Сезон исследовательской практики открыт!
В феврале 2011 года Ассоциация независимых центров экономического анализа приступает к реализации пятого этапа университетского проекта АНЦЭА — программы научно-исследовательских стажировок и семинаров для студентов старших курсов социально-экономических специальностей. Об особенностях проекта рассказывают исполнительный директор АНЦЭА Антон Золотов и студентка второго курса магистратуры факультета менеджмента ВШЭ Ксения Левыкина, участница университетского проекта прошлого года.
— Антон, в чем суть и специфика университетского проекта АНЦЭА, какое место он занимает в общей схеме деятельности Ассоциации независимых центров экономического анализа?
Антон Золотов |
Для решения последней задачи как раз и был создан университетский проект. Как выяснилось, представления научных центров, университетов и студентов о том, что такое экономическое исследование, на какие запросы оно должно отвечать и каким требованиям соответствовать, весьма различаются. Больше всего нас удивило различие в представлениях университетов и студентов, которые в них учатся. Поэтому одна из задач, которую мы ставим перед собой — это приведение усилий центров, университетов и студентов в области экономических исследований к единому «знаменателю».
Кроме того, проект нацелен на формирование кадрового резерва для исследовательских центров, готовых вкладывать в обучение студентов силы и средства. Таким способом они готовят для себя будущих сотрудников, обладающих не только высоким уровнем подготовки, но и способных без дополнительного обучения включиться в работу центра. Пока обычной является ситуация, когда выпускникам даже самых передовых вузов, таких как МГУ и ВШЭ, необходимо время для погружения в материал и освоения новых методик.
— Каким образом на практике строится взаимодействие центров, университетов и студентов?
— Механика проекта такова: студент выбирает центр, центр выбирает студента, а вуз (в лице куратора) является арбитром их взаимодействия. Работа студента оплачивается, а результаты его работы могут так или иначе использоваться в учебном и исследовательском процессах, в том числе при написании магистерских диссертаций. Например, в Вышке некоторые результаты, полученные в ходе работы в центрах, использовались студентами и их кураторами для продолжения совместной исследовательской работы в рамках проекта «Учитель-ученик».
— Проект существует уже не первый год, каковы результаты прошлых лет?
— За прошедшие четыре набора мы достаточно близко подошли к решению тех задач, которые перед нами стояли. Центры, университеты и студенты начали движение навстречу друг другу, благодаря проекту появилась дополнительная возможность выявить студенческую аудиторию, мотивированную на исследовательскую деятельность.
Проект пользуется высоким спросом и со стороны студентов, и со стороны центров. Всего мы можем взять около ста человек, и в прошлом году только в Москве к нам на собеседование пришло более двухсот студентов.
Участвуя в исследованиях, которые проводят центры, студенты приобретают прикладные навыки и умения, знания, которые можно использовать в научной работе. Для кого-то это первый шаг построения исследовательской карьеры, мы рады, что студенты, два или три года назад прошедшие стажировку, сегодня работают в центрах уже в качестве аналитиков и консультантов.
— Какие конкретные навыки и компетенции приобретают ребята в ваших центрах?
— Прежде всего, это опыт работы в реальном исследовательском проекте по актуальным (а не учебным) исследовательским вопросам. Сложно перечислить все возможности, которые предоставляет каждый из центров, назову несколько примеров. Независимый институт социальной политики предоставляет возможность работы с базой RLMS, в Центре развития студенты подключаются к работе с долгосрочной макроэкономической моделью, на основании которой строятся прогнозы и так далее.
Если говорить о тенденциях, то в последние годы центры стали точнее формулировать свои запросы к молодым сотрудникам, обращая внимание на специфику подготовки в конкретных вузах; стало понятно, как использовать актуальные знания студентов и чему можно быстро обучить, опять же с учетом специфики университета.
— Какова география распространения проекта, могут ли в нем участвовать центры и студенты не из Москвы?
— География центров, включенных в проект, постоянно расширяется. Мы работаем не только в Москве, но также в Петербурге, Владивостоке и Петрозаводске, в этом году подключатся Пермь и Новосибирск.
— В состав Ассоциации входит более пятидесяти центров, как студенту выбрать подходящий для него центр?
— Во-первых, сами центры заявляют о том, в какие проекты они набирают стажеров. Презентации центров и аннотации, проводимых ими исследований, размещены на нашем сайте, и мы приглашаем студентов старших курсов социально-экономических специальностей познакомиться с ними.
Далее, студентам предлагается заполнить анкету, размещенную на сайте, в которой помимо биографической информации, они должны описать свои научные интересы и обосновать выбор центра. Студент может подать заявку на собеседование в любые два центра.
Собеседование с кандидатами пройдет 21 февраля на экономическом факультете МГУ в 15:00 одновременно с презентациями центров. По итогам собеседования центры сформируют предварительные списки тех, кого они готовы взять. В течение недели после 21 февраля центры также могут назначить дополнительные собеседования с отобранными кандидатами.
К концу февраля сформируется итоговый список студентов, которых мы информируем и просим принять окончательное решение, после чего студент переходит под опеку конкретного центра. Дальше мы занимаемся только формальным сопровождением – заключением договора, вопросами оплаты и мониторингом, поскольку бывают ситуации, когда ожидания от сотрудничества у одной из сторон не оправдываются. К счастью, пока таких ситуаций не так много.
— Какова целевая аудитория проекта, могут ли студенты неэкономических специальностей участвовать в нем?
— Как я уже говорил, программа рассчитана на студентов социально-экономических специальностей. На практике это означает, что в проекте могут участвовать экономисты, социологи, менеджеры, а также, например, историки, имеющие отношение к экономической проблематике, студенты госуправления, юристы — если, разумеется, центры предъявляют такой спрос.
— На каком курсе ребятам стоит задуматься о возможности сотрудничества с Ассоциацией?
— Наше целевое ядро — третий-четвертый курс бакалавриата и студенты магистратуры. В проекте также могут участвовать аспиранты первого года обучения, но это скорее исключение из общего правила, так как подразумевается, что на этой стадии люди уже определились со своими научными предпочтениями. Естественно, бывают ситуации, когда есть «прямое попадание» — совпадение темы исследования аспиранта с проблематикой центра, и тогда, конечно, мы стараемся поддерживать такое сотрудничество. Что касается бакалавриата, то, как показывает практика, подготовка студентов второго курса еще недостаточна, к тому же они довольно сильно загружены учебой. Третьекурсники, в общем, тоже народ занятой, но они уже ориентируются в своем профессиональном поле, запас знаний у них больше, к тому же острее стоит задача профессионального самоопределения. И университетский проект как раз реагирует на этот запрос.
— По Вашему опыту, какие исследовательские темы наиболее популярны?
— Каких-то безусловных лидеров нет: сколько людей, столько мнений. На выбор влияют и конкретная тема, заявленная центром, и внешние факторы. В разгар кризиса, например, были более популярны финансы и макроэкономика, до кризиса — институциональная экономика и социальная политика. К тому же задачи могут быть самыми разными: от технических, связанных с обработкой баз данных, сбором информации, до более содержательных, когда студенту выделяются его собственные место и роль в исследовательском проекте. Лучше всего, когда студенты формулируют свои предпочтения, соотнося их с теми задачами, которые ставят центры, чтобы делать то, что им нравится, к чему лежит душа.
О своем участии в университетском проекте АНЦЭА рассказывает студентка второго курса магистратуры факультета менеджмента ВШЭ Ксения Левыкина.
— Ксения, как Вы попали на проект?
Ксения Левыкина |
— Что Вам дало участие в проекте?
— Мне очень повезло, так как интересующая меня область исследований — модели корпоративного управления была поддержана и в ИАПРе. Поэтому во время моей практики там я проводила сравнительный анализ моделей корпоративного управления стран БРИК. Результаты этой работы были представлены на семинаре ИАПР, включены в Программу фундаментальных исследований 2010 года по теме «Корпоративное управление в переходных экономиках», а также войдут в виде статьи в сборник студенческих работ АНЦЭА.
Я ни на секунду не жалею, что приняла участие в этом проекте. У меня была возможность работать в чудесном коллективе, познакомиться и получить советы от известных ученых, заниматься интересной лично для меня проблематикой и, главное, получить бесценный опыт в проведении исследований и написании научных работ. Особая заслуга в этом принадлежит Долгопятовой Татьяне Григорьевне, которая курировала меня в течение всего проекта, помогала и поддерживала даже после его завершения. Я очень благодарна ей за это.
Если сравнивать с другими проектами (я чувствовала в проекте учебных ассистентов и была стажером-исследователем в научно-учебной лаборатории сетевых форм организации), то стоит отметить, что здесь предполагалась более самостоятельная исследовательская работа, давалось больше свободы в планировании своего времени.
— Кому Вы бы порекомендовали участвовать в проекте?
— Участвовать в проекте АНЦЭА я посоветовала бы тем, кто действительно хочет заниматься научными исследованиями, кто подумывает о поступлении в аспирантуру или о начале академической карьеры. Если вы замечали за собой увлеченность, скрупулезность, серьезное отношение к работе, стремление разобраться в деталях, узнать или открыть что-то новое, то стоит участвовать в данном проекте.
На мой взгляд, очень важно не только в этом проекте, а вообще по жизни в начале пути выбрать правильное направление. В АНЦЭА изначально необходимо определиться, в каком аналитическом центре ты бы хотел поработать, а еще лучше — с конкретной областью исследований. Крайне важно понять вначале для себя, а чем было бы интересно заниматься. На интервью в первую очередь смотрят на мотивацию кандидата, насколько то, чем он планирует заниматься в проекте, будет полезно и для центра, и для самого кандидата. Поэтому будущим участникам АНЦЭА я от всей души желаю найти свою область интересов, удачи и творческих успехов!
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Не стоит стесняться задавать вопросы, какими бы глупыми они ни казались»
Каково это — проходить стажировку в «Яндексе»? Что нужно, чтобы попасть на нее? И как быть, если что-то не получается? Опытом делятся студенты ФКН НИУ ВШЭ — стажеры «Яндекса».
ВШЭ и Unilever продолжат готовить бизнес-резерв будущего
18 октября Вышку посетил генеральный директор компании Unilever Алан Джоуп. Он встретился с руководством университета и выступил перед студентами с открытой лекцией о социальной миссии бизнеса.
Американский студент выбрал ВШЭ для начала научной карьеры
Студент магистерской программы «Население и развитие» Томас Эспи родился в Алабаме, но всегда интересовался русским языком и культурой. Со временем он выучил русский язык и приехал в Москву учиться. Томас рассказал новостной службе ВШЭ о своих научных исследованиях, впечатлениях от учебы и от Москвы.
НИРС-2015: Шерлок Холмс против пиратов
Накануне Нового года были подведены итоги очередного конкурса научно-исследовательских работ студентов ВШЭ. Из почти тысячи работ по 17 направлениям жюри отобрало 94 призера. А мы выбрали несколько работ, показывающих, насколько широки и нетривиальны исследовательские интересы студентов Вышки.
Студенты факультета компьютерных наук прошли практику в Facebook
Cтуденты бакалавриата факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Илона Папава, Роман Александров и Павел Белов в течение трех месяцев проходили стажировку в штаб-квартире компании Facebook (Менло-Парк, США). Как они получили эту возможность, в чем заключались их обязанности в компании и какое впечатление на них произвел Марк Цукерберг, они рассказали новостной службе ВШЭ.
НИРС-2013: студентов-победителей наградили поездкой в Нидерланды
25 декабря в Высшей школе экономики состоялась церемония награждения победителей и лауреатов Конкурса научно-исследовательских работ студентов 2013 года.
Конкурс НИРС – 2013: итоги подведены
Подведены итоги ежегодного Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ. Публикуем список победителей и лауреатов конкурса.
«Благодаря научной работе меня взяли на стажировку в ООН»
Новостная служба портала уже рассказывала о состоявшейся в декабре торжественной церемонии награждения победителей Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ 2012 года. Наш корреспондент встретился с некоторыми из победителей соревнования и их научными руководителями.
Победители Конкурса НИРС-2012
17 декабря в Высшей школе экономики состоялась торжественная церемония награждения победителей Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) 2012 года.
Открытый конкурс НИРС: итоги
Подведены итоги Открытого конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов.