«Мы становимся ближе друг другу и как никогда начинаем ценить человеческие отношения»
23 марта прошло очередное заседание рабочей группы Минобрнауки России, посвященное организации образовательного процесса в вузах в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Участники совещания, в частности, поделились практикой волонтерства в высших учебных заведениях, обсудили зарубежный опыт и вопросы анкетирования студентов, чтобы выяснить, какие проблемы есть с переходом на дистанционное обучение.
Открывая заседание, министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что более 80% российских вузов уже перешли в режим дистанционного обучения студентов. Он призвал оставшиеся вузы последовать их примеру и ориентироваться на опыт, уже накопленный коллегами.
Волонтеры в Вышке
Об опыте ВШЭ в части организации волонтерской работы рассказала проректор университета Валерия Касамара. Она подчеркнула, что волонтерство является социальной миссией университета и в новой реальности оно должно быть построено по-новому. Волонтерами становятся не только студенты и сотрудники, но и выпускники, а также ученики Лицея ВШЭ.
В центре внимания волонтеров оказались, прежде всего, люди старшего возраста, рассказала Валерия Касамара. Это пенсионеры, работающие в университете, ветераны, а также те, кто обучается на курсах в рамках городского проекта «Московского долголетия», в организации которого принимает участие Вышка. Волонтеры помогают удовлетворить не только их бытовые запросы (например, организовать доставку продуктов), но и образовательные. 268 пенсионеров, которые учили в университете английский язык, теперь занимаются онлайн.
«Люди чувствуют, что они не забыты, не брошены, и это помогает снять психологическую напряженность», – подчеркнула проректор ВШЭ.
Особенно востребовано цифровое волонтерство. При поддержке цифрового блока Дирекция по онлайн-обучению ВШЭ обучают волонтеров, которые затем смогут квалифицированно помогать студентам и преподавателям в организации дистанционного обучения. Университет помогает и партнерским школам. Дети, обучающиеся дистанционно, занимаются с волонтерами-репетиторами (название, впрочем, не подразумевает подготовку к ЕГЭ) – студентами, имеющими опыт педагогической работы.
По мнению Валерии Касамары, все эти меры дают возможность сплотить сообщество. «Именно в период таких трудностей мы становимся ближе друг другу и как никогда начинаем ценить человеческие отношения», – считает она.
Анкета для студентов
Директор Департамента государственной молодежной политики и социальных проектов в сфере высшего образования Минобрнауки России Ольга Чернышева сообщила о необходимости анкетирования студентов вузов, подведомственных всем органам исполнительной власти, о ситуации с переходом на дистанционное обучение. Благодаря анкетированию министерство сможет, в частности, выяснить, какие сложности существуют в вузах, есть ли у студентов необходимые технические средства, как обстоит дело со свободным временем у студентов и так далее. Первая анкета была оперативно разработана сотрудниками Высшей школы экономики.
На вопрос Валерия Фалькова, как получить информацию от студентов в максимально короткие сроки, не используя при этом административные инструменты, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов ВШЭ Иван Груздев ответил, что первый этап анкетирования будет организован в социальной сети ВКонтакте. Студентов никто не заставляет заполнять анкету – они это делают по желанию, увидев ссылку.
«У нас был опыт проведения таких опросов. Это очень быстрый путь и относительно неформальный, без задействования административных рычагов», – уточнил он.
Ответить на вопросы этой анкеты студенты смогут уже в ближайшие дни (планируемый охват – десятки тысяч респондентов), и результаты планируется представить в министерство к 6 апреля. Также будет проведено еще одно исследование, «более выверенное», на развертывание которого понадобится месяц, сообщил Иван Груздев. Вопросы планируется направлять студентам по электронной почте или через личные кабинеты LMS.
Валерий Фальков порекомендовал организаторам опроса задействовать в этой работе студентов-социологов из региональных вузов, подчеркнув, что для многих из них она станет инструментом обучения.
Анализ ситуации
Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал о зарубежном опыте организации образовательного процесса в кризисных условиях – информацию об этом институт собирает от коллег, исследователей образования, более чем в двенадцати странах.
«Тяжелое впечатление на меня произвел разговор с коллегой из Миланского политеха, – сообщил Исак Фрумин. – Он очень корит себя и коллег за то, что они несерьезно отнеслись к мерам социального дистанцирования».
Многие университеты, осуществляя переход в онлайн, на этом сконцентрировались, отодвинув задачу обеспечения социального дистанцирования на второй план. В результате, например, в Германии студенты приходили в пивные бары, чтобы смотреть лекции онлайн. А нужно было сразу сделать так, чтобы вузы перестали участвовать в распространении вируса.
По оценке Исака Фрумина, сегодня на первых страницах некоторых российских вузов вообще нет информации об эпидемии. Он предложил министерству дать жесткую рекомендацию ликвидировать этот пробел и привел в качестве положительного примера сайт Ульяновского государственного университета, где сообщается о необходимых мерах предосторожности, и опыт Дальневосточного федерального университета, организовавшего онлайн-лекцию квалифицированного вирусолога о происходящем.
«Все начинается с самих себя, – подытожил Валерий Фальков. – Если ректор считает, что все меры – это блажь и придумка сверху, а у нас тут вируса не было и нет, то это отношение изменится в один момент, как только, не дай бог, появится первый заболевший».
Рекомендации
По итогам заседания заместитель председателя рабочей группы, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил в ближайшее время проанализировать особенности проектного обучения в дистанционном режиме инженеров и дизайнеров, а также перспективы организации итоговой аттестации.
Он порекомендовал представить примеры использования сервисов Университета 20.35 на примере пяти вузов, чтобы остальные вузы могли оценить возможности этой платформы для организации обучения в новых условиях.