«Научная работа начнется уже на первом курсе»
Об оригинальных образовательных стандартах, принятых на факультете экономики ГУ-ВШЭ, и учебных планах бакалавриата рассказывает декан факультета Владимир Автономов.
— Владимир Сергеевич, зачем факультету понадобилось принятие оригинальных стандартов и чем они отличаются от государственных стандартов третьего поколения, на которые переходят многие российские вузы?
— Здесь ситуация довольно интересная, потому что основным разработчиком стандартов третьего поколения по экономике был как раз наш факультет — точнее, эти стандарты разрабатывались консорциумом ведущих экономических вузов, где координирующую роль играла Высшая школа экономики. И в эти стандарты действительно заложены многие принципы, которые нам казались важными — большая свобода выбора дисциплин, которая бы учитывала как специфику вуза, так и интересы студентов, увеличение количества элективных курсов, возможность уменьшить часовую нагрузку на студентов и другие вещи. Но при всей нашей удовлетворенности стандартами третьего поколения они все-таки были продуктом консенсуса. Все решения по ним принимались, только если не было категорических возражений со стороны участников пула вузов, а позиции наши далеко не всегда совпадали. Кто-то считал, что мы предлагаем слишком много теории, кто-то говорил, что слишком много внимания уделяется математике. Приходилось идти на компромиссы. Принятие оригинальных стандартов позволило нам от этих, в известной степени, искусственных компромиссов уйти и приблизить стандарты к оптимуму, учитывая специфику нашего факультета.
Кроме того, свою роль сыграло приобретение Вышкой статуса национального исследовательского университета, поэтому мы в своих стандартах и учебном плане хотели отразить этот факт. Например, научно-исследовательскую работу у студентов мы по этим стандартам запланировали, начиная уже с первого курса. Когда-то она была только в магистратуре, потом мы организовали научно-исследовательские семинары на четвертом курсе, а теперь сдвигаем ее практически на начало обучения в бакалавриате. Конечно, первокурсник не может «потянуть» полноценную научную работу, но несколько ознакомительных курсов, описывающих технику научной работы, методику сбора информации, обработки данных и другие базовые вещи, должны быть пройдены. Пока мы думаем, чем конкретно наполнять научные семинары на разных курсах, чтобы они каждый раз были адекватны тому уровню знаний, которым студенты владеют на данном этапе своего обучения. А уже на четвертом курсе ребята должны быть способны писать нормальные научные работы.
— Это все отличия от общих стандартов?
— Мы отступили от стандартов третьего поколения еще по нескольким позициям, где образовательная планка казалась нам заниженной. Это касается, например, требований к уровню владения английским языком. Общие стандарты говорят о том, что его должно быть достаточно для коммуникации в быту. Мы же прописали, что наши студенты должны владеть английским на профессиональном уровне, который позволил бы им свободно общаться с коллегами-экономистами из других стран. Нам такое требование кажется совершенно необходимым.
Повышение требований коснулось еще нескольких компетенций, в том числе связанных с большей самостоятельностью студентов. Для исследовательского университета важно, чтобы студенты сами имели системный взгляд на решение исследовательских задач, а не просто ждали детальных указаний от своих научных руководителей.
— Какие курсы составили «ядро» учебного плана?
— В этом смысле мы не являемся большими оригиналами: в наших стандартах, как и в стандартах третьего поколения, ядро экономического образования — микроэкономика и макроэкономика, эконометрика и статистика. Это для всех абсолютно необходимые дисциплины. И количество часов, которое на них выделяется, должно быть исчерпывающим, чтобы позволить студентам овладеть ими в полной мере.
Правда, есть у нашего стандарта еще одна особенность. Готовили мы его не одним нашим факультетом, а тремя — факультетом экономики, мировой экономики и мировой политики и МИЭФ. Мы решили построить единый стандарт, который годился бы для всех трех подразделений Вышки экономической направленности. В результате стандарт содержит некоторые курсы, которых в учебном плане факультета экономики нет, зато они есть в учебных планах наших коллег. Такие курсы имеют специальное примечание — «на усмотрение факультета».
— Какое место в плане отводится элективным курсам?
— Они появились даже в том блоке дисциплин, который раньше не считался свободным для выбора. Установлена и определенная доля элективных курсов, которые студент может выбирать самостоятельно. В нашем университете, пожалуй, наибольший простор для выбора — у нас на факультете, например, уже на четвертом курсе студенты могут составлять индивидуальный учебный план. Если вас интересуют какие-то курсы по специализации, на которую вы не попали, то можно включить их в свой учебный план, если, разумеется, ваш руководитель не будет против этого возражать. А обычно таких возражений не бывает. В индивидуальный план можно включать даже курсы других факультетов. В общем, все возможности по выбору курсов, которые нашим студентам наиболее интересны, в новый стандарт заложены.
— Как удалось в оригинальном стандарте «связать» блок экономических и гуманитарных дисциплин?
— Мы решили применить новый подход и уйти от ситуации, когда у нас в плане были короткие, двух-, трехмодульные курсы по социологии, политологии, другим общественным дисциплинам, и заменить их целой линейкой неэкономических курсов. Например, если на первом курсе, когда необходимо выбрать два неэкономических предмета, студент в качестве электива выбирает право, то на первом курсе он слушает теорию права, на втором — гражданское право, затем — предпринимательское право. То есть у ребят будет возможность получить более рациональные навыки по избранной теме, будь то право, социология или психология, а мы сможем сделать наших студентов более грамотными в сопредельных общественных дисциплинах.
— Факультет экономики — самый большой в университете. Как в новой ситуации будет согласовываться работа кафедр? Готовы ли к этим изменениям преподаватели?
— Мы, естественно, обсуждали эти проблемы. Специальная рабочая группа занималась разработкой нового базового учебного плана, который потом утверждался на ученом совете факультета. Конечно, некоторым коллегам придется изменить свой подход — например, мы порекомендовали это сделать по курсу статистики, и коллеги уже принялись за исполнение этих поручений. Двигаться вперед в любом случае необходимо.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
УМО по экономике и управлению будет противостоять псевдообразованию
3 декабря провело первое заседание федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление», которое заменит разрозненные объединения на базе различных вузов. Возглавил УМО декан факультета экономических наук ВШЭ Олег Замулин.
Переход на новый стандарт начинается с изменения роли учителя
17 декабря в Институте образования ВШЭ состоялась конференция, посвященная перспективам нового образовательного стандарта старшей школы. Директорам школ и учителям был представлен опыт введения стандарта в Лицее ВШЭ.
Ярослав Кузьминов: «Проверка Счетной палаты позволила привлечь внимание к системным проблемам, ограничивающим эффективность работы университета»
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов выступил на коллегии Счетной палаты Российской Федерации, которая была посвящена рассмотрению результатов проверки НИУ ВШЭ.
ВШЭ открывает новые международные лаборатории
28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.
Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году
6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.
Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году
В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.
В университете создан департамент иностранных языков
ВШЭ планирует единую для всего университета политику в сфере изучения и преподавания иностранных языков. Ученый совет ВШЭ одобрил создание департамента иностранных языков. Его возглавит Елена Соловова.
Ученый совет: последнее заседание учебного года
28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.
ВШЭ займется аттестацией научных сотрудников
31 мая на заседании Ученого совета Высшей школы экономики подведены итоги олимпиад, организованных ВШЭ в 2013 году, объявлено о начале аттестации научных сотрудников университета, приняты другие решения.