекает внимание прессы, и университет начинают критиковать за проведение таких исследований
Точно так же, по его мнению, нужно уточнить пункт о недопущении оскорбительных высказываний. «Если я как исследователь приду к выводу, что в какой-то этнической группе проводятся действия, которые могут вредить здоровью членов этой группы, они могут счесть себя оскорбленными», – добавил он.
Члены совета внесли и другие предложения. Основатель Центра международного высшего образования в Бостон-колледж Филип Альтбах и экс-директор по планированию Дублинского технологического института Эллен Хэйзелкорн порекомендовали сделать оба кодекса более краткими. Профессор Гарварда Тимоти Колтон предложил добавить пункт о том, что Вышка является частью глобального научно-образовательного сообщества и вносит свой вклад в его развитие. Некоторые участники заседания поддержали идею Эрика Маскина о конкретизации отдельных положений кодексов – в частности, профессор Калифорнийского университета Дэниел Трейсман предложил говорить не просто об оскорбительных действиях и высказываниях, а о «намеренно оскорбительных». Он также выразил беспокойство о наличии гарантий защиты коллег, критикующих происходящее в университете.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заверил членов совета, что при доработке проектов кодексов их рекомендации будут учтены, и они смогут ознакомиться с очередной итерацией.
Он также пояснил, чем обусловлена необходимость норм, касающихся высказываний тех или иных позиций членами университетского сообщества. Исследователи ВШЭ придерживаются независимых научных взглядов на процессы, происходящие в России, нередко выступают с критикой, а значит – задевают чьи-то интересы.
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ
Чтобы сохранить свободу и профессиональную независимость, которые дадут возможность университету существовать дальше, нужно оставаться в определенных рамках и очень внимательно относиться к тому, как мы это делаем.
Комментируя тезис профессора Трейсмана о защите коллег от санкций в случае их несогласия с руководством университета, Ярослав Кузьминов напомнил, что такая защита предоставляется административными регламентами, но критика должна носить внутриуниверситетский характер. «Если же коллеги начинают борьбу за что-то в университете, рассылая письма в редакции газет, и мы из газет об этом узнаем, то считаем такую позицию недобросовестной, – пояснил он. – Хотя и в этом случае коллег не наказываем». Ректор ВШЭ согласился с тем, что порицания заслуживают не просто оскорбительные, а «намеренно оскорбительные» действия, – в противном случае люди могут усмотреть оскорбления в поведении любого человека, который скажет нечто, не удовлетворяющее их представлениям.
«Этический кодекс – это кодекс должного поведения. Мы фиксируем, что именно считаем правильным, а что – нет. Нарушения его норм влечет за собой не санкции, а осуждение со стороны коллег», – заключил Ярослав Кузьминов.
Доклад о деятельности ВШЭ в период пандемии сделал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. Он отметил, что Вышке удалось быстро осуществить переход на дистанционный формат обучения, лишь 3% курсов были отложены, приняты решения о дистанционных экзаменах, в онлайн-формат переведены административные процессы. Вместе с несколькими ведущими университетами было создано партнерство, помогающее Минобрнауки России и другим вузам переходить на новый формат. Исак Фрумин подчеркнул, что внедрение онлайн-инструментов и онлайн-поддержки оказалось серьезной нагрузкой на университетский бюджет.
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования
Нам повезло, что мы смогли заимствовать опыт коллег из разных университетов мира, где эти процессы начались раньше, – добавил он. – Одна из самых важных идей заключалась в том, чтобы попросить студентов стать цифровыми помощниками своих профессоров – помочь им овладеть инструментами онлайн-образования.
«Проблемы и их решения в университетах в период пандемии в разных странах похожи, – отметил Франциско Мармолехо, советник по образованию Катарского фонда образования, науки и общественного развития. – Пока невозможно понять, что произойдет дальше, и я рад, что ВШЭ рассматривает не только краткосрочные, но и среднесрочные меры». Филип Альтбах был удивлен, что студенты ВШЭ позитивно оценили переход на онлайн-обучение, а ведь в США в ходе опросов доминировала отрицательная оценка. В перспективе Дэниел Трейсман порекомендовал изучать не только мнения студентов о новом формате обучения, но и их образовательные результаты.
Завершая заседание, проректор ВШЭ Иван Простаков выразил надежду, что в 2021 году члены совета соберутся в Москве и обсудят онлайн-образование в ходе личной встречи.
Альтбах Филипп Дж.
Васенёва Екатерина Андреевна
Трейсман Дэниел