«Практика на Балтике» разворачивается на Восток
Международная летняя школа «Практика на Балтике», организуемая кафедрой публичной политики ВШЭ, отметила свое 15-летие. Ее организаторы и участники рассказывают о главном, что нужно знать о «Практике», и о том, почему спустя 15 лет школа сменит направление развития.
«Практика на Балтике» — старейшая летняя школа Вышки
«Мы были инициаторами самого формата летней школы в ВШЭ, — говорит заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ и руководитель школы Нина Беляева. — Первые несколько лет «Практика на Балтике» была единственной летней школой, проводимой нашим университетом. Мы придумали и развивали свой бренд, показывая пример другим, и сегодня в Вышке уже больше тридцати таких летних школ».
«Практика» встроена и в учебный процесс в Вышке. Успешное прохождение летней школы позволяет студентам зачесть на своей программе три образовательных кредита.
Почему «практика» и почему «на Балтике»?
Балтийские страны, готовясь к вхождению в Шенгенскую зону, в начале 2000-х годов стали вводить визовый режим с Россией, что создавало серьезные проблемы для Калининградской области. Было не совсем понятно, как в новых условиях организовывать перемещение людей и товаров между «материковой» Россией и этим полуанклавом. «Это был абсолютно практический вопрос и в то же время политический, поэтому он и заинтересовал кафедру публичной политики, — объясняет Нина Беляева. — Наш первый «рывок» на Куршскую косу был за тем, чтобы посмотреть, что в этом регионе вообще происходит и можно ли его «привязать» к России, не дать ему оторваться от остальной страны. Поездка показала, что местным властям также не хватает об этом знаний».
Первые школы активно сотрудничали с муниципалитетами в Светлогорске, Калининграде, Зеленоградске. Сначала результативные группы структурировались по отдельным аспектам проблемы: политическим, экономическим, управленческим, но уже на третьей школе формат обсуждений был изменен и стал междисциплинарным.
Школа дает возможность для фантастического кадрового роста, это площадка, на которой студенты могут проверить свои силы
После Калининградской области «Практика» решила объехать весь балтийский регион, школы проводились в Литве, Латвии, Эстонии, вновь в России (в Петергофе, в Карелии), Финляндии, Германии, Швеции, Норвегии и в совсем «небалтийских» Бельгии и Италии.
Студенты как главные организаторы школы
«Практика на Балтике» — это место, где студенты не только учатся и занимаются исследованиями, но и получают организаторский опыт. Собственно, первые летние школы организовывали сами студенты. Для кого-то именно проведение школы стало первым опытом менеджерской работы. «Школа дает возможность для фантастического кадрового роста, это площадка, на которой студенты могут проверить свои силы», — говорит Нина Беляева.
Простой пример: нынешний заместитель заведующего кафедрой публичной политики и член Ученого совета ВШЭ Зинаида Погосова участвовала в «Практике на Балтике» еще будучи студенткой бакалавриата. Преподаватель Максим Маркин ездил на Балтику пять раз, пока не стал организатором другой школы по социологии.
Как устроена школа
«Во время своей первой поездки на нашу летнюю школу я выступал не только как участник, но и имел отношение к ее организации, — рассказывает аспирант Вышки Артем Ульданов. — За два месяца до ее начала я занимался рассылками потенциальным участникам, оформлением российских виз (школа проходила в России) для ряда иностранных экспертов, работой с сайтом летней школы. Я заранее знал примерную программу и, кроме того, у меня была возможность получить информацию о школе от людей, участвующих в ней долгие годы. Так что я ожидал интенсивную работу, дискуссии и полную вовлеченность. Ожидания полностью оправдались. Было несколько дней, когда мы заканчивали работать в группе около 3-4 часов ночи, так как готовили презентацию по работе института бизнес-омбудсмена в России».
По мнению Ульданова, проведение летней школы в разных местах дает дополнительные преимущества. Школа строится таким образом, чтобы ее тематика совпадала с проблематикой региона, в котором она проводится, и в качестве экспертов приглашаются люди, знакомые с местным контекстом. Кроме того, в случае, когда школа проводится в месте, интересном с точки зрения туризма, организаторы стараются выделить день на поездки и посещение достопримечательностей.
Школа, на которой встречаются самые разные исследователи
За 15 лет участниками школы побывали студенты почти всех факультетов Вышки — сказывается ставка организаторов школы на междисциплинарность. Причем темы исследований часто предлагаются самими студентами.
Скажем, сейчас тема Болонского процесса и встраивания в него России кажется вполне обычной, но 10-15 лет назад о ней мало кто мог говорить компетентно. В 2004 году группа студентов факультета права занялась на «Практике» именно этим вопросом. «От меня всё это было далеко, но студенты тогда очень заинтересовали меня презентацией, которую они сделали, — вспоминает Нина Беляева. — И уже следующей осенью мы с ними подготовили доклад о Болонском процессе и роли России в нем, выиграли конкурс DAAD (Германской службы академических обменов) и отправились туда с презентацией. Вот так я благодаря студентам стала специалистом по Болонскому процессу, связалась с Болонским университетом, и уже несколько лет у нас действует соглашение о двойных дипломах».
Среди участников Балтики было много знаменитых экономистов Вышки — Рустем Нуреев, Алексей Белянин, Владимир Козлов. Поскольку «Практика» часто проводится на приграничных территориях, несколько лет назад студенты заинтересовались проблемой трансграничного сотрудничества и работали над этой темой под руководством профессора Алексея Скопина. Команда Скопина была включена в состав аналитической группы при Минэкономразвития по подготовке закона о приграничном сотрудничестве.
Школа — это не просто красивые места и отличная команда, но и возможность запустить серьезные исследования, которые заканчиваются научными публикациями
Вместе со специалистами по формальному анализу концептов (Formal Concept Analysis) (прежде всего, Сергеем Объедковым, нынешним академическим директором аспирантской школы по компьютерным наукам) студенты придумывали инструменты для поиска скрытых смыслов в различных текстах. Таким образом они, например, анализировали международные документы и речи политиков, отражавшие восприятие и место России в глобальном мире.
Под руководством профессора Юрия Фогельсона и при поддержке Российского союза страховщиков участники школы разрабатывали страховую схему, которая бы гарантировала защиту прав российских автомобилистов в странах ЕС. А под руководством ординарного профессора ВШЭ Фуада Алескерова участники «Практики» проводили полевые исследования, которые легли в основу нескольких публикаций о развитии гражданского общества. «Мы приучали студентов, что школа — это не просто красивые места и отличная команда, но и возможность запустить серьезные исследования, которые заканчиваются научными публикациями», — подчеркивает Нина Беляева. По итогам каждой школы уже несколько лет издаются сборники статей на английском языке, позволяющие студентам-авторам получать повышенные стипендии.
Как «Практика» начала меняться
15-я школа проходила совсем далеко от Балтики — в Милане. Это был явный сигнал к переменам — не только географическим, но и в самом формате школы. «Мы решили совместить традиционный учебный формат «Практики» с большой международной научной конференцией», — поясняет Нина Беляева.
В Милане в это время (в июле) проходила Международная конференция по публичной политике (ICPP). Участники «Практики» получили возможность самостоятельно представить на секциях конференции свои исследования. В частности, студентка программы «Политический анализ и публичная политика» Анастасия Лукьянова выступила с докладом, в котором сравнивала систему Европейского суда по правам человека, который действует на уровне Совета Европы, и Суда Европейского союза. Решения двух этих судебных систем часто различаются. Лукьянова, проанализировав их практику, показала, как можно существовать в такой сложной правовой среде.
Для студентки той же программы Анастасии Галиной выступление в Милане стало первым опытом участия в международной конференции. «Мы подготовили исследование “Ukrainian Protests (2013-2014) in the Context of Multiple Cleavages: Main Explanatory Factors and Foundations”, — рассказывает она. — Изучали Евромайдан, анализировали, какие разногласия возникают между его сторонниками и противниками».
А Екатерина Узойкина представила статью «“Je Suis Charlie”: The Formation of Global Public and its Discourse», написанную в соавторстве с Ниной Беляевой. «Я исследовала французский кейс, который из локального превратился в глобальный, поскольку всё большую роль сегодня играет интернет, создание сообществ, лоббирование своих интересов в сети, — говорит Екатерина. — Выступая перед большой аудиторией иностранных экспертов, чувствуешь волнение, но этот доклад стал для меня отличной тренировкой».
Разворот на Восток
«Балтийский регион за 15 лет мы весь объехали, хочется найти новое измерение, в том числе территориальное», — говорит о причинах «переформатирования» школы Нина Беляева.
Возможных пути два. Либо уходить вглубь России, начиная, например, с Волги и Урала, потому что там находятся Нижегородский и Пермский кампусы ВШЭ. Либо выдвигаться далеко на Восток. «Везде, куда мы приезжали, мы помогали решать проблемы той территории, на которой проводилась школа, и также мы можем делать в кампусах Вышки или за рубежом», — считает Нина Беляева.
Англоязычная магистерская программа «Политический анализ и публичная политика», которую реализует кафедра публичной политики, — самая интернационализированная в Вышке. На ней есть студенты и из Азии, которые приглашают следующую «Практику» в свои страны. Среди возможных вариантов — Марокко, Таиланд, Сингапур.
Кстати, умение за короткий срок сработаться с представителями разных культур и академических традиций — еще один навык, приобретаемый на школе. «Исследовательская работа с иностранными студентами на летней школе бывает интересной как раз из-за разных взглядов как на проблематику исследования, так и на теоретико-методологические подходы, — говорит Артем Ульданов. — Я не сталкивался с ситуацией, когда иностранные студенты «давили бы авторитетом» своих русскоязычных коллег, обычно присутствует здоровая дискуссия и синтез разных предложений по ее итогам».
Окончательное решение о месте проведения «Практики-2016» (слово «практика» в названии школы решено сохранить в любом случае) будет принято решением Студенческой Палаты — по итогам обсуждения предложений, представленных инициативными группами.
«Важно, чтобы студентам самим было интересно этими вещами заниматься, — говорит Нина Беляева. — Во многом именно этим объясняется наш успех».
Алескеров Фуад Тагиевич
Ординарный профессор ВШЭ
Беляева Нина Юрьевна
Заведующая кафедрой публичной политики
Белянин Алексей Владимирович
Заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики
Козлов Владимир Александрович
Доцент Кафедры демографии
Маркин Максим Евгеньевич
Преподаватель Кафедры экономической социологии
Нуреев Рустем Махмутович
Ординарный профессор ВШЭ
Объедков Сергей Александрович
Академический директор Аспирантской школы по компьютерным наукам
Погосова Зинаида Михайловна
Заместитель заведующего кафедрой публичной политики
Фогельсон Юрий Борисович
Профессо Кафедры публичной политики
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.