Области концентраций и наборы компетенций
В начале июля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики были утверждены образовательные стандарты университета. О новом стандарте по направлению «Менеджмент» рассказывает декан факультета менеджмента Николай Филинов.
— Николай Борисович, в чем особенность новых стандартов по менеджменту?
— Создавая новый стандарт обучения по менеджменту, мы, с одной стороны, хотели сохранить дженералистский характер бакалавриата, который позволит получить фундаментальную базу профессии, а с другой, решить задачу подготовки уже в бакалавриате конкурентоспособных студентов к выходу на рынок труда. Ведь на этом рынке они будут конкурировать с выпускниками других учебных заведений, которые, я не исключаю, могут получать более глубокую специализированную подготовку в рамках конкретного функционального раздела менеджмента. Чтобы решить две эти противоположные задачи, мы предложили уже на уровне бакалавриата создать возможности для мягкой профилизации. На первых двух курсах бакалавриата мы даем студенту фундаментальные основы, а потом предоставляем возможность выбрать направление углубленной подготовки. Эта возможность будет реализована в учебном плане нашего факультета путем использования такой конструкции, как концентрация.
— Что стоит за этим термином?
— Термин «концентрация» используется в учебных программах Уортонской школы бизнеса, которая является одним из лидеров бакалаврского образования, и нам он кажется адекватным. Концентрация подразумевает меньшую глубину специализации по сравнению с профилем, предусмотренном в государственном стандарте третьего поколения, но, тем не менее, ориентирует студентов в определенном направлении специализации. Для сравнения: ядро профиля включает шесть дисциплин, концентрации — четыре дисциплины. Начиная с третьего курса, студенты будут выбирать область концентрации, с четким набором дисциплин, которые сбалансированы, дополняют друг друга и обеспечивают целостную подготовку. Кроме того, концентрация играет роль своеобразного шлюза, обеспечивающего стыковку нашей бакалаврской программы с нашими специализированными программами в магистратуре, и в плане профессиональной ориентации, и в плане фундаментализации подготовки.
— В чем принципиальные отличие нового стандарта по менеджменту от государственного стандарта третьего поколения?
— Стандарт третьего поколения, в разработке которого принимали участие и сотрудники Высшей школы экономики, рассчитан на всю страну, на то огромное число учебных заведений, которые занимаются подготовкой бакалавров менеджмента. Он для всех, а мы — исследовательский университет, и нам нужны свои стандарты, отвечающие профилю исследовательского университета. Это значит, что мы готовим студентов к исследовательской работе, развиваем соответствующие навыки и компетенции, и в том числе ориентируем их на академическую карьеру.
Мы решили подкрепить новую идею, воплощенную в нашем стандарте, сопроводить ее новой терминологией. Концентрации — это то, что мы видим в качестве особенностей стандарта. При его разработке учитывались требования международной аккредитации программ по менеджменту, предъявляемые, в частности, Европейским фондом развития менеджмента.
— Какие принципы лежат в основе формирования набора концентраций?
— Набор концентраций в целом соответствует традиционным направлениям подготовки менеджера — управление человеческими ресурсами, маркетинг, управление проектами. Мы думаем, что с течением времени, появятся новые, и их состав будет меняться. Повторюсь, мы хотели бы сохранить принцип пакетированного выбора дисциплин, скоординированных, и необходимым образом друг друга дополняющих.
Если сравнивать новые стандарты по менеджменту со стандартами по другим направлениям подготовки, то коэффициент элективности у нас выше. Это связано с тем, что менеджмент — сильно диверсифицированная область знания, которая интегрирует в себя очень разные сферы профессиональной деятельности.
— Какие предметы входят в обязательную часть обучения на первых курсах бакалавриата?
— Это такие дисциплины, как «Теория и история менеджмента», «Теория организаций и организационного поведения», «Разработка и принятие управленческих решений», «Методы научных исследований», «Этика бизнеса». В отношении последнего предмета ведутся дискуссии в среде специалистов по управленческому образованию. Мы исходим из того, что система образования должна внести свой вклад в формирование более честного и прозрачного бизнеса. В бакалавриате мы имеем дело с молодыми людьми, которые в большей степени податливы влиянию профессора, чем взрослые люди, приходящие на программы повышения квалификации. И на наш взгляд, если начать закладывать основы этического ведения бизнеса на уровне бакалавриата, то это может дать хорошие результаты. Перечисленные дисциплины — ядро, а остальное — обеспечивающая часть, специальные дисциплины и дисциплины концентрации.
— Какие сложности вы видите на пути воплощения нового стандарта в жизнь?
— Сокращение количества дисциплин и введение интегральных дисциплин приводит к тому, что появляется проблема координации. Это как раз вопрос грамотного менеджмента, то же самое уже происходило в магистратуре — шел процесс интеграции курсов, разные люди и даже разные кафедры объединялись в рамках одного курса. Мы научились это делать. В новом стандарте есть целый ряд интегральных, продленных курсов, проведение которых, очевидно, потребует усилий по координации, но мы с оптимизмом смотрим на это.
— В связи с принятием новых стандартов обучения, изменится ли набор компетенций, которыми должны обладать выпускники бакалавриата вашего факультета?
— Мне кажется, что компетенции должны быть крупными и целостными, формироваться за счет усилий преподавателей разных дисциплин. Вот, на мой взгляд, очень наглядный пример, менеджер должен уметь вести переговоры с партнерами по бизнесу. Это требует от него умения говорить на иностранном языке, скорее всего, на английском, иметь представление о технике, тактике и стратегии ведения переговоров, в необходимой форме и объемах представлять, что такое международное и финансовое право, как строится стратегия бизнеса. Всему этому учат разные преподаватели. И очень возможно, что среди преподавателей не будет ни одного, кто в равной степени владеет всем этими умениями. Это разные профессии и жанры. Но когда они складываются вместе, получается компетенция.
Если говорить о новых компетенциях, то они связаны, прежде всего, с появлением в нашем стандарте такой области профессиональной деятельности наших выпускников, как научно-исследовательская. Разумеется, выпускник даже исследовательского университета с дипломом бакалавра не может действовать в этой области самостоятельно. Но в качестве члена рабочей группы, научного коллектива он должен уметь работать. И это требует приобретения в ходе обучения в университете специальных компетенций. Одна из них, к примеру, сформулирована так: «владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез, использует методы моделирования в научных исследованиях, знает основные источники социально-экономической информации». Понятно, что формирование подобной компетенции задача не одной дисциплины и не одного преподавателя. Но мы полагаем, что объединенными и хорошо скоординированными усилиями многих коллег этого можно добиться.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Вышка и НовГУ запустили программу двух дипломов
В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого прошло подписание соглашения о сотрудничестве с Высшей школой экономики. Основные его цели — реализация совместной образовательной программы по направлению «менеджмент» на базе НовГУ. Выпускники этого бакалавриата получат два диплома — НовГУ и НИУ ВШЭ.
В НИУ ВШЭ открылась базовая кафедра консалтинговой компании «Яков и Партнеры»
Базовая кафедра «Яков и Партнеры» НИУ ВШЭ будет готовить специалистов для работы в сфере менеджмента и консультирования. Под руководством преподавателей-практиков студенты смогут развить умения и навыки, необходимые для управления бизнесом в различных отраслях российской экономики. Обучение от ведущих экспертов из ключевых индустрий повысит конкурентоспособность выпускников Высшей школы экономики.
Около половины россиян считают себя избыточно квалифицированными
Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская исследовала масштабы избыточного квалификационного несоответствия российских работников, а также его факторы и последствия. В работе использовались микроданные Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ), проведенного Росстатом в 2018 году. Согласно полученным результатам, около половины занятых россиян чувствуют несоответствие между уровнем своей квалификации и той работой, которую они выполняют.
Ярослав Кузьминов и Александр Беглов открыли в Санкт-Петербурге «Горизонты возможностей»
30 января в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала образовательная программа «Горизонты возможностей» для победителей кадрового конкурса «Мой город — мои возможности». Перенять опыт ведущих экспертов Вышки и использовать его на благо Петербурга смогут сто молодых перспективных управленцев.
Авиакомпании в ответе. Одни авиакомпании заботятся о правах меньшинств, другие выживают
Авиакомпании по-разному добиваются лояльности пассажиров. Одни покупают учебники школьникам из бедных семей, другие переходят на биотопливо (а третьи вообще не берут на себя лишних обязательств). Социальная политика авиаперевозчиков во многом зависит от региона базирования, считает эксперт ВШЭ Наталия Гончарова. На основе ее исследования редакция IQ.HSE поделила мировые авиакомпании на семь типажей.
«Если мы не созидаем и не развиваемся, мы неизбежно деградируем»
ВШЭ предлагает абитуриентам большое количество магистерских программ по управлению и развитию бизнеса. О том, какими должны быть современные менеджеры и инноваторы, рассказывает заведующий лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Джонатан Линтон.
«Ритейлу нужны не магазинные работники, а менеджеры, способные управлять большой экосистемой»
В НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «Менеджмент в ритейле». О том, чему будут обучаться студенты, почему ритейл не нужно сводить к розничной торговле и как он меняется под воздействием цифровых технологий, рассказывает руководитель программы Ольга Ойнер.
Московский и петербургский кампусы НИУ ВШЭ приняты в QTEM
10 марта 2017 года московский и санкт-петербургский кампусы ВШЭ были приняты в консорциум ведущих мировых бизнес-школ QTEM. Это значит, что ежегодно 20 лучших студентов магистерских программ по менеджменту и финансам из обоих кампусов будут располагать целым рядом возможностей членов консорциума, а по окончании своей образовательной программы в домашнем университете получат престижный сертификат выпускника QTEM.
Работодатель должен видеть в сотрудниках людей, а не просто «ресурсы»
Почему менеджменту можно научиться только на практике, а лидерство не должно быть равно единоличию? Об этом студенты Вышки могли узнать на большой встрече с известным канадским профессором Генри Минцбергом и мастер-классах представителей крупных и международных российских компаний.