Будут ли школы обеспечивать не учебниками, а компьютерами
О том, как придется (или не придется?) меняться школе после окончания коронавирусной пандемии, «Комсомольская правда» беседует с научным руководителем Института образования НИУ ВШЭ Исаком Фруминым.
Итак, школы срочно переводят удаленное обучение. Для них появилось множество форумов, мастер-классов, инструкции рассылают. Понятно, что большинство так или иначе, может быть и поневоле, освоят новые образовательные технологии. А что дальше? Ожидает ли нас новое качество школы после окончания эпидемии?
О том, что школе нужно осваивать онлайн технологии, эксперты говорили еще несколько лет назад. В докладе Центра стратегических разработок «12 решений для нового образования», а это 2018 год, было ясно написано, что альтернативы цифровизации нет. И сейчас мне очень жаль, что мы оказались недостаточно убедительны, возможно, недостаточно настойчивы. Нужно признать, что эти два года были упущены.
И когда мы смотрим сегодня на ситуацию, с которой столкнулись наши учителя и дети, то мы понимаем, что (пожалуй, кроме Москвы) не было ничего сделано всерьез, чтобы помочь школам внедрить смешанное обучение.
То есть сочетание обучения в классе и в режиме онлайн?
Да. Мы десятилетие оцифровывали тексты и картинки, которых и без нас было полно в интернете, и не развивали современные цифровые инструменты – с обратной связью, адаптивностью, игровой формой. Но, я надеюсь, что урок будет извлечен, и в системе образования появятся опережающие разработки, экспериментальные площадки. В этом случае в школы придут новые эффективные цифровые инструменты, которые разгрузят учителей и будут интересны ученикам.
Если говорить о новом качестве школы после эпидемии, то, надеюсь, что оно коснется не только технологий, но и содержания образования. Еще в 2017 году было поручение президента России обновлять содержание образования в соответствии с приоритетами научно-технологического прогресса. Мы сейчас провели экспресс-анализ, чтобы выяснить, а какое место занимает информация о вирусах, эпидемии в нашей школьной программе? Очень мало. Ни про модели распространения эпидемий, ни про коллективный иммунитет вы ничего не найдете в наших учебниках.
Школьное образование и технологически, и содержательно должно идти в ногу с самыми передовыми научными проблемами и разработками.
И мне очень хочется надеяться, что после того, как закончится эта история с коронавирусом (надеюсь она будет недолгой), мы не услышим призывы – давайте все будет по-прежнему, давайте вернем учебники Киселева и Перышкина. Я сам лет тридцать назад преподавал по отличному учебнику Киселева, но сегодня в школу стучится другая математика, другое знание.
А нет ли такого ощущения, что многие школы просто пережидают нынешнюю ситуацию и с нового учебного года вернутся к привычному ходу учебы?
Не думаю. Я поражен тому, насколько энергично и заинтересованно школы начинают решать совершенно новые задачи. Да, они много не знают, у них нет достаточных ресурсов – ни финансовых, ни технологических. Но есть главное – заинтересованность. Думаю, что система образования не будет, как ванька-встанька, возвращаться в предыдущее состояние.
Вам также может быть интересно:
«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»
Пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни. Цифра, удаленка и виртуальный мир останутся даже с теми, кто раньше не имел с ними никакого дела, а также перекроят рынок труда. Проблема в том, что люди перестают задумываться, делая выбор. Об этом говорил научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на форуме «Территория смыслов».
Отечественный автопром попал в пробку
Эксперты Вышки и автоотрасли обсудили влияние пандемии на производство и торговлю автомобилями. Они пришли к выводу, что российский автопром пережил прошлый год лучше, чем многие другие страны, но проблемы отрасли остаются нерешенными, а перспективы во многом зависят от качества госполитики.
Тотальный переход в онлайн стал для университетов временем испытаний и инноваций
Новый выпуск журнала HERB посвящен осмыслению опыта, приобретенного университетами в период пандемии. Авторы статей рассказали о рисках, с которыми столкнулись студенты и преподаватели, о внедрении новых форматов обучения, о реализованных в дистанционном формате проектах, а также поделились первой рефлексией на тему развития университетской среды в постпандемический период.
Пандемия сократила объемы трансграничной онлайн-торговли в России
Российский рынок трансграничной интернет-торговли серьезно пострадал от коронакризиса. На восстановление до уровня 2018-2019 гг. ему понадобится 7-8 лет. Кроме пандемии, негативную роль сыграли девальвация рубля и решение правительства снизить лимит беспошлинного ввоза товаров личного пользования. В то же время, внутренний онлайн-ритейл вырос более чем на 50% и составил 2,6 трлн рублей. К такому выводу пришли эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.
Вирус перемен: как коронакризис поменял городскую среду
Пандемия привела к изменению облика мегаполисов и серьезно повлияла на жизненные установки горожан. О том, какие тенденции формируются из-за коронавирусного кризиса, говорили участники круглого стола «Город наизнанку: кастомизация города и новая средовая этика», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.
Ярослав Кузьминов: «Мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия»
Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.
Российский IT-сектор: новые вызовы и возможности после пандемии
Алармистские прогнозы не сбылись, отечественная IT-индустрия понесла не столь большие потери из-за коронакризиса, как ожидалось. Но пандемия привела к резкому росту потребности в цифровых продуктах и заострила старые проблемы. Что нужно предпринять для ускорения развития отрасли? На этот вопрос постарались ответить участники семинара, проведенного НИУ ВШЭ.
Гадкие утята «черных лебедей»: как взять уроки из 2020 года
Пандемия коронавируса будет, наверное, упоминаться всякий раз, когда понадобится пояснить смысл выражения «черный лебедь». Впрочем, едва ли не каждому уже знаком этот предложенный Нассибом Талебом ярлык неожиданных событий, которые необратимо меняют привычной ход вещей. Итоги 2020 года в колонке для «Российской газеты» подводит вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон.
Участники юбилейной Форсайт-конференции НИУ ВШЭ обсудят сценарии будущего после COVID-19
9—13 ноября Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проводит Международную научную конференцию «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика». Признанная ОЭСР одним из наиболее значимых мировых форумов исследователей будущего, конференция в десятый раз соберет российских и зарубежных экспертов, представляющих ведущие think tanks, научные центры и университеты, национальные министерства и ведомства, институты развития и высокотехнологичные компании из более 20 стран.
Образование – онлайн: «новая нормальность» и ловушки дистанта
Представители вузов и колледжей обсудили влияние эпидемии коронавируса на систему образования в первый день работы XI Международной российской конференции исследователей высшего образования, которая прошла в онлайн-формате.