Об эффективности и честности в госуправлении
В серии интервью с деканами Высшей школы экономики о новых образовательных стандартах — разговор с Алексеем Барабашевым, деканом факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.
— Алексей Георгиевич, почему вообще возникла необходимость принимать оригинальный стандарт по направлению вашего факультета?
— Были стандарты второго поколения по направлению «менеджмент», включая государственное и муниципальное управление. Эти стандарты, во-первых, действовали для специалитета, совершенно не учитывали современную специфику бакалаврского и магистерского уровней подготовки, и во-вторых, истолковывали государственное управление не как публичное управление, а как разновидность бизнес-управления. В результате, у тех, кто заканчивал профильный специалитет, не было никакого стимула поступать в магистратуру, поскольку диплом специалиста для работодателей был достаточен, он заменял собою диплом магистра, и, по сути, данный стандарт предлагал бизнес-ориентированное образование.
Существующим положением были недовольны многие российские факультеты государственного и муниципального управления. Ассоциацией факультетов государственного и муниципального управления России было принято коллективное решение разрабатывать государственный стандарт третьего поколения, в котором специфика госуправления была бы отражена заметно ярче. В течение 2008–2009 годов мы были одними из разработчиков этого, отдельного от общеменеджериального, стандарта для бакалавриата. Что было сделано? Во-первых, мы исходили их того, что есть специальность, которая во всем мире называется public administration, «публичное управление». Она делится на ряд поднаправлений — либо с большим весом теории и аналитики, либо с «уклоном» в практику. Было необходимо вводить такую систему подготовки, которая позволяла бы бакалаврам знать комплекс правовых, менеджериальных, экономических дисциплин и иметь представление о технологиях государственного и муниципального управления.
Подготовив предложения по новому государственному стандарту, мы столкнулись с необходимостью идти на компромиссы с вузами, которые просто не «потянули» бы высокий уровень. Поэтому стандарт третьего поколения был определен как планка для большинства вузов, но которая в то же время не опускается до «уровня плинтуса» и гарантирует определенное качество бакалаврского образования. Если мы не хотим идти вперед, то нам стандарта третьего поколения достаточно. Но так как Высшая школа экономики является одним из ведущих университетов, да еще имеет статус исследовательского университета, планку надо ставить выше.
— При обсуждении оригинального стандарта многое говорилось об оптимизации учебных планов и большем учете интересов студентов. Удалось ли этого добиться на практике?
— Следует различать две стратегии. С одной стороны, есть стратегия, связанная с бакалавриатом, — здесь укрупненные мощные блоковые курсы, которые продолжаются в течение нескольких модулей, возможно, больше года. Они не обязательно читаются одним преподавателем, за них отвечают целые кафедры. Между ними должны существовать «стыки», позволяющие плавно переходить от изучения одного курса к изучению другого. Так закладывается фундамент профессиональной подготовки.
Но на уровне магистратуры ситуация меняется. Там мы чаще всего имеем дело с людьми, которые уже работают, являются профессионалами в своей области, и им необходимо давать курсы, которые бы «строили» их индивидуальную траекторию. Конечно, «мельчить» все равно не нужно, но мы должны предлагать дисциплины, приближенные к переднему краю как практических, так и теоретических исследований.
— Какие блоки стали основными в бакалавриате?
— Специфика нашего базового учебного плана заключается в том, что в гуманитарно-социально-экономическом цикле достаточно большой акцент сделан как раз на экономическую часть. Это вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, Высшая школа экономики является лидером в области экономического образования, а во-вторых, факультет имеет дело по большей части с социально-экономическим блоком министерств и ведомств. Ядро гуманитарно-социально-экономического цикла составляют блоки экономической теории и институциональной экономики, а также правовой, философский, социологический и политологический блоки. Кроме того, уже на этом этапе мы намечаем траектории профессионального развития будущих бакалавров и предлагаем им несколько блоков курсов по выбору – историко-социологический, психолого-культурологический и логико-демографический. У студента будет возможность комбинировать дисциплины из каждого блока.
— Что предлагается студенту в области математических и естественнонаучных дисциплин?
— Изучение данного цикла дисциплин должно способствовать усвоению управленческого инструментария. Акцент делается на математический анализ, теорию вероятностей, математическую статистику, дискретную математику и элементы оптимального управления (в частности, теорию игр). Это базовая часть цикла, а в курсах по выбору появляются эконометрика и методы анализа данных, теория и методы принятия управленческих решений.
— Как в новом стандарте выглядит цикл профессиональных дисциплин?
— Базовую часть профессионального цикла составляют курсы по экономике общественного сектора, теория организации и организационного поведения, муниципальные финансы, экономика труда. В данный момент в базовую часть мы включили менеджмент, однако в будущем эта дисциплина должна превратиться в «Основы государственного и муниципального управления», потому что у нас менеджмент должен изучаться не как бизнес-менеджмент, а как публично-государственное управление. Появляются новые этические концепции государственного управления, которые выходят за пределы менеджериального комплекса. Мы приходим к пониманию того, что государство не может функционировать как бизнес-структура, оно является партнером граждан, и эти партнерские отношения должны находиться под общественным контролем. Эффективность в таком случае понимается, в первую очередь, как этичность и честность, а не как простое снижение цены решения вопросов. Это значит, что государственное управление существует наряду с менеджментом, но не является его частью.
— В профессиональном цикле также выделены дисциплины по выбору?
— Конечно, но тут есть своя особенность. Одна группа дисциплин по выбору является общей для всех, а вот другая рассчитана уже на специализацию будущих выпускников. То есть уже на третьем-четвертом курсе бакалавриата студенты получают возможность всерьез задуматься, чем они хотели бы заняться в магистратуре.
— Как в учебные планы встраивается так называемый исследовательский компонент?
— Значительную часть профессионального цикла составляют научно-исследовательские семинары, на них идет одиннадцать кредитов — это намного больше, чем было предусмотрено предыдущими стандартами, но по-другому мы как исследовательский университет работать не можем. Причем эти семинары планируем сделать весьма специфическими, поскольку и все наше направление отличается от классической и естественной науки. У нас есть своя «триада» — теория, научно-исследовательские разработки для государственных и муниципальных органов, для других организаций, и практика госуправления. НИРы — это вообще особый «жанр», они пересекаются с теорией, выходят на практику, но существуют все-таки в автономном режиме. Так вот, мы планируем, что научно-исследовательский семинар, помимо анализа теории, то есть собственно научной составляющей, будет рассматривать результаты НИРов.
У нас очень сильный и необычный для «стандартного» факультета госуправления состав, многие наши кафедры представляют эффективные исследовательские и консалтинговые структуры, работающие для государства. Можно назвать Институт экономики города, Институт государственного и муниципального управления, Институт управления закупками и продажами имени Соловьева. Ряд региональных проектов ведет кафедра местного самоуправления, кафедра финансового менеджмента в государственном секторе работает в тесном контакте с Министерством финансов. Да и другие кафедры нашего факультета ведут практические проекты, активно взаимодействуют с государством, органами местного самоуправления, общественными организациями. Другими словами, наши кафедры представляют одновременно и практику, и НИРы, и нашим студентам мы можем выдавать самые «горячие» данные и результаты собственных исследований. К тому же у нас есть возможности приглашать действующих практиков из государственных служб и ведомств, которые смогут рассказать, как все эти разработки реализуются в сфере госуправления.
— Кого в итоге вы надеетесь получить на выходе из бакалавриата и магистратуры, и каких студентов вы изначально хотели бы видеть у себя?
— Мы стараемся обеспечить высокое качество подготовки будущих госслужащих. Учиться у нас непросто, «отсев» на первых курсах достаточно приличный. Но овчинка стоит выделки. Мы готовим не просто чиновников, мы готовим профессионалов публичного управления, способных работать и в общественных организациях, и в секторах бизнеса, связанных с государством. Но одна компетенция является для нас ключевой — это компетенция общественного служения. И только тот человек, который чувствует в себе «огонек», который готов работать на благо общества — и при этом работать честно — может идти к нам.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Опыт работы с цифровыми сервисами поможет в будущей профессиональной деятельности»
Стать цифровым ассистентом и получить опыт в сфере цифровой трансформации может любой студент Вышки. О такой возможности Анастасия Козлова, учащаяся ОП «Государственное и муниципальное управление», узнала на 2-м курсе и решила подать заявку. За два года в проекте она прошла путь от цифрового ассистента до куратора. Зачем Анастасия стала частью команды Цифрового блока и какие полученные навыки будут полезны в будущей профессии, она рассказала в интервью.
ИГМУ ВШЭ и Минтруд подвели итоги конкурса на лучшие кадровые практики в системе госуправления
Центр развития государственной службы Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ и Министерство труда и социальной защиты РФ подвели итоги Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» в 2022–2023 годах. Среди победителей — Новгородская, Иркутская, Белгородская, Томская области, Республика Башкортостан, Красноярский край и Москва.
Руководители Вологодской области приступили к учебе в Высшей школе экономики
На факультете социальных наук НИУ ВШЭ завершился первый модуль дополнительной профессиональной программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», разработанной специально для руководителей Вологодской области. В течение десяти дней высшие государственные и муниципальные чиновники региона изучали экономические, управленческие и специальные дисциплины. Весь курс обучения рассчитан на 2,5 года.
«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»
Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.
Теневое управление помогает развитию регионов
Отсутствие официальных норм координации деятельности между органами местного самоуправления и избыточность регулирования способствуют активному развитию неформальных связей в среде чиновников. Во многих случаях теневое управление является безальтернативным способом решения хозяйственных вопросов на местах, выяснила в ходе исследования преподаватель департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.
УМО по экономике и управлению будет противостоять псевдообразованию
3 декабря провело первое заседание федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление», которое заменит разрозненные объединения на базе различных вузов. Возглавил УМО декан факультета экономических наук ВШЭ Олег Замулин.
Переход на новый стандарт начинается с изменения роли учителя
17 декабря в Институте образования ВШЭ состоялась конференция, посвященная перспективам нового образовательного стандарта старшей школы. Директорам школ и учителям был представлен опыт введения стандарта в Лицее ВШЭ.
Управление на госслужбе и в бизнесе
В этом году одна из первых в России магистерских программ по государственному и муниципальному управлению НИУ ВШЭ обновила свою концепцию. Знания и умения, полученные студентами при обучении на программе, позволят им эффективно работать как на государство, так и с государством. Прием заявлений от абитуриентов продолжается до 15 июля.
Ярослав Кузьминов: «Проверка Счетной палаты позволила привлечь внимание к системным проблемам, ограничивающим эффективность работы университета»
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов выступил на коллегии Счетной палаты Российской Федерации, которая была посвящена рассмотрению результатов проверки НИУ ВШЭ.
ВШЭ открывает новые международные лаборатории
28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.